Биология - 5 класс
Урок биологии в 5 классе на тему: «Приспособления организмов к жизни в природе».
Автор - Педагог: Максимова Лидия Витальевна, учитель биологии МОУ Коляновской СОШ Ивановского муниципального района Ивановской области.
Цель:
Предметно-дидактическая: формирование представлений о приспособленности организмов к условиям среды обитания.
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов
Задачи:
1.Познакомить учащихся с влиянием условий среды на организм растений
2.Показать взаимную приспособленность растений и животных
3.Систематизировать знания учащихся о приспособленности организмов к условиям существования.
Тип урока: изучение нового материала.
УУД, формируемые на уроке:
-
личностные: ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной мира; аргументированное оценивание своих поступков; нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
-
коммуникативные: участие в совместной деятельности; создание устных и письменных текстов; адекватное восприятие устной речи, осознанное чтение, владение монологической речью; организация работы в паре; использование микроскопа как инструмента для достижения цели; изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
-
познавательные: формулирование проблемы, поиск путей решения; владение смысловым чтением; нахождение достоверной информации; представление информации в форме рисунка; анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; построение речевого высказывания.
-
регулятивные: целеполагание, планирование, определение проблемы, выдвижение версий; оценка и самоконтроль учебной деятельности
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- Выдвигают простейшие гипотезы;
- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- Работают с информацией и преобразуют её;
- Находят причинно – следственные связи;
- Оценивают свою работу и работу одноклассников.
Предметные:
- Выявляют взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов;
- Объясняют причины сезонных изменений у организмов, приводят примеры собственных наблюдений;
- Характеризуют приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника.
Оборудование и технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная система голосования, видеодвойка, цифровой микроскоп, DVD «Эти загадочные животные»; таблица «Жизненные формы животных». На каждой парте: микроскоп, микропрепарат «Строение головы комара», влажный препарат «Внутреннее строение рыбы», коллекция «Строение майского жука»
Ключевые слова: приспособленность, опыление, соцветие, защитная окраска
Рабочие материалы для обучающихся:
1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова.- М.: Вентана – Граф, 2012.- 128 с.: ил.
2. Рабочая тетрадь к учебнику;
3. Дополнительный текстовый материал
4. Оценочный лист
Ход урока:
1.
Организационный этап.
Учитель приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.
2.
Ориентировочно – мотивационный этап.
Цели для учащихся:
включиться в деловой ритм урока; сформулировать самостоятельно цель урока.
Цель для учителя: создать деловую атмосферу и эмоциональный настрой урока.
Задачи для учителя:
подготовить учеников к осознанному восприятию материала;
создать настрой учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока;
включить учеников в деловой ритм урока, настроить на работу в заданном темпе;
Методы организации работы: мозговой штурм, демонстрация видеофрагмента с диска.
Форма организации работы: фронтальная.
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока через вопросы и демонстрацию видеофрагмента: ВВС «Защита».
Предлагает ответить на вопросы:
1.Какие животные представлены в кинофрагменте? (змеи, тигр, насекомые, птицы)
2.О каком свойстве живых организмов пойдёт сегодня речь на уроке? (о приспособленности организмов)
Учитель направляет деятельность обучающихся, связанную с планированием этапов по изучению темы.
К чему могут быть приспособлены организмы?
Предполагаемые ответы:
1.К среде обитания
2.К факторам среды обитания.
3.
Учебно-познавательная деятельность первого этапа «Приспособленность к среде обитания».
Цели для учащихся:
вспомнить изученный материал и воспроизвести знания о средах жизни и их свойствах;
изучить признаки приспособленности организмов к среде обитания;
произвести самооценку своих знаний.
Цель для учителя: организовать актуализацию и контроль знаний учащихся; сформировать у учащихся знания об одном из свойств животных – приспособленности; организовать первичное закрепление новых знаний и умений учащихся.
Задачи для учителя:
проверить уровень знаний учащихся по теме «Среды жизни»;
оценить уровень подготовленности учеников, скорректировать их знания, проверить готовность к восприятию новой информации;
развивать у учеников умения сравнивать, анализировать, находить главное, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
организовать изучение признаков приспособленности к среде жизни;
продолжить формирование у учащихся коммуникативных навыков и умения работать в коллективе путем совместного обсуждения, анализа выполненных заданий.
Методы организации работы: работа с натуральными объектами, беседа; контроль и самопроверка знаний.
Формы организации работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Учитель предлагает проверить уровень знаний по теме «Среды жизни»:
1) Найдите соответствие между названиями организмов и средой жизни, в которой они обитают.
1.дельфин
2.крот
3.воробей
4.туберкулёзная палочка
5.вирус гриппа
6.осьминог
7.лиса
8.личинка майского жука
- а лягушка?
А) водная
Б) наземно-воздушная
В) почвенная
Г) организменная
Напоминает обучающимся, как оценить свою работу, используя шкалу.
2) Организует самостоятельную работу по изучению влажного препарата рыбы по плану. Помогает выявить признаки приспособленности рыб к водной среде
3) Организует самостоятельную работу по изучению майского жука в коллекции по плану. Помогает выявить признаки приспособленности майского жука к наземно-воздушной среде
4) Предлагает обучающимся задание с целью выявления признаков приспособленности организмов к почвенной среде жизни
5) Предлагает обучающимся задание с целью выявления признаков приспособленности паразитов к организменной среде обитания
6) Организует первичное закрепление нового материала: самостоятельная работа с кластером по систематизации знаний по теме «Приспособленность организмов к среде обитания».
Учащиеся подписывают оценочный лист и выполняют задание №1.
Учащиеся проводят самооценку своих знаний в соответствии с критериями, предложенными учителем.
Оформляют кластер по приспособленности: выбирают и наклеивают организмы в соответствии со средой обитания
4. Физкультминутка. Ребята выполняют упражнения «Капитошка»
5.
Учебно-познавательная деятельность второго этапа «Приспособленность к факторам среды обитания».
Цели для учащихся:
вспомнить изученный материал и воспроизвести знания об экологических факторах;
изучить признаки приспособленности организмов к экологическим факторам;
произвести самооценку своих знаний.
Цель для учителя: организовать контроль знаний учащихся; сформировать у учащихся знания об одном из свойств животных – приспособленности; организовать первичное закрепление новых знаний и умений учащихся.
Задачи для учителя:
Систематизировать знания обучающихся по приспособленности организмов к экологическим факторам;
Закрепить умения работы с микроскопом;
развивать у учеников умения сравнивать, анализировать, находить главное, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование микроскопа,
способствовать воспитанию коммуникативных навыков, умения работать в паре;
Основные положения материала:
1.Приспособленность организмов к абиотическим факторам среды.
2.Приспособленность организмов к биотическим факторам среды (растения).
3.Повторение правил работы с микроскопом.
4.Наблюдение ротового аппарата комара.
5.Приспособленность организмов к биотическим факторам среды (растения).
Методы организации работы: поисковая беседа с использованием заданий, работа с микроскопом, рабочей тетрадью, работа с CD-диском, демонстрационным материалом на слайдах, биологическими понятиями.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.
1.Учитель предлагает учащимся проверить уровень знаний по теме «Экологические факторы»:
Найдите соответствие между процессами и экологическими факторами.
1.сброс сточных вод в реку
2.выпавший снег
3.вырубка леса
4.дождь
5.поедание малины медведем
6.опыление растения пчелой
Экологические факторы:
А) абиотические
Б) биотические
В) антропогенные
2.Предлагает обучающимся задание в рабочей тетради с целью выявления признаков приспособленности организмов к абиотическим факторам.
3.Организует работу по повторению правил работы с микроскопом
Вам поручено составить краткий инструктаж о поведении учащихся во время работы с микроскопом. Поскольку это будет практическая работа, необходимо максимально чётко проговорить требования техники безопасности.
Прочитайте текст и определите лишний пункт.
Памятка
1.Ставить микроскоп в рабочее положение необходимо двумя руками: одной - держать за штатив, другой – за подставку.
2.С помощью зеркала поймайте луч света и направьте его на рассматриваемый объект.
3.Во время настройки зрительной трубы надо следить, чтобы линзы объектива не коснулись микропрепарата.
4. Просмотр микропрепарата надо всегда начинать с малого увеличения объектива. Большое увеличение используйте только при необходимости.
5.По завершении работы уберите микропрепарат с предметного столика, протрите столик чистой салфеткой, поставьте в нерабочее положение тубус и зеркало.
4. Учитель осуществляет контроль за работой с микроскопом, побуждает к высказыванию своих мыслей об увиденном под микроскопом.
5. Предлагает оформить задание № 4,6 в рабочей тетради на странице 54 – 55
6. Предлагает обучающимся задание на флипчарте (соответствие названий животных и способов пассивной защиты)
1.кузнечик
2.черепаха
3.палочник
4.божья коровка
5.муха – журчалка
А) панцирь
Б) предостерегающая окраска
В) маскировка
Г) покровительственная окраска
Д) мимикрия (подражание защищённым животным)
8. Организует первичное закрепление нового материала: самостоятельная работа с кластером по систематизации знаний по теме «Приспособленность организмов к экологическим факторам».
Учащиеся оформляют задания № 3, 4, 6 в рабочей тетради.
Готовят кластер по приспособленности: выбирают и наклеивают.
6.Подведение итогов работы и рефлексия.
Цели для учащихся:
Сформулировать понятие «приспособленность»;
произвести самооценку своих знаний по новому учебному материалу.
Цель для учителя: организовать первичную проверку усвоения и понимания нового материала; выявить границы применимости нового знания.
Задачи для учителя:
осуществить проверку усвоения и понимания нового материала;
организовать нравственно – этическое оценивание обучающимися усваиваемого содержания;
установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами.
Методы организации работы: работа с разными источниками информации, самоконтроль и самопроверка знаний.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Учитель акцентирует внимание обучающихся на конечном результате учебной деятельности на уроке: подводит под понятие «приспособленность», направляет деятельность учащихся, связанную с выявлением границ применимости нового знания, организует построение логической цепочки рассуждений по выведению следствий изменения среды обитания организмов. Предлагает обучающимся вопрос: Что произойдет, если нарушить среду обитания организма?
Учитель предлагает оценить уровень усвоения и понимания нового материала. Организует интерактивное голосование, предлагает подсчитать количество баллов за урок по оценочному листу.
Обучающиеся подсчитывают общее количество баллов, заработанных за урок. Сдают оценочный лист.
7.Задание на дом.
Цели для учащихся:
используя текст §19 выучить материал о приспособленности организмов к условиям жизни;
уметь ответить устно на вопросы после §19;
Цель для учителя: определить и разъяснить учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания, мотивировать выполнение учащимися дополнительных заданий.
Задачи для учителя:
объяснить особенности выполнения домашнего задания;
стимулировать качественное выполнение учениками домашнего задания хорошими оценками на следующем уроке. Учитель разъясняет критерии успешного выполнения домашнего задания, предлагает учащимся открыть дневники и записать задание (слайд 14):
1.Если вы набрали менее 6 баллов, то изучите §19 учебника, ответьте устно на вопросы после §19. Повторите §17,18.
2.Если вы набрали от 7 до 8 баллов, то повторите §19 учебника, прочитайте материал для любознательных.
3. Если вы набрали от 9 до 10 баллов, то оценка «4»; от 11 баллов до 13 – оценка «5»;
Выполните творческие задания.
4.Выполните задания 1,2,5 в рабочей тетради.
5.Завершите оформление кластера
Учитель организует проверку мотивационной рефлексии. Обучающиеся прикрепляют на доску смайлик, оценивая свою работу и своё настроение на уроке. «Лесенка «Моё настроение»» (комфортно, уверен в своих силах, хорошо, плохо, крайне скверно).
Рекомендуем посмотреть:
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 5 класса
Конспект урока по биологии в 5 классе. Шляпочные грибы
Тест – контроль по ФГОС ООО. Биология – наука о живом мире, 5 класс
Игра по биологии для 5, 7 класса
Похожие статьи:
Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС
Конспект урока биологии в 5 классе