Конкурсы

Конспект урока биологии в 5 классе

Урок биологии в 5 классе по теме: «Водоросли – слоевищные растения»

Автор: Мальцева Ольга Михайловна, учитель биологии  МАОУ «Общеобразовательное учреждение гимназия №13» г. Красноярск

Данная разработка урока составлена для учащихся 5 класса УМК Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С., а так же может быть использована при проведении уроков и по другим программам. Урок изучения нового материала: предполагает работу учащихся с текстом учебника, микроскопами (при выполнении лабораторной работы), работой с гербариями, подготовка сообщений учащимися по теме,  что  позволяет учащимся организовать свои действия, работать с информацией, работать в группе,  делать выводы.

Конспект урока по теме: «Водоросли-слоевищные растения» 5 класс

Задачи:

- познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

- сформировать знания об их среде обитания;

- раскрыть особенности строения тела;

- показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;

- познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

- показать значение водорослей в природе и жизни человека;

- продолжить развивать умение пользоваться микроскопом;

- продолжить формирование умения работать с учебником;

План урока:

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала. Лабораторная работа.

3. Закрепление

4. Домашнее задание

Оборудование: гербарий, морские водоросли, дидактические карточки, микроскоп, микропрепараты зеленой водоросли спирогиры.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Добрый день! Посмотрите в окно и улыбнитесь окружающему нас миру, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте здоровья себе и окружающим. Начинаем работать.

1. Организационный момент (5 мин).

Актуализация проблемы:

Антошка: Мои рыбки в аквариуме все водоросли съели — и валлиснерию, и рдест.

Биолог: Ты ошибаешься, валлиснерия и рдест — цветковые растения. Не все, что в воде растет, - водоросли.

1. Чем различаются взгляды Антошки и биолога?

2. Что нужно обсудить на уроке, чтобы Антошка согласился с биологом?

3.  Сравните свой вопрос с вопросом автора.(стр.171) (Что такое водоросли?)

4.  Какие царства живой природы вы знаете?

5.  А к какому царству можно отнести водоросли? На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить.

Ребята сегодня мы работаем по группам. Я сейчас  раздам задания каждой группе.

1. Где обитают водоросли?

2. Какой способ питания у водорослей?

3. Как устроены водоросли?

4. Какие бывают водоросли?

Учащиеся находят ответы на вопросы в учебнике на стр.108.

Обсуждение ответов. Слайды презентации.

1. Место обитания.

Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.

Записывают в тетрадях: в воде, во влажных местах, на камнях и древисине.

2. Питание.

Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде органическими веществами.

Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.

Гетеротрофное – всасывание растворов питательных веществ.

3. Строение.

Рассмотрите рис.19.1 стр.108. и выявите  различия в строении изображенных на нем растений.

Как называется водоросль? (зеленая водоросль хламидомонада)

Сколько клеток у хламидомонады? (одна)

А все ли водоросли состоят из одной клетки как хламидомонада? (нет)

Какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого рисунка?

Водоросли

Одноклеточные                    Многоклеточные

(хламидомонада)                  (спирогира)

Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Тело многоклеточных водорослей не имеет настоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом).

Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы, а размеры многоклеточных водорослей могут достигать нескольких десятков метров.

Какого цвета эти водоросли?

Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой).  Хламидомонада имеет овальную форму. и два жгутика, благодаря которым она передвигается в воде. Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма, ядро, хлоропласт чашевидной формы и красный «глазок», с помощью которого хламидомонада различает свет, необходимый ей для фотосинтеза. «Глазок» воспринимает свет — и хламидомонада движется в сторону освещенного места. У нее есть пульсирующие вакуоли, которые выводят из клетки избыток воды.

Выполнение лабораторной работы: «Строение зеленой водоросли спирогиры».

Порядок выполнения лабораторной работы:

1. Рассмотреть внешний вид водоросли спирогира.

2. Зарисовать и обозначить названия отдельных частей водоросли.

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат спирогиры.

4. Зарисовать клетки спирогиры и обозначить названия ее органотел: (ядро, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоли, хроматофор).

5. Сделать выводы.

4. Заслушивание 4 группы разнообразие водорослей.

Слайды презентации на экране. Гербарии водорослей на столах у учащихся.

Найдите эти водоросли в гербариях.

Зеленые водоросли.

Красные водоросли.

Бурые водоросли

Вывод: На какой вопрос мы сегодня отвечали на уроке?

Водоросли — это низшие слоевищные растения,  их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хропласты с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Они снабжают атмосферу земли кислородом. Составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых организмов.

Ребята отгадайте загадку про водоросль о которой сегодня мы говорили:

Какая водоросль имеет в названии следующие составные части: предлог, кулинарное изделие, имя девочки. (спирогира)

Домашнее задание: параграф 19, вопросы 3-8, придумать загадки на тему водоросли.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии для 7 класса

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Конспект урока биологии в 8 классе

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Светлана # 6 апреля 2014 в 17:43 0
Впечатляет! Спасибо, кое чему научилась.
Елена Павловна Козел # 15 ноября 2014 в 08:01 0
Ольга Михайловна, спасибо Вам за разработку урока. Мне она понравилась.
Вера Александровна Полушкина # 15 июля 2015 в 22:53 0
Здравствуйте коллега. Материал разработки доступный, объёмный, думаю, что интересный.Спасибо за разработку.
Светлана Викторовна Шохина # 6 сентября 2015 в 15:59 0
Добрый день Ольга Михайловна. Конспект урока подробный и грамотный , весь материал преподнесен доступно. Думаю учащимся будет интересно .Спасибо за разработку.
Екатерина Викторовна Субботина # 5 ноября 2015 в 19:50 0
Здравствуйте Ольга Михайловна. Разработка урока понравилась. Четко поставлены цели урока. Проводится лабораторная работа. Объяснения материала предоставлено содержательно и в тоже время очень увлекательно. Вашу разработку обязательно буду использовать на своих уроках. Спасибо Вам большое!
Надежда Сергеевна Васбиева # 17 ноября 2015 в 17:19 0
Спасибо,хороший доступный материал.
Людмила Георгиевна Гайс # 23 ноября 2015 в 18:06 0
Здравствуйте Ольга Михайловна! Мне понравился ваш материал. Разработка очень содержательна , доступное изложение материала. Присутствует в начале урока психологический настрой учащихся, а постановка проблемного вопроса, требует от учащихся его решения в ходе активной мыслительной деятельности.также хорошо что кроме стандартного задания на дом , было предложено учащимся задание творческого характера, придумать самим загадки о водорослях.Спасибо вам за разработку!
Приглашаю вас посетить мою страничку. Оценить мою работу можно по адресу:https://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-georgievna-gais/pole-chudes-po-biologi-na-temu-fauna-kazahstana.html
Заранее благодарна!
Ольга Олеговна Елизарова # 15 мая 2016 в 11:36 0
Спасибо за хороший урок! Буду использовать в своей работе.
Татьяна Степановна Куликова # 30 июля 2016 в 21:27 0
Доброе время суток, здравствуйте. Методически правильно составленный урок. Разнообразие форм позволяет удерживать внимание обучающихся. Спасибо!