Урок биологии в 5 классе по теме: «Водоросли – слоевищные растения»
Автор: Мальцева Ольга Михайловна, учитель биологии МАОУ «Общеобразовательное учреждение гимназия №13» г. Красноярск
Данная разработка урока составлена для учащихся 5 класса УМК Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С., а так же может быть использована при проведении уроков и по другим программам. Урок изучения нового материала: предполагает работу учащихся с текстом учебника, микроскопами (при выполнении лабораторной работы), работой с гербариями, подготовка сообщений учащимися по теме, что позволяет учащимся организовать свои действия, работать с информацией, работать в группе, делать выводы.
Конспект урока по теме: «Водоросли-слоевищные растения» 5 класс
Задачи:
- познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;
- сформировать знания об их среде обитания;
- раскрыть особенности строения тела;
- показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;
- познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- показать значение водорослей в природе и жизни человека;
- продолжить развивать умение пользоваться микроскопом;
- продолжить формирование умения работать с учебником;
План урока:
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала. Лабораторная работа.
3. Закрепление
4. Домашнее задание
Оборудование: гербарий, морские водоросли, дидактические карточки, микроскоп, микропрепараты зеленой водоросли спирогиры.
Ход урока.
Вступительное слово учителя: Добрый день! Посмотрите в окно и улыбнитесь окружающему нас миру, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте здоровья себе и окружающим. Начинаем работать.
1. Организационный момент (5 мин).
Актуализация проблемы:
Антошка: Мои рыбки в аквариуме все водоросли съели — и валлиснерию, и рдест.
Биолог: Ты ошибаешься, валлиснерия и рдест — цветковые растения. Не все, что в воде растет, - водоросли.
1. Чем различаются взгляды Антошки и биолога?
2. Что нужно обсудить на уроке, чтобы Антошка согласился с биологом?
3. Сравните свой вопрос с вопросом автора.(стр.171) (Что такое водоросли?)
4. Какие царства живой природы вы знаете?
5. А к какому царству можно отнести водоросли? На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить.
Ребята сегодня мы работаем по группам. Я сейчас раздам задания каждой группе.
1. Где обитают водоросли?
2. Какой способ питания у водорослей?
3. Как устроены водоросли?
4. Какие бывают водоросли?
Учащиеся находят ответы на вопросы в учебнике на стр.108.
Обсуждение ответов. Слайды презентации.
1. Место обитания.
Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.
Записывают в тетрадях: в воде, во влажных местах, на камнях и древисине.
2. Питание.
Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде органическими веществами.
Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.
Гетеротрофное – всасывание растворов питательных веществ.
3. Строение.
Рассмотрите рис.19.1 стр.108. и выявите различия в строении изображенных на нем растений.
Как называется водоросль? (зеленая водоросль хламидомонада)
Сколько клеток у хламидомонады? (одна)
А все ли водоросли состоят из одной клетки как хламидомонада? (нет)
Какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого рисунка?
Водоросли
Одноклеточные Многоклеточные
(хламидомонада) (спирогира)
Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Тело многоклеточных водорослей не имеет настоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом).
Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы, а размеры многоклеточных водорослей могут достигать нескольких десятков метров.
Какого цвета эти водоросли?
Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой). Хламидомонада имеет овальную форму. и два жгутика, благодаря которым она передвигается в воде. Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма, ядро, хлоропласт чашевидной формы и красный «глазок», с помощью которого хламидомонада различает свет, необходимый ей для фотосинтеза. «Глазок» воспринимает свет — и хламидомонада движется в сторону освещенного места. У нее есть пульсирующие вакуоли, которые выводят из клетки избыток воды.
Выполнение лабораторной работы: «Строение зеленой водоросли спирогиры».
Порядок выполнения лабораторной работы:
1. Рассмотреть внешний вид водоросли спирогира.
2. Зарисовать и обозначить названия отдельных частей водоросли.
3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат спирогиры.
4. Зарисовать клетки спирогиры и обозначить названия ее органотел: (ядро, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоли, хроматофор).
5. Сделать выводы.
4. Заслушивание 4 группы разнообразие водорослей.
Слайды презентации на экране. Гербарии водорослей на столах у учащихся.
Найдите эти водоросли в гербариях.
Зеленые водоросли.
Красные водоросли.
Бурые водоросли
Вывод: На какой вопрос мы сегодня отвечали на уроке?
Водоросли — это низшие слоевищные растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хропласты с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Они снабжают атмосферу земли кислородом. Составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых организмов.
Ребята отгадайте загадку про водоросль о которой сегодня мы говорили:
Какая водоросль имеет в названии следующие составные части: предлог, кулинарное изделие, имя девочки. (спирогира)
Домашнее задание: параграф 19, вопросы 3-8, придумать загадки на тему водоросли.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока биологии для 7 класса
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Конспект урока биологии в 8 классе
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс
Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС