Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обучающий тренинг для педагогов в колледже «Формирование новых форм поведения у студентов в процессе обучения и воспитания»

Обучающий тренинг для педагогов «Формирование новых форм поведения у студентов в процессе обучения и воспитания»
Цель: повышение осведомленности педагогов в вопросе выработки продуктивного поведения и мотивации обучения у студентов.
Задачи:
дать представление о поведенческом подходе в обучении;
• создать условия для совместного обсуждения мнений по вопросам мотивации;
• обеспечить формирование собственной позиции учителя в использовании методов психологического воздействия на студентов с целью повышения успеваемости и мотивации к обучению;
• способствовать повышению мотивации к профессиональной деятельности у самих педагогов;


1. Типы психологического воздействия на обучающихся (Мини-лекция).
Перед каждым педагогом рано или поздно встает вопрос: как вообще направлять студента на свершения и преодоления себя в процессе познания? Почему, пытаясь обучить их определенному поведению, на практике мы получаем порой противоположный результат? Эти вопросы волнуют многих. Попытаемся ответить на них с точки зрения психологической теории, изучающей поведение человека. Признанным лидером в изучении законов человеческого поведения является направление американской психологии, получившее название бихевиоризм, или поведенческая психология. В рамках данного направления все различные формы поведения человека рассматриваются как приобретенные в процессе опыта, а, именно, научения . Именно результатом научения является все многообразие проявлений поведенческих особенностей детей, которые, повторяясь в различных ситуациях, становятся устойчивыми чертами характера взрослого человека. С точки зрения научения, формирование нового поведения определяется ситуацией, в которой оно происходит, и зависит от того, что следует за тем или иным поведением или поступком
Подкрепление – это такое воздействие, которое появляется после определенного действия и повышает вероятность его повторения.
Например, с младенчества основным способом информирования взрослого о своих нуждах и потребностях для ребенка является плач. Он плачет, когда голоден или когда его что-то тревожит, и, как правило, получает желаемое. Плач становится формой поведения, освоение которой приводит к тому, что ребенок начинает ее использовать и в других случаях: заставить родителей купить понравившуюся игрушку, получить желаемую оценку, сдать экзамен и т.д.
Позитивным подкреплением считается предъявление приятного стимула (события) после какого-либо действия, повышающее вероятность его повторения. Так, похвала учителя, услышанная ребенком после ответа в школе, или положительная оценка увеличивает вероятность того, что он подготовится хорошо еще раз.
Негативным подкреплением считается устранение неприятного стимула после получения желаемого поведения. Примером негативного подкрепления является ситуация, когда ученик выполняет домашнюю работу не для того, чтобы получить что-то приятное, а для того, чтобы избежать неприятных для него нареканий со стороны учителя и родителей. В основе поведения при негативном подкреплении лежит желание избежать возможных негативных последствий. Отличие позитивного и негативного подкрепления можно также проиллюстрировать следующим примером. Родители договариваются с подростком о том, что он самостоятельно будет наводить порядок в своей комнате. В том случае, если подросток будет поддерживать свою комнату в чистоте, родители готовы купить ему новый компьютер (позитивное подкрепление). Если порядок в комнате не будет поддерживаться, родители могут запретить подростку приглашать в гости друзей или лишить его возможности играть в компьютер (негативное подкрепление). Негативное подкрепление также следует отличать от наказания. Отличие наказания от негативного подкрепления заключается в том, что наказание ведет к исчезновению реакции, тогда как негативное подкрепление ведет к обучению путем избегания. Используя подкрепление можно быстрее установить дисциплину в классе, чем используя наказание.
Правила подкрепления:
1. Подкрепление тем успешнее, чем ближе по времени к действию.
2. Подкреплять нужно не только конечный результат действия, но и постепенное приближение к его достижению.
3. Заканчивать обучение следует всегда на фоне поощрения.[/b]

Наказание в том виде, как оно типично применяется, то есть не как действие, при котором учитель отслеживает поведение ребенка и находит способ прекратить или изменить его, а как унижение или оскорбление личности ученика, не работает сегодня и ведет к проблемам в будущем по нескольким причинам:
- Наказание, особенно то, которого невозможно избежать, заставляет детей ненавидеть себя и других.
- При наказании дети не учатся поступать правильно, а только находят способы избегать наказания.
- Наказание учит детей тому, что с ними что-то не так, они хуже других и совершают плохие поступки.
- Страх нарастает с каждым наказанием, если дети чувствуют угрозу и не понимают причину наказания.

2. Практическая часть:
Ситуационные задачи
Время выполнения: 5 минут;
Обсуждение результатов: 3 минуты.
Далее педагогам предлагается на практике познакомится с ситуационными задачами и попробовать их решить, используя полученную в теоретической части информацию. Участники делятся на 6 команд. Каждая команда получает задание на карточке. Время обсуждения 5 минут.

Содержание карточек с заданиями:
1.Заканчивая урок, учитель говорит: «Завтра будет контрольная работа. Готовьтесь. Судя по тому, что было на уроке, вы завтра работу не напишете».
Проанализируйте ситуацию, прокомментируйте действия учителя. Предложите альтернативные
варианты завершения урока.

Возможное решение: Учитель дала студентам одновременно две установки: «нужно готовиться» и «вы все равно не приготовитесь». Это подкрепление безуспешности в приготовлении к контрольной работе. В этой ситуации можно было сказать детям следующее: «Завтра контрольная работа. Вспомните всё то, что мы с вами решали сегодня. Повторите все правила. Я уверена, что вы справитесь с заданиями».

2.Студент любит математику. Но он не может запоминать теоремы, хотя к случаю всегда их выводит сам. Поэтому он всегда решает правильно задачи, но устно не может ответить теорему наизусть. Однако учитель требует повторение теоремы слово в слово. И когда студент не может этого сделать, получает неудовлетворительную оценку. Вскоре студент перестает заниматься математикой.
Какой вид психологического воздействия на поведение студента осуществляет учитель? Какие рекомендации можно дать учителю чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

Возможное решение: это негативное подкрепление. Студент избегает предмета, который приносит разочарование. Учитель в данном случае забывает также об основных правилах подкрепления. Стоит уделить внимание промежуточным результатам студента, чтобы у него не складывалось впечатления о полной безуспешности изучения математики.

3.Во время урока за последней партой сидит студент, который постоянно вертится и задевает всех студентов вокруг. Учитель некоторое время молчит, затем, не выдержав, отчитывает его. Ученик
мгновенно затихает и становится шелковым.
О каком психологическом воздействии в данном случае идет речь? Почему студент начинает соблюдать дисциплину? Укажите альтернативные способы воздействия в данной ситуации.

Возможное решение: Речь идет о негативном подкреплении. Студент соблюдает дисциплину для того, чтобы не получить порицание со стороны учителя. То есть основное внимание обращено на то, как НЕ БЫТЬ НАКАЗАННЫМ, а не на то, КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО. Правильным в данной ситуации было бы не негативное подкрепление плохого поведения со стороны учителя, а подкрепление желаемого поведения. То есть не стоит уделять особое внимание студенту в случае плохого поведения. Напротив, в ситуации привлечения студентом внимания при помощи плохого поведения нужно постараться его минимизировать. Как только студент успокоится или будет вести себя в соответствии с установленными в группе правилами, ему нужно обязательно уделить внимание, отметив данный вид поведения. Например, можно подойти к нему, дотронуться до плеча и сказать: «Мне нравится, когда ты ведешь себя так». Или в конце урока в присутствии всех обучающихся похвалить его за хорошее поведение. Получив подкрепление, он будет стараться вести себя таким образом, чтобы и в следующий раз учитель его отметил, выделил среди других студентов.

4.Студент очень старался и выполнил задание, хотя раньше он этого не делал, накопив достаточно большое количество неудовлетворительных оценок. Учитель в этот раз поставил заслуженную удовлетворительную оценку и с сарказмом отметил «Что с тобой случилось? Обычно тебе наплевать на мой предмет…»
Прокомментируйте ситуацию? Укажите альтернативные способы воздействия на студента в данной ситуации. Возможное решение: Учитель поставил оценку, но сам факт того, что студент, который практически не делал домашних заданий, сегодня выполнил его, не отметил. Более того, был сделан акцент на негативном отношении студента к предмету. Таким образом, действие не получило подкрепление, и, вероятнее всего, этот студент не будет больше выполнять домашние задания: «Зачем? Учитель все равно не замечает моих стараний». Вероятность повторения поведения часто определяется тем, что за ним следует.

5.Студент первого курса М. систематически не делал домашнее задание по химии. Учитель вызвал родителей в колледж с целью провести беседу о должных воспитательных мерах с стороны родителей и получить объяснения от них. Дома студента М. при встрече с родителями ждал скандал, но делать домашние задание по химии он так и не начал. Перед уроком стал быстро списывать у приятелей домашние задания.
Какой вид психологического воздействия был применен родителями? Предложите иные варианты действий родителей.

Возможное решение: В данном случае было применено негативное подкрепление. Оно учит детей избегать наказания и быть пойманым. В данном случае оптимальным было бы выяснить причину данного поведения у студента. В крайнем случае использовать наказание при условии выполнения всех правил. Смысл наказания состоит в том, чтобы убрать определенное поведение, которое не желательно для социума (ребенок не делал домашние задания, после наказания стал делать)

6.На уроке студенты первого курса были очень возбуждены, эмоционально не сдержаны, настрой на работу отсутствовал. Чтобы восстановить дисциплину, учитель дает контрольную работу.
Прокомментируйте действия учителя. Какой вид психологического воздействия был произведен учителем? Предложите иные варианты действий учителя.

Возможное решение: Ученики оценили это как несправедливость. Учитель мог бы узнать причину возбуждения и предложить рассмотреть выход. из ситуации в аспекте своего урока. Ученики были бы благодарны и, возможно, прикладывали бы больше усилий при освоении данного предмета. В этом случае мы имеем дело со случайным наказанием. Сбивающими с толку бывают ситуации, когда учитель сегодня наказывает учеников за то, к чему был равнодушен вчера. Ученики в таком случае полагают, что наказание связано с настроением учителя и меньше ему доверяют.

3. Мотивация педагога.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация)

Зачастую бывает так, что педагог сам недостаточно мотивирован на собственную педагогическую продуктивную деятельность, что проявляется в отношении к подготовке к урокам, взаимодействию со студентами. Осознание данного факта требует от педагога серьезной саморефлексии и самоанализа.
Далее педагогам предлагается пройти экспресс-диагностику по определению уровня своей собственной мотивации. Каждый преподаватель получает бланк с вопросами теста.
Экспресс-тест «Мотивация педагога»
Время выполнения: 5 минут.
Обсуждение результатов: 3 минуты.
Варианты ответа: Да и НЕТ
Вопросы
1. Интересно ли Вам на занятиях со студентами?
2. Увлечены ли Вы своим предметом?
3. Уважаете ли Вы группу, с которой работаете?
4. Есть ли обстоятельства, которые Вам особенно мешают работать с удовольствием?
5. Пытались ли Вы найти основные причины своих успехов и неудач в профессиональной деятельности?
6. Знаете ли Вы методы и приёмы повышения собственной мотивации?
7. Приводят ли Ваши усилия к достижению мотивационного эффекта?
8. Стараетесь ли Вы придумать что-то новое и интересное для разнообразия своих занятий со студентами?
9. Удаётся ли Вам «заразить» студентов той или иной деятельностью?
Ключ: ответ «да» означает + 1 балл, ответ «нет» означает - 0 баллов. По сумме баллов можно судить о своей степени мотивации обучения.
Интерпритация результатов:
0-3 балла – низкий уровень мотивации. Прежде всего необходимо пересмотреть собственное отношение к трудовой деятельности, взаимоотношениям со студентами.
3-6 баллов – средний уровень мотивации. В Вашей педагогической деятельности есть сильные и слабые стороны. Уделите внимание своему обучению и повышению уровня профессионализма. Это позволит Вам привнести что-то новое в профессиональную деятельность и заинтересовать своих студентов.
6-9 баллов – достаточный уровень мотивации к профессиональной деятельности. Поддерживайте и совершенствуйте его.
4. Работа с мотивацией студентов.
Как показывает практика, деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя студент в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Работу по формированию мотивов учения студентов следует начинать, имея ввиду 3 блока, составляющие ее: эмоциональный, мотивационно-волевой, познавательный.
В данном случае педагог должен выступать как своеобразный коуч.
Коучинг – это искусство содействовать обучению и развитию другого человека. Коучинг не учит, а помогает учиться!
Основные принципы коучинга (М. Эриксон)
1. Со студентами все в порядке.
2. Изменения студентов не только возможны, но и неизбежны.
3. Каждый студент имеет свое позитивное намерение.
4. У каждого студента есть все необходимые ресурсы.
5. Каждый студент делает наилучший выбор для себя.
Упражнение «Лестница успеха»
Время выполнения: 10 минут.
Обсуждение: 5 минут.

Педагоги делятся на 6 команд. Педагог-психолог раздает каждой команде бланк-инфографику и просит каждую команду изобразить лестницу успеха своих студентов, ответив на 4 вопроса.

1. Что является источником удовольствий для Ваших студентов, когда они находятся на Вашем уроке?
2. Что способствует вовлеченности студентов на Ваших занятиях?
3. Список выражений-мотиваторов, которыми Вы могли бы поддержать студентов.
4. В чем заключается смысл для учащихся посещать Ваши уроки?
Далее представители команд демонстрируют свои бланки и зачитывают ответы на заданные вопросы.
Подведение итогов.
В заключение хотелось бы привести одну знаменитую цитату: Есть такое мнение, что «можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить», однако, как показывает практика, в атмосфере сотрудничества и позитивного подкрепления педагоги проявляют свою собственную активность, обогащает свой личный и профессиональный опыт в совместной деятельности со студентами.

Рекомендуем посмотреть:

Тренинг для педагогов Психологическая сказка для педагогов про чувство вины Тренинг по профилактике конфликтов в детском саду с презентацией Тренинг для школьников. Все стороны моего "Я"
Анкета для родителей студентов колледжа. Психологические особенности родительского воспитания
Опубликовано: 1803 дня назад (16 января 2020)
Просмотров: 1325
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!