Ситуации конфликтного взаимодействия в общении педагога и студента
педагог-психолог ГПОУ «ТОМК» Аверина Л.В.
Цель тренинга: предоставление возможности педагогам получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов.
Задачи:
• дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
• углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте;
• способствовать развитию способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и регулировать их.
1. Основные понятия.
Роль педагогического воздействия в возникновении и разрешении конфликта может быть различной. Часто от педагогического воздействия зависит, станет ли переживаемый конфликт конструктивным или разовьется по деструктивному сценарию. Объективно, студент обладает меньшими знаниями и умениями, чем взрослый, педагог, специалист. Поэтому традиционная система образования зачастую ввергает студента в ситуацию неуспеха, делает образование конфликтогенной зоной. Именно поэтому особое внимание стоит уделить умению педагога находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации образовательных программ.
Педагогический конфликт - это возникающая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форма проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающая конструктивный перевод столкновения данных сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо жела¬ния их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликто¬гены. Конфликтогенами мы называем слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
Закономерность эскалации конфликтогенов можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенси¬ровать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание изба¬виться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду.В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.
Конфликтологи выделяют три типа конфликтогенов:
• стремление к превосходству;
• проявления агрессивности;
• проявления эгоизма.
Конфликтогены стремления к превосходству:
Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм. Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Успокойтесь», «Как мож¬но этого не знать?», «Неужели Вы не понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано», «Вы умный человек, а поступаете...». Конфликтогеном является и снисходительный тон. Хвастовство, то есть восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.
Категоричность, безапелляционность — проявление излишней уве¬ренности в своей правоте, самоуверенность; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категорич¬ным тоном, в частности такие, как «Я считаю», «Я уверен».
Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, ко¬гда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию пре¬восходства.
Перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправ¬ляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мыс¬ли других, именно его надо слушать.
Утаивание информации. Информация — это необходимый элемент жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги. Информация может утаиваться по разным причинам. Обычно в результате что возникает недоверие к сокрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги.
Нарушения этики, намеренные или непреднамеренные. Воспользо¬вался чужой мыслью, но не сослался на автора. Доставил неудобство (неча¬янно толкнул, наступил на ногу и т.п.), но не извинился; не пригласил сесть; не поздоровался или поздоровался с одним и тем же несколько раз в течение дня.
Подшучивание. Его объектом обычно становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор.
Обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном.
Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это психологическая аттракция.
Психологическая аттракция - это возникновение или создание психологической привлекательности между партнерами по общению.
В психологии проявлениями аттракции являются синтоны – психологические поглаживания, которые создают схожие эмоциональные состояния у партнеров по общению, настраивают на одну волну, помогают установить контакт, помогают взаимопониманию, улучшают взаимоотношения.
1. Знаки приятия, искренняя улыбка;
2. Положительная оценка, одобрение;
3. Похвала, комплименты, искреннее восхищение;
4. Знаки уважения, вежливость. Уважение ко времени партнера, к его мнению, его решениям;
5. Активное выражение благодарности, признательности;
6. Активное слушание;
7. Снятие вины с партнёра;
8. Признание своих ошибок;
9. Выполнение взятых на себя обещаний;
10. Готовность к компромиссу;
11. Юмор.
Основные правила бесконфликтного общения:
Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
2. Диагностика определения доминирующей стратегии поведения в конфликте.
Педагогам предлагается ответить на вопросы методики, интерпритация не дается.
Инструкция: оцените, насколько приведенные ниже выражения соответствуют вашему характеру. В случае соответствия – вариант ответа «да», в случае несоответствия – вариант ответа «нет»
1. Как правило, в конфликтной ситуации я стараюсь до последнего отстаивать свое мнение.
2. Я всегда стараюсь найти компромисс через обсуждение.
3. Я стараюсь поступать так, как от меня ожидают другие.
4. Я анализирую всю имеющуюся информацию совместно с коллегами и студентами, чтобы найти решение, которое устроит всех.
5. В спорных вопросах я веду себя твердо и решительно.
6. Я не люблю выделяться, поэтому стараюсь держать свои претензии к другим при себе.
7. Я всегда стараюсь склонить оппонента к своему мнению.
8. Я могу пойти на компромисс только для того, чтобы найти решение проблемы.
9. Если возникает спорная ситуация, я стараюсь обсудить все детально с окружающими и прийти к общему решению.
10. Я предпочитаю избегать открытого противостояния в спорной ситуации.
11. Я стараюсь изменяться в соответствии и пожеланиями окружающих меня людей, адаптироваться к ситуации.
12. Я всегда прикладываю усилия к тому чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон, объективно.
13. Если обсуждение заходит в тупик, я предлагаю всем «средний» вариант и начинаю его отстаивать.
14. Я всегда прислушиваюсь к советам коллег или друзей.
15. Я не хочу конфликтов, поэтому если я не согласен с мнением другого человека, я просто промолчу.
Подсчитайте результат для каждого типа:
1. Избегание 6, 10, 15
2. Приспособление 3, 11, 14
3. Конкуренция 1, 5, 7
4. Компромисс 2, 8, 13
5. Сотрудничество 4, 9,12
В зависимости от того, по какому из пунктов участники набрали большее количество балов, ведущий просит педагогов занять места за столами под номерами, соответственно полученным результатам: 1, 2, 3, 4, 5. В случае, если у участника результат по двум шкалам одинаковый, ему предлагается занять место за столом на его усмотрение.
3. Упражнение «Антидот» или «Противоядие от конфликта».
Участникам, разделенным на группы, предлагаются карточки с упражнениями. Время выполнения: 5 минут. Далее представитель каждой из команд зачитывает результат. Оценивается успешность выполнения.
Инструкция: Преобразуйте конфликтогенные обращения к студенту в синтонные посылы.
№1
Конфликтоген
Из вас никогда не получится хорошего специалиста!
Как можно было не запомнить такой легкий материал?
Как можно этого не знать!
№2
Конфликтоген
Ваша группа самая слабая.
Вы слишком много говорите ни о чём.
Прекратите так себя вести!
№3
Конфликтоген Синтонный посыл
Вы единственный из тех, кто меня не понял.
Вы вообще нормальный человек?
Вас с занятий еще пока никто не отпускал.
№4
Конфликтоген
Вы страдаете просторечием, культурные люди так не говорят.
У вас как всегда самая плохая оценка.
Вы слишком плохо воспитаны.
№5
Конфликтоген
Ничего большего от вас не ожидал...
Ваша болтовня меня раздражает.
Как можно быть такими вялыми, безынициативными?
4. Упражнение «Слушать чувства!»
Ход упражнения:
Каждой из пяти групп участников тренинга ведущий раздает карточки с примерами вербальных сообщений студентов. Задача участников понять, какие чувства скрываются за данными сообщениями и перечислить их все. Далее результаты зачитываются представителями команд, проводится обсуждение.
Инструкция: Люди в процессе общения сообщают друг другу гораздо больше, чем просто слова или идеи. За словами лежат чувства. Ниже приводят¬ся некоторые «сообщения», прочтите каждое внимательно, стараясь услышать выраженные в них чувства. Напишите в колонке справа чувство или чувства, которые Вы услышали. Это может быть одно или несколько чувств, напишите все основные чувства, которые вы услышали в данном сообщении.
Студент говорит Студент чувствует
И почему она (учитель) так много задала опять на дом?! Это просто нереально сделать!!!
Математика очень трудная. Я не в силах в ней разобраться.
Бесит! Почему она (учитель) не поставила мне зачет? Ведь я не один из группы
прогуливал занятия.
О! Осталось всего 10 минут до конца урока!
Одно время у меня хорошо получалось учиться, а сейчас хуже, чем раньше. Я стараюсь, но не получается. Честно говоря, хочется все бросить…
Сегодня на занятии я ничего не понял и сказал об этом преподавателю, а он наорал на меня и назвал дураком при всей группе…
Совершенно не хочу идти на его занятия. Снова вызовет меня к доске и будет высмеивать перед группой…
Я не хочу ни с кем разговаривать. И с Вами тоже! Вам наплевать на всех.
Из нового материала я ничего не понял. В группе много таких. Думал, может, попросить учителя еще раз объяснить, но…
Каждый раз у доски мне трудно отвечать перед всей группой.
Подведение итогов.
Ведущий дает участникам интерпритацию, объясняет, по какому принципу они были разделены на команды. Отмечается эффективность работы каждой из команд, а также влияние привычной стратегии поведения в конфликте относительно успешности выполнения упражнений.
Притча
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет с него плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.
Заключительное слово ведущего: «Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!»
Рекомендуем посмотреть:
Тренинг для педагогов
Психологическая сказка для педагогов про чувство вины
Тренинг по профилактике конфликтов в детском саду с презентацией
Тренинг для школьников. Все стороны моего "Я"
Похожие статьи:
Как выйти из конфликта