Семинар-тренинг "Самопрезентация личных и профессиональных качеств обучающихся"
Цель:
• освоить навыки самопрезентации, а также выявить причины возникновения неуверенности при самопрезентации.
Задачи:
• освоение навыков успешной самопрезентации;
• формирования позитивного имиджа в сфере общения;
• развитие уверенности в себе;
• осмысление основных барьеров осуществления публичного и социального взаимодействия.
Время проведения: 45 минут
Участники: обучающиеся старших классов
Самопрезентация - это осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления – «Я-информации» в вербальном и невербальном поведении субъекта с учетом специфики социальной ситуации.
Ни одно социальное взаимодействие не обходится без презентации себя, своих личностных или профессиональных качеств. Оказываясь в ситуации межличностного общения, каждый из нас немедленно становится субъектом самопрезентации. Исследователи (Е. Goffman, J. Tedeschi, М. Leaiy & R. Kowalski, R. Baumeister, E. Jones, B. Schlenker, M. Weigold, K. Gentry и др.) выделяют ряд ключевых мотивов, лежащих в основе процесса само¬презентации:
• поддержание чувства собственной уникальности;
• демонстрация своей принадлежности к определенной среде;
• утверждение желательной «Я-концепции» и укрепление самооценки;
• получение социальной, материальной выгоды;
• повышение привлекательности, получение одобрения и уважения;
• сохранение и увеличение власти, влияния.
Чаще всего мы вынуждены каким-либо образом представлять себя в те моменты, когда впервые входим в какую-либо социальную группу или впервые контактируем с какими-либо людьми. Наиболее наглядным примером в данной области является ситуация трудоустройства и прохождения собеседования.
В настоящее время требования к специалистам растут, что обусловлено усовершенствованием многих сфер нашей жизни, возрастанием количества различных организаций и перенасыщением рынка услуг. В последнее время все большую популярность и распространение получила сфера HR.
HR — английский термин, обозначающий кадровую службу, дословно от англ. Human Resource — человеческие ресурсы.
Рекрутинг — или подбор персонала это бизнес процесс, являющийся одной из основных обязанностей HR менеджеров или рекрутеров. Также подбор персонала основная услуга, предлагаемая кадровыми агентствами. Поскольку поиском и эффективным трудоустройством занимаются подобного рода профессионалы, то отбор кандидатов почти всегда серьезное испытание для соискателя. Сегодня мы поговорим об основных составляющих успешной самопрезентации в процессе трудоустройства.
1. Имидж-консультация.
Имидж (англ. image — образ) — целенаправленно сформированный образ, содержащий некоторые ценностные характеристики и призванный оказать эмоционально-¬психологическое воздействие на целевую аудиторию. Профессиональный имидж — это образ, который полностью соответствует специфике профессии, это впечатление о специалисте, которое создается у коллег, руководителей и подчиненных.
Составляющими профессионального имиджа является:
- габитарный имидж (внешний вид, статус места (лечебное учреждение) и социальная роль, выполняемая личностью);
- кинетический имидж (невербальная коммуникация — это выразительные движения (мимика и пантомимика), положение в пространстве (походка, осанка), жесты (поклон, поворот к собеседнику или от него и др.);
- коммуникативный имидж (умение общаться);
- ментальный имидж (морально-этические установки и ценности, мировоззрение, широта интересов, отношение к делу);
Таким образом, имидж специалиста является одним из главных атрибутов его профессиональной деятельности. Задача создания профессионального имиджа врача должна быть осознанным выбором. Главный принцип построения успешного профессионального имиджа – «не казаться, а быть!»
2. Резюме.
Упражнение №1 «Письменная самопрезентация»
Время выполнения – 10 минут.
Оснащение: лист бумаги, ручка.
Обучающимся предлагается попробовать свои силы в написании резюме, представляя, что в данный момент они занимаются поиском работы на предполагаемую ими должность. Далее предлагается нескольким желающим продемонстрировать свой способ составления резюме. В ходе обсуждения внимание уделяется следующим вопросам:
1. Что вызвало затруднения при выполнении задания?
2. Как вы считаете, на сколько хорошо составленное Вами резюме характеризует Вас как личность и соискателя на должность?
Далее обучающимся предлагается обменяться своими резюме и побыть в качестве руководителя, задача которого состоит в том, чтобы по предоставленной информации принять решение о принятии/отказе соискателю в должности. При этом необходимо пояснить, чем руководитель руководствуется и что главным образом привлекает его внимание.
Участникам предлагается ознакомиться с основными правилами написания резюме:
Умение правильно написать резюме дает соискателю очевидные преимущества при устройстве на работу. Резюме позаимствовано нами из практики европейского и американского кадрового менеджмента. Резюме - это первое, что необходимо иметь при поиске работы. Можно сказать, что при устройстве на работу, обязательное предоставление резюме - это один из элементов современных правил делового этикета, но одновременно это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда.
Резюме - это описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника: образованность, продуктивность и неограниченность способностей.
Цель резюме - привлечь внимание к себе при первом, как привило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление и побудить работодателя пригласить Вас на личную встречу.
Отсюда вытекает главный принцип написания резюме - подчеркнуть все положительные моменты и сделать незаметным, насколько это возможно, то, что вашей сильной стороной не является.
Чаще всего кадровые вопросы курируют менеджеры по персоналу, секретари, офис-менеджеры, начальники отделов продаж. Специалисты по подбору кадров пользуются субъективным методом отбора резюме, а также методом отбора по ряду формальных признаков (опыт и навыки работы, профессиональные качества, образование, пол, возраст и т.п.). В первом случае большое значение имеет субъективное восприятие менеджера, во втором - профессионально составленное резюме, подчеркивающее достоинства и умело нивелирующее недостатки претендента. На основании резюме формируется первое и довольно устойчивое мнение о человеке, которое, однако, субъективно и зависит от стереотипов восприятия людей. Если приглашение на собеседование получить не удалось, значит, резюме по каким-то причинам не привлекло внимание работодателя. Единственный шанс преуспеть с помощью резюме - момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут. Именно поэтому при его составлении используется стандартная форма. По мнению большинства работодателей, очень важно, чтобы информация в резюме была максимально полной и одновременно краткой.
Чаще всего используется профессиональное (или универсальное) резюме, в котором вся информация представляется в блоках. Основные правила:
1. Первое незыблемое правило - объем резюме не может превышать одной, максимум двух страниц формата А4, причем желательно, чтобы ключевая информация находилась на первой странице. Если же объем этого не позволяет, то подумайте, какой информацией вы можете пожертвовать. Однако, если у человека большой опыт работы, это создает определенные сложности и ограничения, но при наборе резюме на компьютере, есть возможность обойти это правило: измените размер шрифта, хотя это и не желательно - резюме должно читаться легко.
2. Если резюме занимает больше одной страницы, в конце страниц указывается, что продолжение находится на следующем листе. На всех листах, кроме первого печатается номер листа и указывается фамилия.
3. Если по объему резюме получилось на одну неполную страницу, информацию необходимо расположить так, чтобы страница была полностью занята текстом.
4. Чтобы написать "правильное" резюме, необходимо использовать один шрифт, желательно Times New Roman. Множество шрифтов разных размеров нечитабельны! Строгий стиль оформления - непременное условие.
5. Что касается размера шрифта, то стандартным для резюме считается шрифт 12-го размера. Необходимо, чтобы все содержимое было одного размера.
6. Каждый раздел резюме должен быть отделен от предыдущего.
7. Заголовки лучше выделять жирным и/или подчеркиванием.
8. Обязательно проверьте правописание (кнопочка F7 в редакторе Word). У резюме с ошибками нет никаких шансов.
9. Резюме должно быть написано простым языком.
10. Для документов такого типа рекомендуется следующая разметка страницы: верхнее поле - 2 см, правое - 2 см, нижнее - 2 см, левое 2,5 см. Допускается сужение поля на сантиметр и вместо стандартного 12-го размера шрифта использование 10-го. В то же время вариант с уменьшением шрифта приемлем только в том случае, если резюме будет отправлено работодателю по E-mail-у или вручено лично. В случае отправления резюме по факсу, размер шрифта меньше 12 лучше не использовать, иначе резюме невозможно будет прочитать.
11. Для резюме используется бумага белого цвета, хорошего качества.
Структура резюме
Название документа
Собственно это просто слово "резюме".
Личные данные
Контактная информация
Цель
Краткое описание того, на получение какой должности вы претендуете. Рекомендуется перечислить все должности, которые вы хотели бы занимать. Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города), e-mail (если он есть).
Образование
Образование в резюме молодого специалиста, с отсутствием практического опыта работы или его минимумом (не считая практику), занимает ведущее место. Образование указывается с датами, в обратном порядке:
1. основное - вуз (и название факультета) в 19__ - __ гг.;
2. дополнительное (параллельное) - второе высшее образование (если оно у вас есть) в 19__ - __ гг.;
3. важно сообщить об окончании курсов и прохождении сертификации по специальности. Если вам дорого окончание курсов в соответствии с хобби (например, макраме), включите это в последнюю часть - хобби, но никак в раздел "образование";
4. указывать среднюю школу необходимо только в том случае, если это языковая или другая спецшкола, или если вы закончили среднюю школу с отличием (наличие золотой/серебряной медали);
5. отметьте также диплом с отличием, дополнительные специальности;
7. если опыт работы недостаточен или отсутствует, как это часто бывает у молодого специалиста, рекомендуется указывать изучавшиеся предметы (особенно те, в которых были достигнуты наибольшее успехи), хорошие и отличные оценки, награды на олимпиадах и конкурсах и т.п.;
9. также необходимо указать наличие публикаций, особенно в специализированных изданиях, изобретения или собственные разработки;
10. важно также не забывать о притягательности слова "государственный" - государственные курсы, государственные награды и т.п.
Трудовой опыт (практика) в обратном хронологическом порядке
У выпускника, который старательно учился, посещал дополнительные курсы и пытался пробить стажировку, редко когда есть опыт постоянной длительной работы. Если же опыт работы имеется, то описывать его принято в обратном хронологическом порядке и напротив времени и места работы обозначать свои должность и функции, делая упор на профессиональных достижениях. Стажировка и практика засчитываются наравне с опытом работы, а хорошая стажировка стоит нескольких временных подработок.
Работа (практика) указывается также в обратном порядке: сначала настоящее или последнее место работы, потом предыдущее и т.д.
Необходимо указать:
1. даты начала и окончания работы (практики),
2. наименование организации (нет необходимости указывать в резюме подробный адрес предприятий, на которых вы работали, достаточно будет указать их название и город, в котором они находятся),
3. название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно),
4. должность и перечислите служебные обязанности - по возможности полно, поскольку именно это часто становится решающим.
Дополнительные навыки работы
В этом разделе указывается то, что характеризует вас как работника, но не относится непосредственно к конкретным служебным обязанностям - например:
• наличие водительских прав,
• опыт работы с ПК (сообщая уровень владения компьютером, необходимо уточнить в каких операционных системах и программах вы работали/работаете),
• членство в профессиональных организациях и т.п.
Здесь же может быть отмечено знание иностранного языка, если вы не совсем уверены в свободном владении им. Если уверены - выделите в отдельный раздел, причем желательно указать языковые курсы, если вы их заканчивали.
Раздел "навыки работы" предоставляет соискателю широкие возможности показать, что называется, товар лицом. Важно указать по максимуму все, что имеет отношение к желаемой работе, а остальное - в том случае, если это улучшит ваши показатели.
Личные качества
Характеристика личных качеств: аккуратный, внимательный, дисциплинированный, надежный, искренний, настойчивый, объективный, оптимист, логичный, практичный, предприимчивый, мыслящий, целеустремленный, тактичный, честный, экономный, энергичный и др.
Характеристика профессионального уровня:
Внедрял, заведовал, исследовал, контролировал, координировал, обеспечивал, основал, организовал, планировал, предложил, разработал, реорганизовал, решил, руководил, создавал, увеличивал, устранял, участвовал, обучал и др.
3. Собеседование.
Но вот ваше резюме рассмотрено, и вы приглашены на собеседование. Помните, что поиски работы — это период, когда особенно важно соблюдать все договоренности. Такое нарушение этикета, как опоздание на интервью, может существенно сказаться на вашей деловой репутации.
Офисный дресс-код — неотъемлемая часть делового этикета. Явиться на собеседование в неподобающей одежде — значит показать себя невежливым человеком, пренебрегающим элементарными правилами поведения. Так что отгладьте деловой костюм, подберите подходящую обувь, приведите в порядок руки и отправляйтесь на встречу с рекрутером.
Хотя вы уже заочно (по телефону или по электронной почте) знакомы с менеджером по персоналу или потенциальным руководителем, при первой встрече необходимо представиться. Строго говоря, первым это должен сделать мужчина по отношению к женщине, младший по отношению к старшему, нижестоящий по отношению к вышестоящему и т.д. Однако в ситуации «соискатель – рекрутер» лучше исходить из обстоятельств. Кандидат приходит на встречу в незнакомый офис, к незнакомым людям, — представиться первым бывает необходимо в большинстве случаев.
Стучать ли при входе в кабинет рекрутера? В российской бизнес-культуре принято стучать в дверь, если в помещении работает три человека или менее. Если в кабинете размещено много рабочих мест или это open-space, стучаться необязательно. Поскольку соискатель, скорее всего, не знает, сколько сотрудников встретят его за закрытой дверью, лучше предварительно дать о себе знать негромким стуком.
Немало нареканий вызывает у рекрутеров тот факт, что кандидаты не отключают мобильные телефоны на время собеседований. Сколько карьер сломалось из-за неуместно громких или шутливых рингтонов, доносящихся из карманов кандидатов! В случае звонка соискатели ведут себя по-разному: кто-то извиняется и отключает звук, кто-то быстро говорит в трубку что-то вроде «Я перезвоню», иные ведут долгие беседы со знакомыми в присутствии рекрутера. Единственно правильный вариант поведения в этом случае — отключить телефон или его звук на время интервью. Прерывать собеседование (как, впрочем, и любую другую деловую встречу) из-за личного звонка — яркий пример несоблюдения делового этикета.
В исключительных обстоятельствах, если вам по каким-то причинам очень нужно ответить на звонок, извинитесь, поясните, что это чрезвычайно важно, и выйдите для короткого разговора за дверь. Вернувшись, еще раз принесите свои извинения и по возможности коротко объясните ситуацию.
В ходе разговора будьте максимально вежливы, фамильярность совершенно недопустима. Впрочем, продемонстрировать хорошее чувство юмора будет вполне уместно. Прощаясь с собеседником, еще раз повторите, что очень рады знакомству. Уточните, можете ли вы через какое-то время позвонить и поинтересоваться развитием ситуации, если, конечно, рекрутер не предложит вам иной план действий.
Личная встреча - наиболее распространенный тип собеседования. Он предполагает непосредственный контакт и предназначен для проверки ваших профессиональных характеристик. О том, как проходит такое общение, какое поведение выбрать для него, и что важно для каждой из встречающихся сторон, рассмотрим немного позже.
В любом случае, попадая на подобную встречу стоит понимать, что задача сотрудника, общающегося с вами- это отбор. По сути, вас будут рассматривать на степень соответствия портрету идеального работника. От того, насколько вы способны выполнять все требования предлагаемой должностной инструкции, адаптироваться в коллективе, проявлять свои навыки зависит принимаемое решение.
В зависимости от этого, собеседование можно разделить на несколько видов:
Стрессовое собеседование. Оно проводится в основном тогда, когда сама работа предполагает возникновение подобных ситуаций. Это может быть вакансия оператора, трудящегося в телефонном режиме, транспортная логистика, менеджер торгового зала, организация закупок и т.д. по своей сути, в процессе разговора будет создан момент, который и определит реальные черты вашего характера. Самыми простыми методами считаются: повышение голоса, повторение с интервалом времени одного и того же вопроса, постоянное прерывание вашего повествования, неадекватные усмешки или обсуждение информации, не имеющей отношения к основной теме. Тестирование. Это вариант предварительного ознакомления с вашей кандидатурой. Основная задача состоит в том, чтобы верно ответить на поставленные вопросы не только профессионального, но и психологического характера. Существует специальная шкала оценок, а также в список вносятся специальные щекотливые вопросы, для того, чтобы оценить вашу реакцию на них.
Но, скорое всего, встреча будет предполагать обычный контакт с изучением вашего резюме, а вернее подтверждением его данных. Собеседование при приеме на работу может включать одну важную особенность. Заполняя анкету, проходя тестирование или даже просто общаясь с собеседником, вам предложат оставить контакты человека, способного дать подробную характеристику. И не важно, будет то бывший сотрудник или руководитель, с которым вы прощались не так давно, главное, чтобы информация, озвученная на собеседовании, не расходилась даже в мелочах.
4. Стратегии поиска работы.
Обучающихся знакомят с основными Интернет-ресурсами, предоставляющими широкий спектр вакансий.
5. Подведение итогов, систематизация полученной информации
Рекомендуем посмотреть:
Общешкольное мероприятие для старшеклассников к 23 февраля
Внеклассное мероприятие по профориентации для 6 класса специальной (коррекционной) школы-интерната
Внеклассное занятие по профориентации для 7 класса коррекционной школы
Сценарий агитбригады по профессии "Программист", 7 класс
Похожие статьи:
Классный час «Выбор профессии», 9-10 класс
Классный час для старшеклассников «Трудовое законодательство для несовершеннолетних», 9-11 класс
О наиболее популярных профессиях для школьников
Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация
Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии