Общешкольное мероприятие «Служить России суждено тебе и мне...»
Автор: Жидикина Оксана Михайловна
Должность: воспитатель ГБОУ- кадетская школа-интернат «Дятьковская кадетская школа-интернат авиации имени Героя Советского Союза Кашина И.А.», г. Дятьково, Брянская область.
Описание материала: материал разработан для учащихся старших классов. Разработка внеклассного мероприятия по профориентации окажет помощь при подготовке бесед, классного часа, часа общения классным руководителям, учителям ОБЖ, заместителю директора по воспитательной работе.
Цель: расширение представлений выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства.
Задачи:
- развивать положительное отношение к военной службе;
- воспитывать уважение к Вооружённым силам России, к военнослужащим;
- пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово
- Ребята, сейчас у нас в стране широко обсуждается военная реформа. Этот вопрос касается не только Министерства обороны, но и всего государства и прежде всего вас, будущих защитников Родины.
«Служить России суждено тебе и мне…» такова тема нашего разговора.
Наша задача сегодня: найти ответ на очень важный вопрос:
Какая армия нам нужна?
Вся тысячелетняя история России – это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества.
2. Интерактивная беседа «Что ты знаешь о службе в ВС России?»
Многие из вас уже получили удостоверение призывника. Но по статистике большинство ребят не хотят служить в армии.
- А как относятся ваши друзья к службе в армии, все ли желают выполнить священный долг перед Родиной?
- Как вы думаете, почему ребята не хотят служить в армии?
- Вы знаете, что срок службы по призыву 12 месяцев, как вы думаете можно ли сократить этот срок?
В.В. Путин озвучил планы по оснащению российской армии современными вооружениями на ближайшее десятилетие.
«Задача предстоящего десятилетия заключается в том, чтобы новая структура Вооружённых Сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая «видит» дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее – чем аналогичные системы любого потенциального противника. Наша цель – построение полностью профессиональной армии».
В.В.Путин
По заявлению Владимира Путина, за следующие 10 лет в войска должны поступить:
- 400 новых межконтинентальных баллистических ракет;
-8 подводных лодок стратегического назначения;
-около 20 многоцелевых подводных лодок;
-более 50 боевых надводных кораблей;
-около 100 космических аппаратов военного назначения;
-армия получит более 600 современных самолётов, включая истребители пятого поколения;
-свыше 1000 вертолётов,
- 28 полковых комплексов зенитно- ракетных систем С-400,
- 38 дивизионных комплектов зенитно- ракетных комплексов «Витязь» и т.д.
- Чтобы повысить престиж армейской службы, Путин предлагает подумать о введении дополнительных прав при поступлении в лучшие университеты для тех, кто уже отдал свой долг Родине.
3. Работа с понятиями
Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести.
Дайте определение понятию «честь». Честь - это…
В словаре С. Ожегова
«честь» - это «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы».
По В.Далю,
«честь» – это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
4. Информационный блок «Да, были люди в наше время…»
Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». Вот сейчас мы и послушаем об этом.
(Небольшая историческая справка, которую подготовили учащиеся)
1.
О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди. Прусский король Фридрих 2:
«Русского солдата мало убить, его надо повалить».
Наполеон:
«Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир».
Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам:
«Подражайте русским, для них нет ничего невозможного». Но лучше всех высказался о русском солдате А.В.Суворов-всего два слова:
«Чудо-богатыри!» Верность присяге, верность долгу, патриотизм - вот что всегда отличало русского воина.
Несколько примеров из истории.
1380г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы.
1812г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положением под деревней Салтановской лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16-ти и 11-ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестком бою опрокинули врага.
1854г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество».
2.
1904г. Малый миноносец «Стерегущий» против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносцев, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.
1941г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение - бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева-никого. Могли разбежаться - и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа - и будь что будет. Но, ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну-20 танков, другую-30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!
- Сегодня многие не верят и спрашивают: почему? Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах, откуда такое самопожертвование?
- Знаете ли вы героев, защитников современной России?
-Те, кто служил в Афганистане, Чечне, др. «горячих точках»- это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому бы хотелось иметь таких друзей.
-А у кого из вас есть такие друзья, родственники?
Служил стране, как сердцу было велено.
Профессия - Отчизну защищать!
Заслуги? – Верность Родине, России…
Речь сейчас пойдет об Александре Шелахове из п.Ивот. Один его друг -«афганец» сказал:
«Шелахову я доверяю больше, чем самому себе. Из сотни отличных парней в самую трудную разведку я бы все равно Сашку выбрал!»
А.Шелахов уважаемый, порядочный человек, отец пятерых детей. Слово предоставляется его дочери - Маше Шелаховой.
3. (текст сообщения)
Гибель стояла в бою у тебя за плечом…
Ты не боялся ее. И судьбу не просил ни о чем.
Что нам до жизни, коль служит расплатой Честь,
Да, что рубиться заставит и мертвые руки.
Что нам до смерти и мук, если есть
Ради кого принимать даже смертные муки!
Но не всем посчастливилось вернуться из Афганистана живым. Наш народ потерял тысячи своих сыновей. Они погибли на чужой земле, вдали от родной стороны. Совсем ещё мальчишки. Среди них 9 парней из нашего района.
Владимир Булава (п.Ивот)
Юрий Варин (г.Дятьково)
Сергей Дёмин (д.Любегощъ)
Александр Ершов (г.Фокино)
Николай Зайцев (д.Пупково)
Юрий Клочков (п.Шибенец)
Сергей Потёмкин (г.Дятьково)
Виктор Скобликов (г.Фокино)
Владимир Федин (п.Старь)
Сначала был Афганистан, потом боль России –Чечня.
Парни из Псковской десантной дивизии доказали, что самоотверженность, патриотизм, чувство долга и для нынешней молодёжи – далеко не пустой звук.
4. Сумерки, снег, вертолет,
Зарево дальнего боя
Вот и 2000 год стал нам судьбою
Высока, высока над землей синева,
Это мирное небо над Родиной,
Но простые и строгие слышу слова
«Боевым награждается орденом»
Во время войны в Чечне героически погибла 6 рота 104 полка 76 Псковской воздушно-десантной дивизии. 84 десантника противостояли бандитам, которые превосходили их в численности почти в три раза. В задачу 6 роты входила защита Аргунского ущелья на высоте 776.0 Бандиты собирались осуществить крупномасштабную кровопролитную провокацию, но ценой собственных жизней солдаты 6 роты остановили врага и не дали им совершить теракт. Подвиг десантников сравнивают с подвигом 28 панфиловцев.
За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, награждены государственными наградами военнослужащие Псковской воздушно- десантной дивизии, среди которых наши ребята из Брянской области:
Гвардии Рядовой-Рассказа Алексей
Гвардии Лейтенант-Ермаков Олег
Гвардии Ефрейтор-Гердт Александр
Гвардии Рядовой-Василев Сергей
Присвоено звание – Герой РФ (посмертно)
Гвардии Рядовой- Трубенок Александр - Присвоен орден мужества (посмертно)
Песня «Вызываю я их из бессмертия»
Наш долг - хранить память об этих подвигах. Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Это еще - живая память, именно живая память, потому что живы те, кто воевал в ВОВ, Афганистане, Чечне, «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие и память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим.
В память о Российских парнях - солдатах, матросах, офицерах, кто до конца выполнил свой долг перед Родиной объявляется минута молчания.
5. Дискуссия «Какая армия нам нужна?»
Армия, ее солдаты, офицеры достойны самого глубокого почтения и благодарности за то, что всегда откликались на любую беду. Вы, молодое поколение в ответе за будущее нашей страны, за нашу армию. И мы должны обсудить, какая армия нам сегодня нужна?
В качестве образца предлагаются модели армий других стран. В ходе обсуждения рассмотрим модели комплектования армий Израиля и США, а также точку зрения пацифистов. Об этом будут рассказывать наши гости, каждый из которых подготовил по 3 аргумента в защиту своей позиции.
Вы, ребята будете экспертами, готовыми критически рассмотреть эти аргументы и выразить своё отношение.
Слово первому гостю.
Всеобщая милитаризация
Мне кажется, что Россия должна строить свою армию на основе всеобщей воинской повинности. По типу армии Израиля.
Израильская армия строится на всеобщей воинской повинности, в т. ч. и для женщин. Срок службы: 4 года (мужчины) и 2 года (женщины). После окончания действительной службы военнослужащие проходят периодические сборы. За время, проведённое на сборах, резервисты получают оплату, равную их доходам «на гражданке». Престиж воинской службы очень высок. Без службы в армии нельзя поступить в вуз, занимать руководящие должности. Именно такая армия нужна сейчас России.
Предлагаю экспертам ответить на вопрос: подходит ли России опыт Израиля?
Мы выслушали контраргументы экспертов и проводим голосование: кто согласен с нашим гостем и считает, что Россия должна комплектовать армию на основе всеобщей воинской повинности – поднимите жёлтую карточку, не согласен – красную.
Приглашаем следующего гостя.
Только контракт!
А я считаю, что Россия должна комплектовать армию на профессиональной основе. Пример – армия США. Она комплектуется только на профессиональной основе. Всем военнослужащим выплачивается зарплата. На профессиональной основе строится и армия Великобритании.
Кто согласен с нашим гостем и считает, что Россия должна перейти на профессиональную армию.
(учащиеся высказываются)
Приглашаем следующего гостя. Он пацифист и сторонник всеобщего разоружения.
Разоружаться!
А я считаю, что России сейчас никто не угрожает. Поэтому нужно вообще разоружиться и распустить армию.
Проводим голосование. Кто согласен с нашим гостем и считает, что Россия должна разоружиться и распустить армию?
(учащиеся высказываются)
Итак, армия России нужна. Подводя итог нашему обсуждению, предлагаю
блиц-опрос.
Прошу одним словом ответить на вопрос
«Какая армия нужна России?» (сильная, мощная, авторитетная, уважаемая, престижная, современная, мобильная, боеспособная, богатая, опытный офицерский состав)
6. Подведение итогов
Я надеюсь, что сегодня наше мероприятие не оставит нас равнодушными к судьбе армии и что ваши мечты сбудутся.
Дорога наша - Родине служить,
Она трудна, но и необходима,
Но если будем дружбой дорожить,
Преграды будут все преодолимы
Мы честь своих отцов не посрамим,
От клятвы не отступим мы ни шагу,
И в грозный час Отчизну отстоим,
В боях проявим доблесть и отвагу.
Вперед, кадет, уверено гляди,
В борьбе за правду будь непримиримым,
Пусть сердце бьется пламенно в груди,
В союзе вместе мы непобедимы.
Исполняется песня «Служить России»
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по профориентации для 6 класса специальной (коррекционной) школы-интерната
Внеклассное занятие по профориентации для 7 класса коррекционной школы
Турнир для учеников 1-7 классов
Сценарий агитбригады по профессии "Программист", 7 класс
Похожие статьи:
Классный час «Выбор профессии», 9-10 класс
Классный час для старшеклассников «Трудовое законодательство для несовершеннолетних», 9-11 класс
О наиболее популярных профессиях для школьников
Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация
Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии