Конспект занятия по развитию речи: Составление рассказа из коллективного опыта "Как мы играем на участке зимой". Чтение рассказа Н.Носова "На горке"
Назначение:данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста и родителям.
Автор: Кутянова Любовь Алексеевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №315" г.Нижний Новгород.
Цель:обучение составлению рассказа по плану после прочтения литературного произведения.
Задачи:
1. Закрепить представление о свойствах снега.
2. Развивать умение выбирать для рассказа самые интересные эпизоды, связно и последовательно описывать события.
3. Побуждать включать в рассказ описание природы.
4. Активизировать употребление слов: снег, снежок, снежинка, снеговик, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима.
5. Учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.
6. Учить понимать юмористический смысл произведения.
7. Закреплять представление о пользе для здоровья прогулок на свежем воздухе.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, какие вы знаете рассказы Н.Носова? (Живая шляпа, Огурцы, Мишкина каша).
-Молодцы!
2. Знакомство с художественным произведением н. Носова
-Сейчас я Вас познакомлю еще с одним рассказом " На горке". Прошу Вас послушать внимательно.
3. Первичное чтение.
Н.Носов "На горке"
Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
- О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку - бух носом!
- Ого! - говорит. - Скользкая!
Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
"Что делать?" - думает.
Думал, думал - и придумал:
"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее".
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.
- Вот теперь, - говорит, - скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
- Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.
- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
- Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.
- Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
- Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
- Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.
- Ну, я не знаю, - говорит Котька.
- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
- Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
- Вот теперь, - говорят, - замерзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.
- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!
4. Вопросы по содержанию:
-Как вы назвали бы этот рассказ?
-Каким оказался мальчик Котька? Почему вы так думаете?
-Когда я читала вам рассказ, вы, наверное, представляли себе, все было. Расскажите, как ребята строили горку?
-Как трудились дети? Легко им было?
-Легко ли было Котьке одному?
-Каким был день? (Ясный, морозный.)
-Каким бывает снег на солнце? Он ... (сверкает, искрится, переливается, блестит).
-Как у детей получилось слепить горку? Почему снег не рассыпался?
-Зачем дети поливали горку водой?
5. Содержательная часть:
Воспитатель просит вспомнить слова, родственные словам: снег, снежок,снежинка. При необходимости задает детям наводящие вопросы:
-Как сказать о горке, которая сделана из снега? (Снежная.)
- Как еще можно назвать снежную бабу? (Снеговик.)
-Каким бывает город после сильного снегопада? (Заснеженный.)
-Как вы думаете, слова «зима» и «снег» родственные? Ведь зимой снега. (Родственные слова должНЫ звучать похоже, а в слове "зима" нет такой части, которая звучала бы похоже на слово «снег».)
-Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие)
Что они делают? (Зимуют.)
-Как называлась избушка в сказке, которую построили чтобы жить зимой? (Зимовье.)
-Каким словом можно назвать день зимой? (Зимний.)
-Как называют зиму в сказках? (Зимушка-зима.)
-Ребята,что вы любите ловить на рукавичку во время снегопада? (Снежинки.)
6.Физминутка:
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Как интересно нам зимой!
На санках едем мы гурьбой,
Потом в снежки мы поиграем,
Все дружно лыжи одеваем,
Потом все встали на коньки,
Зимой веселые деньки!
7. Составление рассказа на тему "Как мы играем зимой на участке"
А сейчас я предлагаю вам придумать рассказ на тему: «Как мы играем зимой на участке". Во время рассказа не нужно повторять друг друга
План рассказа:
1.Каким наш участок бывает зимой?
2. Как он выглядел?
3. Какая погода была в тот день?
4. В какие игры вы любите играть на прогулке зимой?
Заслушав рассказы нескольких детей, педагог просит придумать предложения, чтобы в них были слова "снежок", "заснеженный". При оценке обращает внимание детей на правильное сочетание слов по смыслу. Аналогичное задание дети выполняют и со словами "снеговик" , "снежная".
8.Подведение итога
-Ребята, а почему важно заниматься физкультурой и гулять на свежем воздухе.
Обобщая ответы детей,воспитатель читает стихотворение З.Александровой "Новый снег".
Новый снег, пушистый, белый,
С ним что хочешь, то и делай…
Собери скорее в горсть
И снежок подальше брось,
Не лижи его украдкой,
А копай своей лопаткой
И на санках сверху вниз
С белой горки прокатись.
Протопчи в снегу дорожку,
Обгони на лыжах кошку,
Смастери снеговика,
Вот и все дела – пока…
Рекомендуем посмотреть:
Зимний спортивный праздник для дошкольников 5 - 7 лет
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: Зима
Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе на тему: Зима в городе
Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе с презентацией. Лыжные виды спорта
Похожие статьи:
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Декабрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Январь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Февраль
Познавательное занятие на тему «Зима» в подготовительной группе