Логопедическое занятие для 5 класса. «Мастерская правильной речи "В мире профессий"
Автор: Пильщикова Любовь Алексеевна, учитель-логопед КОУ ВО «Школа-интернат VIII вида №7» г.Воронеж
Описание работы: данное логопедическое занятие ориентировано на коррекцию навыков письма и расширению словарного запаса по предложенной лексической теме.
Цель: Активизация словарного запаса детей по теме “Профессии”.
Задачи:
образовательные задачи
• расширение представления о разных профессиях;
• умение называть профессию по отдельному предмету;
• развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции;
• развитие связной речи детей;
• совершенствовать умение четко отвечать на вопросы логопеда.
коррекционные задачи
• развитие слухового восприятия;
• ориентировка в пространстве;
• закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
• развитие внимания, памяти, ловкости, развитие общей и мелкой моторики;
воспитательные задачи
• создание положительных эмоций;
• выработка положительного и уважительного отношение к труду взрослых и начальной профориентации
Оборудование: предметные картинки из серии “Профессии”, карточки с изображением инструментов, аудиозапись, иллюстрации «Говори правильно».
Словарная работа: мастерская, глажу, звоним, поезжай, машу, кладу.
Ход занятия.
1. Вводная беседа
- Наше сегодняшнее занятие необычное и называется «мастерская правильной речи»
Для начала давайте подумаем, что значит слово МАСТЕРСКАЯ? От какого слова оно произошло? Крнечно от слова МАСТЕР, то есть человек, который что-то умеет хорошо делать. Какие мастерские есть в нашей школе? (столярная и швейная) Вы уже посещаете эти мастерские, расскажите, чем вы там занимаетесь? Можно ли вас уже назвать мастерами? Что нужно делать, чтобы стать мастером?
Сегодня я вас приглашаю в мастерскую, но необычную мастерскую. В ней вы попробуете стать мастерами правильной речи.
- Скажите, кому нужна в своей профессии правильная красивая речь? (приблизительные ответы детей – учитель, воспитатель, логопед, артист и т.д.)
- Из чего состоит наша речь? (повторение структуры речи: речь – предложение – слово – слог – звук и буква)
Чтобы стать «мастерами», нужно овладеть всеми знаниями для каждой профессии и научиться применять эти знания на практике. Так что начнем наше занятие…
2. Работа над "звук[/h2]ом"
-Начнем с самого маленького «кирпичика» нашей речи – звука.
Какие бывают звуки?
(- Упражнение на угадывание слов по звукам.)
Но кроме звуков, которые мы произносим, есть еще так называемые «неречевые звуки». То есть звуки, которые мы слышим в окружающем нас мире.
- Попробуйте отгадать, что сейчас звучит? (прослушивание записи звучащих музыкальных инструментов) Как называется профессия людей, играющих на музыкальных инструментах? (музыкант)
(можно предложить ребятам прослушать крики домашних животных или звуки работающих инструментов, и повторить названия профессий «животновод» , «плотник», «парикмахер» и т.д.)
3. Работа над "слогом"
а) Игра «Слоговой зигзаг»
б) Игра «Морской бой» (прочитать предложение)
Б1, А2, Б3, В1, А3, А1, Б2, В3, В2 (Столяр делает стул и диван.)
в) Игра «Собери слово» (Прочитать название профессии по первым буквам названий картинок)
ХУДОЖНИК
4. Работа над "словом"
а) «Назови женскую профессию»
художник – художница
артист –
певец –
уборщик –
продавец –
учитель -
б) Учитель, это человек, который учит детей. Например, учительница русского языка учит вас правильно и грамотно писать. Есть слова, написание которых необходимо запомнить. (Работа с иллюстрациями «Говори правильно»)
Словарная работа:
Я пылесошу.
Мы звоним.
Я глажу.
Я кладу.
Я машу.
Поезжай.
в) А есть слова, которые получаюся, если «соединить» сразу два слова.
Как назвать человека, который землю копает? (ЗЕМЛЕКОП)
Сад разводит? (САДОВОД)
Лес рубит? (ЛЕСОРУБ)
Рыбу ловит? (РЫБОЛОВ)
Цветы Разводит? (ЦВЕТОВОД)
По морям ходит? (МОРЕХОД)
В воду лазает? ( ВОДОЛАЗ)
Сталь варит? (СТАЛЕВАР)
г) О том, к какой профессии принадлежит человек, вы догадываетесь по его внешнему виду, т.е. одежде. А сможете ли определить по предметам, им принадлежащим?
Игра «У кого что?»
(Учащимся предлагаются рисунки 4-х профессий: врач, строитель, повар и шофер. Нужно определить, какой предмет подходит к каждому из указанных профессий. Рисунки: руль, кирпичи, колпак, градусник, насос, кран, кастрюля со сковородкой, фонендоскоп и т.д.)
5. Физминутка
- Сейчас я буду называть различные инструменты, а вы показывайте, как ими работают. (пила, топор, ножницы, скрипка, флейта, иголка, молоток, пианино)
- Пантомима. (учащиеся изображают врача, шофёра, плотника, маляра)
6. Работа над "предложением"
а) Игра “Угадай кто?”
Учитель произносит фразы соответствующим тоном и предлагает угадать, кто (т. е обладатель какой профессии) это говорит.
Примерные реплики:
• московское время десять часов пятнадцать минут…(диктор);
• открой рот и скажи: “А-а-а…”(врач);
• мороженое… сливочное, шоколадное, в стаканчиках…(продавец);
• тема сегодняшнего урока: “Животные живого уголка…”(учитель);
• уважаемые пассажиры, предъявите билеты для проверки…(контролёр);
• ребята, одевайтесь и собирайтесь на прогулку…(воспитатель);
• вот ваша порция каши и компот…(повар);
• поезд прибывает на следующую станцию город Воронеж… (проводник)
б) Закончи предложение.
- Врач лечит людей, чтобы…
- Строитель строит дома, чтобы…
- Учитель учит детей, чтобы…
- Пожарный тушит пожар, чтобы…
- Портной шьёт одежду, чтобы…
- Садовник разводит цветы, чтобы…
7. Работа над "связной речью"
а) Описание профессии по схеме.
б) Все профессии нужны, все профессии важны.
- Ребята, а кем мечтаете стать вы? (ответы детей)
в) Беседа: пословицы о труде.
- Делу — время, а потехе — час.
- Кто не работает, тот не ест.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Больше дела, меньше слов.
- Кончил дело — гуляй смело.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Тренажер для индивидуально-групповой работы с учащимися на дифференциацию согласных, имеющих акусти
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в начальной школе
Конспект группового логопедического занятия во 2 классе с презентацией