Тренажер для индивидуально-групповой работы по дифференциации согласных, имеющих акустическое сходство, освоению правописания согласных в середине и конце слова.
Автор: Гапич Марина Робертовна, учитель-логопед КГКСКОУ СКОШ 7 вида N 4 г. Амурска Хабаровского края. Образовательный материал:поясняющий текст, дидактический материал.
Цели дидактического материала: развитие фонематических дифференцировок на материале согласных. имеющих акустическое сходство.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе фонематических дифференцировок согласных; развитие фонематического слуха.
Обучающие: развитие умения находить, объяснять слова с согласной в середине и на конце слов; закрепление написания слов с согласной в середине и конце слов. Обогащение словаря, развитие диалогической речи.
Воспитательные: развитие учебной мотивации.
Содержание дидактического материала: Тренажер для индивидуально-групповой работы состоит из упражнений, направленных на развитие фонематического слуха, на закрепление написания слов с согласными, имеющими акустическое сходство, в середине и конце слов, обогащение словарного запаса.
Ресурсы дидактического материала: Гиперссылки, анимационные эффекты
Используемые источники информации: Литература: А.К.Аксенова Дидактические игры на уроках русского языка. Интернет (анимации, 5000 забавных изображений)
Возможности использования дидактического материала:
- педагогом на уроке (указать этапы урока);
- учащимися Необходимость оказания комплексной помощи детям в преодолении речевых расстройств бесспорна, поэтому коррекционная работа предполагает теснейшее сотрудничество со всеми участниками коррекционного процесса, в том числе с педагогами начальных классов. Данный тренажер для индивидуальной работы с учащимися может являться частью логопедического занятия и может быть использован учителями на уроках письма на этапах знакомства с новой темой и закрепления; воспитателями ГПД.
Технология построения тренажера с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих аспектов:
1.Введение в игровую ситуацию. Предлагаемые слайды с различными упражнениями, играми с применением интернет-картинок создают эмоциональный фон. На данном этапе решаются речевые, коррекционно-образовательные и воспитательные задачи: расширение словаря, развитие диалогической речи, воспитание положительной установки на участие в занятии; совершенствование фонематических процессов, развитие речевого слуха.(1УУ)
2. Актуализация знаний, тренировка мыслительных операций
3.Создание проблемной ситуации: Дети, опираясь на слайды, выбирают правильный ответ в выборе проверочного слова
4 Подбор материала для тренажера осуществляется с учетом логической последовательности, отработка речевого материала запланированного по теме – в соответствии с реализацией УУД.
При включении тренажера в логопедическое занятие либо урок учителя, мероприятие воспитателя необходимо учитывать элементы здоровьесберегающих технологий: освещение, посадку, физминутку, правильное дыхание. Обучение правильному дыханию включается также с целью развития волевой саморегуляции (Регулятивные УДД,1УУ,2УУ).
По ходу выполнения заданий, проводится краткая рефлексию отработанному заданию. В конце работы запрашивается эмоциональный отклик на приобретенные знания. Краткая рефлексия важна с точки зрения совершенствования произвольной регуляции поведения, совершенствование функций переключения внимания и профилактики «застревания» детей на задании.
коррекционных занятиях.
Слайды тренажера:
Задания 4,7: дифференциация звонких и глухих согласных в середине и на конце слов.
Задания 8,9: дифференциация звонких и глухих согласных на конце слов, отработка способа проверки «один-много».
Задания 11,12: дифференциация звонких и глухих согласных в середине слова, отработка способа проверки «назови ласково».
Задание 13: отработка способа проверки «назови один предмет».
Задания 14,16,17 направлены на развитие зрительного внимания, мыслительной способности, умения подбора проверочных слов.
Игра «Помоги Мишке».
Цель: расширение словаря, уточнение словаря по теме «фрукты», обобщающие слова; дифференциация согласных по глухости-звонкости, закрепление правописания слов с глухими и звонкими согласными в середине слов; отработка способов проверки со звонкими и глухими согласными в середине слов. Развитие фонематического слуха.
Ход игры: Логопед сообщает детям, что Мишка хочет полакомиться фруктами, предлагает угостить Мишку. Наше дерево необычное, оно волшебное, поэтому на нем растут разные фрукты.
Задание: Назвать фрукт, который хотите сорвать, вставить нужную букву-косточку в слово на месте пропуска. Подбери проверочное слово – назови «большие» предметы (лапки-лапы, зубки-зубы). Если буква вставлена правильно – Мишка получил угощение и благодарно отвечает веселыми хлопками.
Задания на вставку парных глухих и звонких согласных в упражнениях и играх выполняются сначала в плане устной речи, затем письменно. Тема оглушения звонких согласных дается в виде задач на поиск такой позиции в слове, без пропуска букв.
Вышеназванные упражнения и игры способствуют развитию фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных в словах, могут быть использованы учителями начальных классов и воспитателями ГПД на коррекционных занятиях.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе
Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в начальной школе
Конспект группового логопедического занятия во 2 классе с презентацией
Похожие статьи:
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Звук К
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»