Конспект занятия в старшей логопедической группе. Звук К

Занятие в старшей логопедической группе

Тема занятия: «Звук К» формирование фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей логопедической группы с ОНР

Автор: Еградова Юлия Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ «Ласточка» г. Мегион

Тема: Звук К

Цели  занятия:

Коррекционно-образовательные:

- учить  давать  характеристику  звуку;  подбирать картинки  на  заданный  звук.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять правильное произнесение звука К в слогах, словах, предложениях;

- закреплять понятия  «слово»,  «согласный  звук»;

- развивать  фонематические  процессы;

- закреплять умение детей делить слова на слоги.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать  умение  выслушивать  вопрос до  конца  и  давать  ответ  полным  предложением;

- воспитывать сочувствие окружающим.

Оборудование:

Волшебный сундучок, полоски разных размеров, игрушки, предметы и картинки для заданных игр, пальчиковый театр к сказке «Репка»

Ход занятия

Орг. момент. «Волшебный сундучок»

Логопед:  Ребята, вчера ко мне в гости заходил один мой знакомый сказочник и оставил для вас подарок. Волшебный сундучок со сказкой. В этом сундучке живут герои хорошо вам знакомой сказки – давайте посмотрим…….?

Логопед открывает сундучок – а в нем ничего нет - пустота.

Логопед: Ребята, что это такое? Куда же делась наша сказка? Кто это тут напроказничал?

Выходит гном: Здравствуйте ребята! Я – веселый гном! Простите меня, пожалуйста, это я открыл ваш сундучок. Уж очень мне захотелось посмотреть сказку. Теперь, все герои сказки потерялись.

Логопед: Ну что ж, делать нечего, давайте ребята поищем наших сказочных героев. Чтобы их найти, нам нужно разгадать загадки и выполнить задания. С чего же начать – я не знаю!!!Давайте проложим дорожку и посмотрим, куда она нас приведет. Гном, помогай нам.

Игра «Подбери дорожку»

Ход игры. Гном выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов  на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются по­лоски разной длины - «дорожки».

Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.

Инструкция: «Подберите дорожку так, чтобы она поместилась между предметами». (Образец ответа: «Здесь я проведу длинную дорожку».)

Основной этап

1. Развитие фонематического слуха.

Логопед: А вот мы и пришли к первому заданию. Смотрите, здесь находится много разных предметов и буква. Кто знает эту букву? (буква К) Ребята, а какой звук обозначает эта буква? (звук К) Давайте все вместе произнесем звук К. Ребята, скажите, а какой звук К? (согласный) Почему вы так решили? (звук не поется, воздух свободно не проходит, встречает преграду) Молодцы. Давайте отберем предметы, в которых есть звук К.  

Дети выбирают предметы, объясняют свой выбор (клубок, фартук, платок, корзинка). 

Логопед: Ребята, как вы думаете, кому принадлежат все эти предметы? (Бабушке) 

Логопед достает картинку бабушки.

Логопед: Ребята, давайте посчитаем, сколько слогов в слове Бабушка? (три) Давайте выложим схему слова. (один ребенок выкладывает схему слова на доске)

Логопед: Молодец! Неси Бабушку в сундучок, она нам пригодится!!!

2.  Произнесение звука К в слогах

Логопед: А теперь, посмотрите ребята, что у нас здесь за загадка? Смотрите – кто здесь изображен?! (Птицы). Сейчас, ребята, вам нужно прокричать голосом той птицы, которую я назову!!! (петух: ку-ка-ре-ку, курочка: ко-ко-ко, уточка: кря-кря-кря, кукушка: ку-ку-ку-ку, ворона: кар-кар) Молодцы!!! Ребята, назовите только домашних птиц. (петух, курица, утка). Хорошо! За этими птицами ухаживает – Дедушка.

Логопед достает картинку  «Дедушки».

Дети делят слово «дедушка» на слоги и несут картинку дедушки в сундучок.

3.  Деление слов на слоги.

Логопед: Посмотрите, вот коробка, а в ней столько косичек – длинные, короткие. Как же они все перепутались. Мы сейчас с вами будем слушать длинные и короткие слова, если слово длинное – достаем длинную косичку, если короткое слово – достаем короткую косичку.

Логопед показывает картинку, дети называют ее и выбирают косичку. На дне коробки дети находят картинку «внучки» (делят слово «внучка» на слоги и выкладывают схему на доске) и несут ее в сундучок. (Внучка)

Физминутка

Игра «Передай привет»

Логопед: Веселый гном, мы с ребятами хотим немного отдохнуть.

Гном: А давайте поиграем в интересную игру!

Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме).

Инструкция: «Ребята, сейчас Гном будет передавать вам приветы!!! Передавайте его привет друг другу правильно».

4.  Произнесение звука К в словах и предложениях.

·  Логопед: Отдохнули немного, продолжим искать наших героев. (Дети подходят к шкафу из 3 полок, на которых расставлены разнообразные предметы) Посмотрите, здесь спрятались нужные нам предметы. Слушайте задание внимательно.   Какой предмет находится на, под, между (кость, будка, ошейник, поводок,  миска, палка). Молодцы ребята!!! Как вы думаете, кому эти предметы могут принадлежать? ( Собаке).

Дети делят слово «собака» на слоги, вкладывают схему слова, кладут картинку в сундучок.

Логопед: Смотрите ребята, снова загадка! Посмотрите на картинки, давайте их назовем!!! (дети называют картинки: мячик, молоко, мышка, клубок, кот, колокольчик) Ребята, сейчас я буду называть слог, а вы найдите ту картинку, название которой начинается с заданного слога.

Дети называют картинки и переворачивают их, под ними спряталась картинка «кошки». Все вместе делят слово «кошка» на слоги, один ребенок выкладывает схему слова на доске, несет картинку в сундучок.  

· Логопед: Посмотрите на картинку, как вы думаете, кто здесь живет? (мышка) А гном не верит, расскажите, почему вы решили, что тут мышка живет?

Дети составляют предложения по картинке.

Затем делят слово «мышка» на слоги, выкладывают схему слова, кладут картинку в сундучок.

Итог занятия

Логопед: Гном, ребята справились со всеми заданиями, давай посмотрим теперь, что же за сказка у нас получилась?

Дети на доске выстраивают всех героев. Чего-то не хватает.

Логопед: Ребята, как вы думаете, чего не хватает в нашей сказке? (Репки) А давайте еще раз заглянем в наш волшебный сундучок!

Гном достает из сундука пальчиковый театр по сказке «Репка» и раздает детям. Гном прощается. Логопед предлагает детям в группе показать сказку «Репка» другим ребятам.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Елена Рожина # 14 апреля 2013 в 14:32 +1
Хорошее, насыщенное занятие!А графическое изображение буквы Вы не берете?
Ольга Ким # 8 июня 2014 в 21:40 0
у меня в последнее время все больше детей заменяют звук/К/ на /Т/. А занятие очень интересное, спасибо.