Конкурсы

Конспект НОД по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

Автор: Петрушина Татьяна Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 105», г. Череповец

Данный материал будет полезен для учителей – логопедов, воспитателей, родителей. Конспект содержит различные методические приёмы, направленные на дифференциацию звуков «с»-«ш», развитие фонематического слуха и представлений, профилактику дисграфии и дислексии, развитие дикции.

Конспект НОД по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

Тема: Дифференциация «С»-«Ш».

Цель: учить различать звуки «с»-«ш» в слогах , словах, предложениях и буквы с - ш при чтении и письме.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные : формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями, повторить правило правописания «ши» в словах;

2) коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления и восприятие, слухоречевую память, зрительное восприятие, речевое дыхание.

3) коррекционно-воспитательные: воспитание навыков чёткой, выразительной речи, формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: магнитная доска; карточки с печатными буквами «с», «ш»; таблички со схемой артикуляции звуков «с, «ш», схема фонетической характеристики звуков; слоговая таблица для чтения; сюжетная картина к рассказу «Саша и шишки»; карточки со слогами сы, ши; счётные палочки; карточки со словами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра «Не сломай язычок».

Рассмотреть сюжетную картинку. Как Саша пытается достать шишки с сосны? Произносить чистоговорку: «Как Саша шапкой шишку сшиб»

- Произнести сопряжено хором.

-Произнести шепотом самостоятельно.

-Произнести индивидуально с нарастание темпа.

II. Основная часть.

1) Повторение акустико-артикуляционной характеристики звуков «с»- «ш».

На доске написаны слова:

1. Ананас, слива, абрикос, персик.

2. Лошадь, мышь.

· Прочитайте слова под цифрой №1. Назовите одним словом эти предметы. Какая буква встречается во всех словах? (буква С). Какие звуки обозначает буква С. Расскажите о звуке С по схеме (согласный, глухой, твёрдый).

· Прочитайте слова под цифрой №2. Назовите одним словом эти предметы. Какая буква встречается во всех словах? (буква Ш). Какой звук обозначает буква Ш . Расскажите о звуке Ш по схеме (согласный, глухой, твёрдый).

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки С-Ш.

- Чем похожи звуки С-Ш?

- Чем отличаются звуки С-Ш по произношению? (У звука С язык опущен за нижние зубы, губы улыбаются, а у звука Ш язык поднят чашечкой за верхними зубами, губы вытянуты трубочкой.) На доске вывешены карточки со схемой артикуляции звуков С-Ш:

2) Игра с мячом.

Логопед подкидывает мяч вверх, дети произносят звук  Ш. Логопед ударяет мячом о пол, дети произносят С. (Соотнесение положения языка с направлением движения мяча).

3) Дифференциация С-Ш в слогах.

· Игра «Наоборот» с мячом на материале  слогов: са-ша, ши-сы и т. д.

·  Чтение слоговой таблицы.

Введение игрового момента.

- Сегодня на занятие пришла вредная старушка Шапокляк. Во время занятия она будет делать всякие мелкие пакости, а мы постараемся их исправить.

Шапокляк усмехается: «Посмотрите какую трудную таблицу приготовила логопед. Попробуйте прочитать, обязательно ошибётесь»

-А мы будем внимательными, будем читать правильно и чётко.

са

шо

су

ши

ас

ош

ус

ис

ша

со

су

сы

аш

ос

ус

иш

са

шо

шу

ши

аш

ош

уш

иш

ша

со

шу

сы

ас

ос

уш

ис

- Чтение хором по столбикам;

- «Запомни и прочитай» Логопед читает ряд из 2-3 слогов, ребёнок находит их в таблице, показывает и читает. Например: са-со-ша, су-шо-шу, аш-ас-ош и т. д.

Физминутка.

4) Дифференциация С-Ш в словах.

· Игровое упражнение «Слог потерялся».

- Какая буква никогда не пишется после буквы Ш? (Буква ы). Хором повторяют правило правописания ШИ, логопед выставляет табличку с правилом.

- Давайте прочитаем слова. Посмотрите, старуха Шапокляк уже напроказничала. Она стёрла слоги «сы» и «ши» в словах. Она думает, что теперь вы не догадаетесь, что это за слова. Вставьте слоги «ши» или «сы» и прочитайте слова, которые  я для вас приготовила (шина , волосы, шиповник, машина, косы, ландыши, сытый, сынок).

· Игровое упражнение «Собери слово».

- Понравилось Шапокляк с вами играть. Решила она переставить буквы в словах. Теперь слово не узнать. Поставьте буквы по размеру, начиная с самой большой, и прочитайте слово. (Шалость).

Физминутка.

Дыхательное упражнение: «Накачаем шину».

Накачиваем шину: руками обхватить грудь, делаем вдох, на выдохе разводим руки в стороны и произносим звук Ш. Прокололи шину: делаем вдох, на выдохе медленно руки сводим на груди и произносим С.

5) Дифференциация С-Ш в предложениях .

· Чтение текста «Саша и шишки». (На доске выставлена сюжетная картина к тексту.)

· Ответы на вопросы по тексту.

Зачем Саша пошёл в лес?

Что увидел Саша на опушке?

Что было на сосне?

Кого Саша заметил на макушке сосны?

Почему Саша ушёл домой без шапки?

·Запомните из предложений слова :

- только со звуком С,

- только со звуком Ш .

Логопед читает предложения из рассказа. На каждое запоминаемое  слово ребёнок выкладывает на столе счётную палочку. Затем воспроизводит все слова по памяти.

· Игровое упражнение «Рассыпалось предложение».

- Шапокляк придумала для вас последнюю шутку: «Я перепутала все слова в предложении.

Я уверена, что вы никогда не сможете его собрать.»

Сосну, опушке, увидел, высокую, Саша, на.

- Поставьте карточки со словами по порядку. Так, чтобы получилось предложение.

(Саша увидел на опушке высокую сосну).

III. Итог занятия.

Какие звуки учились различать на занятии? Чем отличаются эти звуки? Придумайте слова, в которых в начале слова слышится звук С, (Ш); в середине слова, в конце слова.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Звук К

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Ольга Ким # 8 июня 2014 в 21:37 0
Оказывается, Шапокляк не только вред приносит, но и помогает!Спасибо за конспект,