Создание развивающей предметно – пространственной среды для самостоятельной художественно – эстетической деятельности младших дошкольников.
Автор: Займогова Любовь Геннадьевна,
Место работы: воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 86», г. Березники, Пермский край.
Описание работы: Создание предметно - пространственной среды для детей младшей группы.
Стремительно меняется мир - изменяются педагоги и их воспитанники. На современном этапе педагоги дошкольного образования решает задачи Федерального государственного образовательного стандарта. В ФГОС указано на необходимость организации образовательного процесса на основе создании условий для самостоятельной деятельности детей в ДОУ.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.)
Таким образом, самостоятельная деятельность детей может носить индивидуальный характер, когда ребенок один рисует, конструирует или играет, а иногда дети объединяются по двое, трое и, обсудив замысел, вместе рисуют, конструируют. Признаками самостоятельной деятельности является то что ребенок самостоятельно пытается перенести усвоенное знания и умения из непосредственно образовательной деятельности, из общения с педагогом в собственную деятельность, для решения новых задач. Это деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но часто по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат действий.
Одним из важных факторов развития самостоятельной деятельности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Я создаю разнообразную предметно – пространственную среду в своей группе для детей 3-4 лет, которая поможет им обеспечить познавательную активность, будет соответствовать их интересам и иметь развивающий характер. Среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.
Большое место в организации самостоятельной художественной - эстетической деятельности детей в группе отводится уголку изодеятельности или, как его часто называю, центру творческого развития.
Я считаю, что целью центра творческого развития является создание в группе обстановки для творческой активности детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, активности. Здесь дети обычно проводят много времени, рисуют, раскрашивают, создают поделки.
Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Такой деятельностью они могут заниматься самостоятельно, без помощи взрослого, насколько позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы.
Для того чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром творческого развития я обращаю внимание на условия его оформления и оснащения, в котором дошкольник, мог действовать сам.
В моей группе образовательное пространство для самостоятельной художественно – эстетической деятельности оснащено разнообразием материалов, которые соответствуют возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Они обеспечивает творческую активность всех воспитанников, дают возможность экспериментировать, развивать мелкую моторику, эмоциональное благополучие детей.
Моя задача научить ребят пользоваться всеми предложенными материалами в самостоятельной творческой деятельности. Сначала организатором являюсь я. Постепенно дети осваивают навыки и становятся сами инициаторами при выборе материалов. Все материалы развивающей среды доступны детям, эстетически привлекательны, разнообразны и безопасны. Мною организован свободный доступ ко всем материалам, что позволяет ребенку сделать самостоятельный выбор того, чем он хотел бы заниматься в данный момент. Моя роль, роль взрослого здесь - наблюдатель, товарищ, который поддерживает инициативу ребенка и помощник, если того требует ситуация.
Я заранее планирую самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данную неделю темы, реализую принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Мною составлен комплексно – тематический план для детей 3-4 лет, где прописана самостоятельная деятельность детей и обогащение предметно-пространственной среды по недельным темам. Учитывая недельную тематику материалы и оборудование, игры, картины периодически меняться, т.к. появление новых предметов стимулирует творческую активность.
В помощь ребёнку предоставлены пооперационные карты, которые помогают воспитывать у детей самостоятельность, умение определять последовательность выполнения различных действий.
Пооперационная карта создавалась совместно с ребенком. Ребенка учила "читать" карту. Для этого вместе с детьми рассматривает карту, проговаривает каждую отдельную операцию. При этом не забываю, чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще должна быть составлена карта.
При составлении карты помну принцип – от простого к сложному. Для младших дошкольников количество операций по карте сведите к минимуму (2-4 действия). Они просты и понятны детям, только тогда дети чувствуют себя уверенными в собственных силах.
Я предлагаю детям различные варианты того или иного задания по недельной теме.
Мною собрана подборка раскрасок по недельным тема «Зима», «Новый год», «Транспорт для папы», «Цветы для мамы», «Птицы» и другие.
Мы часто с детьми работаем по детским проектам, где самостоятельной продуктивной деятельности отводиться большое место, и детские работы оформляются на выставке для родителей. Например, проект «Любуемся красотой осени» и выставка детских работ «Наши запасы на зиму». Проект «Зимушка зима». На слайде представлены работы детей, раскраски «Снеговики», «Елочка», и выставка детских работ «Елочка, елочка, зеленая иголочка».
Работы, выполненные в непосредственной образовательной деятельности, дети часто доделывают вечером в центре творческого развития. Например, рисовали «Телевизор», вечером - самостоятельно выбирали и наклеивали сказочных персонажей, которые выступают по телевизору и сочиняли сказки, истории про своих героев. На другой год при рисовании того же телевизора, дети приклеивали свои фотографии и давали интервью о папе.
С детьми 3-4 лет мы пробовали давать творческие задания домой. Домашняя зарисовка «Мой папа самый, самый…». Дети вместе с мамами дома выполняли эту работу и потом рассказывали о своем папе, и к празднику была оформлена выставка совместных работ.
В помощь к центру творческого развития создан центр сенсорного развития и восприятия. Дети не только могут подуть на цветной султанчик, запоминая основные цвета, но и развивают дыхательные мышцы щёк. Комплектация зоны сенсорного развития: вкладыши разной формы и размера, игры-шнуровки разного вида, простые и объёмные лабиринты, панно с пуговицами, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры, волчки, тактильные подушечки.
Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка: развивается инициатива, активность, закрепляются имеющиеся навыки, поднимается самооценка, уверенность в себе, и в своих возможностях.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада
Развивающая среда групповой комнаты ДОУ
Наглядное пособие для детского сада своими руками «Как накрыть на стол». Мастер-класс с пошаговыми ф
Организация развивающей среды ДОУ