Мини-музей в группе как средство познания.
Автор: Полякова Любовь Михайловна. Воспитатель ГБОУ СОШ № 896 с-п 6. (д/с 919) г. Москва.
Детсадовские мини-музеи с начала своего существования интерактивны. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, а при желании даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают непосредственное участие в его создании. Они с гордостью показывают экспонаты и рассказывают о них.
Тематика мини-музеев может быть различной. Это могут быть картинные галереи, фольклорные избы, горницы; это может быть мини-музей одной или разных игрушек, транспорта и т.д.
Цели и задачи мини-музея.
1.Реализация направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4.Формирование у дошкольников представлений о музее.Расширение кругозора дошкольников.
5.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6.Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.
7.Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8.Развитие творческого и логического мышления и воображения.
Где расположить мини-музей.
Новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в самых стесненных условиях, при желании, модно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная щирма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Отметим сразу, что у любого расположения мини-музея есть свои минусы и плюсы.
Групповые помещения.
Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты в режиссерских играх, проводить самостоятельные исследования и эксперименты. Однако расположение мини-музея в группе имеет свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею имеют дети одной только группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по теме музея. Кроме того, родители других групп не имеют полного представления о работе детского сада.
Раздевалка.
Имеет те же преимущества, что и музей в группе, плюс у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостаток тот же.
Помещение для дополнительных занятий (изостудия).
С одной стороны, помещения для дополнительных заданий идеально подходят для размещения некоторых видов музеев. Например, в изостудии вполне уместен музей декоративно-прикладного искусства. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода.И для того, чтобы музей не слишком сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание детей, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности.
Холлы.
В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открыт и бесконтрольный доступ к музею, что ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
Как оформить мини-музей.
Эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть от того, насколько удачно расположены экспонаты, о степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является размещение экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины.
Горизонтальные и вертикальные поверхности. Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости, например, на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, т.е. предметы одного наименования. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это усложняет задачу удержания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- Использование ширм
- Использование стендов
- Использование мобиле
- Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветка деревьев.
Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Лучше всего смотрятся стенды на мешковине или бортовке. Особую нарядность им придают элементы из ситцевой ткани. При использовании стационарных полочек смена экспозиции мини-музея происходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут отличаться по цвету, форме. Расположению. А этот факт играет немаловажную роль для привлечения и удержания внимания детей. Если для музея определено специальное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами. Например, повесить мобиле, временную спираль, гирлянды и т.п. К вертикальным приемам оформления относятся так же вазы с раскидистыми ветками.
Как использовать в работе с детьми и родителями.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда удобны для проведения полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут вести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
1.Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
2.Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды. Рассказ, о которых не входит в сегодняшние планы воспитателя. В этом случае воспитатель предлагает детям самим посмотреть и попробовать догадаться, о чем там идет речь. Времени на обсуждение дается совсем немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей. Не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз» Если дети сориентировались в материале самостоятельно, то при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
3.Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей. То возможен другой вариант Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.
Значение и использование мини-музеев.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.
Рекомендуем посмотреть:
Арт-терапия в работе с детьми
Паспорт мини музея в детском саду
Музейная педагогика в работе с дошкольниками
Организация и открытие музея русского быта в детском саду