Подготовка исполнителя к концертному, конкурсному выступлению» (личные наблюдения)
Как показывает практика (стаж работы концертмейстера – 22 года) наибольшее значение имеют не способности и благоприятное стечение обстоятельств, а твердая воля к победе. Это и понятно, потому что большинство успешных выступлений на сцене это победа над собой, умение преодолевать свои слабости и природные недостатки.[Личностный и профессиональный рост неразрывно связан с развитием качеств характера. Волевой человек может заставить себя сделать то, что он считает необходимым, в то время как безвольный человек в этих обстоятельствах отступает. Проявление волевых качеств складывается из настойчивости, целеустремленности, упорства, смелости, решительности, самостоятельности, инициативы, самообладания и выдержки. Все эти качества помогают музыканту-исполнителю целенаправленно готовиться к публичным выступлениям.
На сцене волнение перестает уравновешиваться процесс торможения. Это происходит, потому что у большинства людей сила нервной системы сильнее силы торможения. Сильное волнение проявляется в напряженных и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдельных слогов, а также акцентированной мимике и жестикуляции. Движения становятся напряженными, плечи – слегка приподнятыми, дыхание – учащенным и поверхностным. Кожа на лице покрывается красноватыми пятнами, ладони становятся влажными и др.симптомы.
При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек справляется с волнением. Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2-3 месяцев, то адаптация не происходит.[Для того чтобы удачно выступить на концерте или экзамене, исполнителю необходимо быть в состоянии оптимальной концертной формы, которая включает в себя три параметра – физический, эмоциональный и умственный. Опытный исполнитель умеет справиться с волнением и направить его в нужное творческое русло. Концертный стресс активизирует и мобилизирует порой неуправляемые нервные процессы. Но и с другой стороны активизирует защитные силы организма, и артист начинает лучше себя чувствовать в физическом плане.
Я готовлю себя к выступлению следующим образом:
1) за несколько дней до выступления представляю себе место, где буду выступать;
2) потом прорабатываю образную картину концертного выступления;
3) репетируя уже готовое, выученное произведение сосредотачиваюсь и представляю слушателей;
4) записываю исполнение на диктофон или камеру;
5) анализирую запись;
6) во время репетиций не отвлекаюсь на посторонние шумы и другие внешние раздражители, стараюсь без помарок и остановок доиграть до конца;
7) обязательно репетирую хотя бы один раз в той одежде, в которой буду выступать, чтобы чувствовать себя комфортно.
Обыгрывание произведения – это важный прием психологической подготовки музыканта-исполнителя, который приближает его к ситуации публичного выступления. Начиная от самостоятельных занятий и заканчивая игрой в кругу родных и друзей. Все это помогает почувствовать себя в ситуации выступления и выявить ошибки, чтобы в дальнейшем исправить их.
Если говорить об учащихся, то их предконцертное самочувствие в значительной мере зависит и от психологического состояния их педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, то есть быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет ничего хуже для учащегося, чем вид собственного преподавателя, волнующегося до дрожи и в то же время ничего лучше, чем призывающего к спокойствию и уверенности в своих силах.
Даже если программа выступления выучена и ее можно играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как правило, невыявленные ошибки вылезают во время публичного выступления. Возникает проблема – каким образом эту ошибку вытащить из внешне вполне благополучно исполняемого произведения? Ведь только тогда, как пишет в одном из своих трудов Г.Коган, когда музыкант при желании не смог ошибиться, только тогда игровое движение можно считать закрепленным. Можно еще применять на практике обыгрывание произведение меняя обстановку и инструмент. Я применяю со старшими школьниками ситуацию, когда прошу взять в руки меньшего размера скрипку или наоборот альт и предлагаю сыграть произведение. Например, у пианистов то, что получалось на одном инструменте, может совершенно не получаться на другом, даже очень хорошем. Пианистам можно посоветовать играть в разных кабинетах или время от времени делать репетиции в зале.Для обнаружении возможных ошибок можно
попробовать несколько приемов:
1. Завязать на глаза повязку. В медленном или среднем темпе с установкой на безошибочную игру сыграть произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.
2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радио на среднюю громкость и пытаться сыграть программу. Потом сделать тоже самое с завязанными глазами. Подобные упражнения создают дискомфорт и нервное напряжение. Его можно объяснить не только недостаточностью выученности программы, но и слабой функциональной подготовкой, то есть нетренированностью сердечнососудистой системы.
3. В момент исполнения программы в трудном месте преподаватель произносит слово «Ошибка», но при этом исполнитель не должен ошибиться.
4. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать играть в полную силу.
5. Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на сцену.
Каждый музыкант за время своей карьеры накапливает опыт как успешных, так и не очень успешных выступлений. Для выяснения причин неудачных выступлений полезно ведение дневника, в котором фиксируются причины, приведшие к тому или иному результату.
Поддержание организма в хорошей физической форме требует выполнения каждодневно физических упражнений, о чем сказано в разделе о режиме работы и психогигиене музыканта.
Как правило, удачным выступлениям сопутствует приподнятое настроение, нормальное физическое самочувствие. Каждый музыкант по-разному описывает свое наилучшее состояние. Проанализировав и запомнив ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, музыкант может затем сознательно воспроизводить такое же состояние перед последующими выступлениями. Возможно это какие-то слова подобранные лично к выступающему или ситуация или даже может быть какая-то определенная пища. Для каждого это сугубо индивидуальные модели или как их можно называть «приметы», в которые артисты сильно верят и стараются их соблюдать.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению
Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе
Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки
Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе