Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе детского сада, речевое и познавательное развитие.
Автор: Питерская Любовь Петровна, воспитатель МДОУ д/с № 135 Волгоград
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, работающих со старшими дошкольниками.
Цель: приобщение детей к культурно-историческому наследию Волгоградской области.
Непосредственно образовательная деятельность «Любимые места Красноармейска»
для детей старшей группы
Задачи:
Образовательные:
- формировать начальные представления о родном крае - Красноармейском районе, его истории и культуре;
- знакомить с достопримечательностями родного района.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей и интерес к истории родного района (поселок Сарепта);
- развивать интеллектуально творческое мышление;
- развивать связную монологическую речь, расширять словарный запас (достопримечательность, Сарепта, кирха, архитектор).
- побуждать детей к совместной творческой деятельности, конструированию.
Воспитательные:
- воспитывать восхищение и любовь к Красноармейскому району.
Предварительная работа:
- цикл познавательных занятий «Волгоград, город в котором мы живем!»;
- рассматривание альбомов с видами Волгограда, Красноармейска;
- домашнее задание родителям – фотографии, где запечатлены дети на фоне достопримечательностей нашего района;
- подготовка картонных силуэтов зданий – конструктор ,,Архитектор,,.
Занятие проводится с детьми старшей группы в групповой комнате.
В группе оформлена фотовыставка, звучит музыкальная композиция.
Структура занятия.
I часть. Краткий экскурс по значимым местам района по фотографиям и иллюстрациям.
II часть. Знакомство с историей поселка Сарепта – рассказ-пояснение воспитателя с включением ИТК.
III часть. Творческая деятельность детей с использованием конструктора ,,Архитектор,,.
IY часть. Итог.
Ход.
I часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения
Я родился в маленьком краю,
И всем сердцем я его люблю.
Здесь родные мне места.
Быстро пусть идут года,
Буду помнить город свой всегда.
- Ребята, как вы думаете, о чем эти строки?
Ответ детей: о нашем городе Волгограде.
Воспитатель: Ребята, как называются жители, живущие в Волгограде?
Ответ детей: Волгоградцы.
Воспитатель: А мы живем, в каком районе, как нас можно назвать?
Ответ детей: Красноармейском, значит красноармейцы.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас, маленьких «красноармейцев», посетить нашу выставку иллюстраций и фотографий ,,Мой любимый Красноармейск,,
(вместе с воспитателем подходят к началу выставки).
Воспитатель: Ребята, как называется это место?
Ответ детей: бульвар Энгельса.
Приложение № 1
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о бульваре и, почему он вам нравится?
Ответ детей:
-основное назначение бульвара – отдых и прогулки. Поэтому на них устроены красивые специальные уголки c клумбами, рабатками, фонтанами/Саша Х.
-рядом находится моя поликлиника, там меня лечит мой врач/Егор П.
-а мы с мамой любим здесь гулять, когда работают фонтаны/
и так далее.
Воспитатель: Да, красив наш бульвар: великолепные фонтаны, красочные клумбы с весны до поздней осени. Приятно в жаркий летний день посидеть в тени его деревьев.
Воспитатель: А кому стоит памятник в центре бульвара?
Ответ детей: учительнице.
Воспитатель: Да, ребята, первой учительнице. Когда вы пойдете в школу, у каждого из вас тоже будет первая учительница.
Воспитатель: А теперь пройдем дальше. Что изображено на этих иллюстрациях?
Ответ детей: вокзал Сарепта, Сарептская площадь.
II часть.
Воспитатель: Ребята, я хочу показать вам презентацию о Сарепте и рассказать, об истории ее возникновения /рассказ сопровождается показом слайдов на ноутбуке/.
Приложение 2
Воспитатель: Ребята, это маленький поселок в нашем районе, поселок Сарепта. А как вы думаете, почему его так назвали?
Ответ детей.
Воспитатель: Хорошо, послушайте меня и узнаете его историю.
Сарепта была основана царицей Екатериной II, на маленькой реке Сарепта. Имея целью освоение необжитых южных окраин России и защиту их от кочевников и южных соседей. Одними из первых на призыв России откликнулись гернгутеры из Саксонии.
По прибытии братьев на берег реки Сарпы первым встал вопрос о названии поселения. Они обратились к Библии. Наименование "Сарпа" напомнило колонистам слова Господа. Это библейское наименование селения и название реки Сарпы и явились основанием для наименования поселения колонистов
Поэтому и поселок был назван как?
- Правильно, Сарепта.
14 сентября 1765 г. начались строительные работы, и уже через месяц люди вселились в первый дом.
Здесь были поселения немцев.
На маленькой территории Сарепты располагались: фабрика, заводы и
лютеранская церковь (кирха).
Они строили дома и выращивали горчицу. Здесь был открыт крупнейший речной порт в Сарептском затоне. На пароходах перевозили соль, металл, хлеб, рыбу. Потом построили железную дорогу и школу для детей железнодорожников.
Построив крепость,
Мастерские и дома,
С немецкой аккуратностью, стараньем,
Царицы удостоившись вниманья.
Над Старою Сарептою промчались
Пожары, революция, война.
Нелегкая судьбина ей досталась,
Но выстояла, расцвела она!
Воспитатель: Много замечательных мест в нашем районе. Сегодня мы подробно остановились на достопримечательности Сарепта. А о какой достопримечательности еще вы хотели бы узнать подробнее?
Ответ детей.
Воспитатель: хорошо, в следующий раз я подготовлю материал об истории строительства Волго-Донского судоходного канала.
А сейчас предлагаю сделать упражнения для глаз.
Здоровьесберегающая пауза - упражнение для глаз.
Гимнастика для глаз “Солнышко”
(Е. Карельская, М.Картушина)
Приложение 3
Воспитатель. Вот мы с вами провели гимнастику для наших глаз, сняли усталость после просмотра слайдов на ноутбуке.
Воспитатель. Какие вы молодцы! Вот вам цветик - семицветик. Он необычный, с загадками. Хотите их отгадать?
1 лепесток:
Обелиск на площади стоит,
,,За отчизну!,, - надпись говорит.
Отгремела уж война
Солдат – героев имена
Вечно будет, помнить вся страна.
Ответ детей: площадь Свободы, Сарептская площадь.
2 лепесток:
Сколько лет корабли обнимает
Шлюз за шлюзом наш водный герой.
И в спокойствии он пребывает
С Доном-батюшкой, с Волгой-рекой.
Ответ детей: наш канал им. В.И. Ленина.
3 лепесток:
Это здание самое любимое, здесь я веселюсь со своими друзьями, играю, пою.
Ответ детей: детский сад.
4 лепесток:
Когда идем гулять на нашу набережную, мы видим памятник, кому?
Ответ детей: монумент В.И.Ленина.
5 лепесток:
Тут воды фонтаном блестят
Как серебристая нить.
Памятник учительнице
Первой здесь стоит.
Ответ детей: бульвар имени Энгельса.
Приложение 4
Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете вы наш район. А какие бы вы хотели иметь детские развлекательные объекты на территории нашего района? Подумайте, не проговаривая вслух: Предлагаю вам превратиться в архитекторов и воплотить свои мечты. Хотите?
Ответ детей: да.
Воспитатель: Приступайте к работе - маленькие архитекторы-красноармейцы, объединитесь в команды, подумайте, договоритесь, какое здание вы возведете. А после скажите что это и для какой цели. Задание вам понятно? Тогда приступайте.
III часть.
Творческая работа детей (дети строят здания из конструктора).
IY часть.
Воспитатель: Что же вы построили?
Первая команда: здание «Цирк».
Вторая: «Детский театр»
Воспитатель: а почему?
Ответ детей: потому что в нашем районе таких зданий нет.
Молодцы, вот вы и побывали в роли архитекторов.
Воспитатель: Я думаю, что в будущем, ваши здания станут достопримечательностями нашего района и, будут украшать его.
Здесь жизнь течет размеренно и просто,
Красноармейск – любовь и боль моя.
Живут здесь от рождения и до ста,
Моя семья, коллеги и друзья.
Окраина. Здесь дым и гарь витают.
И воздух, зачастую, не лесной.
Но здесь мой дом,
Его люблю и знаю.
Я – патриот земли своей родной.
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Солнышко, солнышко,
В небе свети!
Яркие лучики
К нам протяни. Потянуться руками вверх
Ручки мы вложим
В ладошки твои Похлопать в ладоши над головой
Нас покружи,
Оторви от земли Покружиться, подняв руки вверх.
Солнечный лучик
Быстро скакал,
И на плечо он
К ребятам упал Вытянуть вперед правую руку, медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу. Проследит движение пальца глазами.
Весело лучик
Песенку пел.
Каждый себе
На плечо посмотрел Повторить тоже самое с левой руки.
Солнечный лучик
Быстро скакал
И на маленький носик
К ребятам попал.
Весело лучик
Песенку пел.
Каждый на носик
Себе посмотрел. Вытянуть руку вперед и коснуться пальцем кончика носа. Проследить это движение взглядом.
Хлопают радостно
Наши ладошки, Похлопать в ладоши.
Быстро шагают
Резвые ножки. Ходьба на месте.
Солнышко скрылось,
Ушло на покой. Закрыть глаза и положить руки под щеку.
Мы же на место
Сядем с тобой Сесть на скамейки..
Приложение № 4
Презентация /слайды/
Рекомендуем посмотреть:
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели
Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича