Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Устное народное творчество как средство развития речи детей 3-4 лет

Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста
Описание материала: материал будет полезен для применения в педагогической практике воспитателям, старшим воспитателям, студентам педагогических факультетов и конечно родителям воспитанников.
К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает потешки, прибаутки все это легко и просто вплетается в общение и незаметно учит малыша родному языку. [1, c.3] Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.
Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную, без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития [2.с.26,27]
Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности:
Одевание на прогулку
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Обед
На того кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем "спасибо".
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат,
За обедом не сори,
Насорил - так убери.
Умывание
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!!!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
Расчёсывание
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Перед сном
Баю-баю, баиньки
В огороде заиньки,
Зайки травушку едят
Детке спать велят
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все давно уж спать должны,
Наши дети тоже
За многовековую историю России создано огромное количество пословиц и поговорок. Язык пословиц прост и доступен даже детям, излучает остроту и юмор. С незапаметных времен эти маленькие жемчужины народной мудрости живут в разговорной речи, выражая все оттенки отношения людей в обществе, друг к другу.
Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более образной и живой, расширяется словарный запас, развивается воображение. [2, с. 37]
Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
- подбадриваю робкого: «Смелость города берет»;
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»;
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»;
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»;
- кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»;
- во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»;
- пословицы о труде: «Сделал дело - гуляй смело», «Любишь кататься, люби и саночки возить» .[2,с. 38]
Широко использую в своей деятельности загадки, как в образовательной деятельности, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Средствами загадки формируется любовь к родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии. Они обогащают слух ребенка разнообразными рифмами и мелодиями. Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества-сказками, песнями, пословицами. Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки:
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб (пила)
В других случаях плавная мелодия загадки напоминает напевный речетатив народной сказки. В темной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы (пчелы в улье)
Или присказки:
Летит птица,
Ни перната,
Ни крылата,
Носик долог,
Голос тонок,
Кто ее убьет,
Человечью кровь прольет (комар)
Напевность народных загадок, их эпическое спокойствие, лирическую задумчивость учитывают и современные авторы.
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала – сыпала
На поля - озерушки
Белый пух да перышки (туча) А.Рождественская
Эта загадка по ритму и мелодии напоминает плавную народную песню или былину.
Былинный ритм создается повторением, одного и того же слова плыла, характерной для народной речи тавталогией кидала-сыпала и объединением предметов по смежности-на поля - озерушки.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Загадки дают ребенку большое число новых или малознакомых для него слов: кушак, кафтан, хоромы, сито, лыко, хлев и др .Они помогают увидеть вторичные значения слов. «Идут часы», льет дождь «идет дождь» В загадке дети воспринимают слова сопоставлено, объединено: Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут (часы) Загадки развивают детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова: Без ног бегут , без крыльев летят, без паруса плывут (облака)
Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но успешно развивает мыслительные способности.[3.с. 24,25]
Таким образом, через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.

Список литературы:
1.Абельмас Н.В. Колыбельные песни, потешки, прибаутки ООО «Издательство АСТ» 2003.
2.Батурина Г.И., Т.Ф. Кузина Народная педагогика в современном учебно- воспитательном процесcе Москва «Школьная пресса» 2003.
3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки Москва «Просвещение» 1976.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект нетрадиционного родительского собрания во 2 младшей группе с презентацией Развитие речи детей дошкольного возраста Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС
Авторитет родителей и его влияние на воспитание ребенка в семье | Дидактическая игра для старших дошкольников 5-7 лет «Верно-неверно»
Опубликовано: 2429 дней назад (13 марта 2018)
Просмотров: 2630
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Галина Александровна Степанова # 13 марта 2018 в 21:03 +1
Грамотно. Познавательно. Даны примеры, сделаны выводы. Ссылки, список использованной литературы - оформление на уровне! Молодец!
Ольга Анатольевна Моржова # 8 апреля 2018 в 20:59 +1
Здравствуйте! Мне как начинающему педагогу, работающему с детьми данного возраста, кажется весьма полезной эта публикация, приучать детей к режимным моментами играючи, на потешках - это здорово!