Психологический портрет ребенка возраст от 3-х до 4-х лет
В период от двух с половиной до трех с половиной лет ребенок переживает так называемый кризис 3-х лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязать или запретить детям что-либо. Если взрослый всегда придерживается одних и тех же правил и требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.
Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь взрослого, они отстаивают свою независимость от других. Они чувствуют себя вполне самостоятельными и компетентными и в то же время понимают свою зависимость от взрослых. Их внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе и в то же время ожидают, что взрослые будут направлять их и поддерживать. Трехлетки так же нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинство.
Общаться с детьми, переживающими кризис, нелегко. Их поведение – это непрерывная череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных «Я хочу!», «Я не хочу», «Я не буду!». Важно понять, что это не капризы, а проявление того, что малыш начинает воспринимать себя как вполне самостоятельного, отдельного от других, в том числе и взрослых, человека. Дети, проходящие кризис, требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Различные качества – умный, умелый, добрый, храбрый – они теперь относят к себе, и для них очень важно, чтобы взрослые положительно их оценивали.
Часто так называемые ужасные трехлетки обязаны своей репутацией бесконечным заявлениям, связанных со словом «нет». «Ты хочешь пойти с мамой в магазин?» - «Нет». «Мы сейчас поспим немножко?» - «Нет». Взрослые, задавая подобные вопросы, действительно хотят получить на них ответ, а дети чувствуют свою значительность, отклоняя просьбы взрослых, - и именно от этого получают удовлетворение.
Я — сам
С одной стороны, дошкольник стремится все делать самостоятельно, с другой — далеко не все действия ему под силу. Поэтому не стоит торопиться и настаивать на полном выполнении поручений. Можно давать ребенку право выбора и поддерживать его. В этот период важно не критиковать малыша. Даже если он делает плохо, криво, медленно — нельзя это негативно оценивать. Иначе взрослый только вызовет у него неприятные эмоции.
Положительные же оценки вызывают желание совершенствоваться и повторять действие. В этом возрасте дети охотно подражают взрослым. Например, стремятся воспроизвести поведение мамы или папы. Это тоже нужно поощрять.
Например, мама раскатывает тесто. Можно дать ребенку небольшой комочек и детскую скалку. В младшем дошкольном возрасте малыш находится в сложной ситуации. Он начинает понимать, что такое Я, в чем его особенности и что он не является приложением к родителям. Но в тоже время дошкольника наполняют противоречия: он не может справиться без взрослых, его свободу ограничивают.
Зачем он это делает
Для этого возраста свойственно постоянно задавать вопросы — это нормально, малыш старается постигнуть окружающий мир. Его агрессивность и активность формируются из-за стремления постоянно что-то делать. В этом возрасте важно не только, какие знания есть у ребенка. Но и что он понимает, умеет ли делать причинно-следственные связи. Ему должны быть доступны логические операции — объединение предметов, исключения, распределения. Любознательность в этот период хороший знак. Важно воспитывать в ребенке стремление к изучению мира, задаванию вопросов, интереса к окружающим людям. Все это пригодится ему в дальнейшей жизни, особенно во время учебы в школе. Но еще важнее то, что он сможет устанавливать социальные связи и поддерживать их. Для этого малыша отдают в детский сад.
Мой ребенок меня бесит
Кризис трех лет не всегда легко пережить. Даже мантра «это всего лишь период, и он закончится» мало помогает. Агрессия дошкольника, истерики любого выведут. В такие моменты нужно отвлечься. Сделать это можно следующим образом: нужно вспомнить любой текст. Например, поэму или склонение неправильных глаголов английского языка. Нужно про себя читать любые фразы и сконцентрироваться на них. Через пару страниц человеку станет проще реагировать на ситуацию. Нельзя бить, ругать и уничижительно отзываться о ребенке. Это только вызовет негатив и неприятие с его стороны. Даже с наказаниями нужно быть аккуратнее. Возраст 3-4 лет важен для формирования самостоятельности. Родителям нужно воспитывать в ребенке стремление к независимости, ответственности за свои действия и поступки.
7 советов родителям, по воспитанию детей 3-4 лет
Психология изучила основы воспитания ребенка, которому 3 года, и дает советы:
• Не бейте чадо, не шлепайте и откажитесь от подзатыльников. Даже если чаша терпения переполнена. Это самый худший способ наказания. Такие действия наносят моральный и физический вред.
• Любовь ― лучший помощник в воспитании ребенка. Говорите о своих чувствах, обнимайте, проводите время вместе. Кроха должен знать, что он любим и вам нужен.
• Подавайте пример. Ребенок сейчас тщательно вас изучает и повторяет за вами. Ряд проблем в его поведении, можно обнаружить у членов семьи. Поэтому контролируйте себя, избавьтесь от вредных привычек.
• Искореняйте вредные привычки у малыша, пока он еще маленький. Потом справиться с ними будет труднее. Не прибегайте к жестким мерам. Действуйте постепенно, хоть это и займет больше времени. Зато ребенок не будет испытывать стресс.
• Не сравнивайте ребенка с остальными детьми. Он уже выделяет себя, как отдельную личность. Это наносит удар по самооценке и уверенности. Такие дети замыкаются, становятся робкими и безынициативными.
Некоторые родители задумываются, правильно ли запрещать что-либо ребенку. Запрет ― важный воспитательный элемент. Без него малыш вырастет недисциплинированным, ему будет трудно в обществе. Многие запреты накладываются в целях безопасности.
• Не позволяйте ребенку все на свете. Такое бывает у родителей, которым в детстве много чего не разрешали. Они пытаются компенсировать трудность из детства, давая все возможное своим детям. В итоге, ребенок становится капризным и избалованным. В будущем, его ожидает разочарование. Оказывается не все получается так, как хочется. Им трудно перенести такую «новость», ведь раньше не сталкивались со словом «нет».
• Не создавайте 1000 запретов. Такие малыши часто становятся закомплексованными, беспомощными, бояться нового, самостоятельности. Они остро нуждаются в мнении со стороны и оценке окружающих. Пока ребенку только 3 годика, это не кажется катастрофой, но постепенно, от этого будут страдать и родители.
Рекомендуем посмотреть:
Речевое сопровождение детей младшей группы в сюжетно-ролевых играх
Развитие коммуникативных умений детей 3 - 4 лет в процессе игровой деятельности
Развитие нравственно-речевых качеств детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деят
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста