Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внедрение народного ремесла – ткачества в учебно-воспитательный процесс

Методическая разработка. Внедрение народного ремесла – ткачества в учебно-воспитательный процесс
Автор: Казакова Людмила Александровна, воспитатель, ГБУ РМЭ «Савинский детский дом – интернат для умственно-отсталых детей» город Йошкар - Ола, Республика Марий Эл.

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В последние годы возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. Мы возвращаемся к истокам, чтобы обрести себя, чтобы, зная историю и культуру своего народа и человечества в целом, идти дальше, внося в мировую сокровищницу посильный вклад мировоззрения, идеи, творения рук современного человека.

Становление опыта
Знакомство детей с народным ремеслом - ткачеством началось с создания музея прикладного искусства при детском доме-интернате, где представлены предметы быта, изделия декоративно-прикладного искусства, национальные костюмы, которые были собраны по крупицам. Также музею был подарен ткацкий станок как экспонат. Все это подтолкнуло к поискам новых путей, помимо экскурсий, позволяющих знакомить детей с бытом, национальными костюмами наших предков, использовать музейную территорию в коррекционно-воспитательных целях. Так при музее был создан кружок декоративного ткачества, который воспитанники посещают не пассивными наблюдателями, а создают своими руками изделия, которые используют в украшении комнат, дарят своим близким и знакомым. Но прежде чем начать обучать детей этому интересному, увлекательному делу, необходимо было освоить технологические процессы ткачества. Была изучена литература по данной теме, образцы тканых изделий, опыт мастеров по ткачеству. Так как не было практики работы на станке, обучение детей начиналось с ткачества на самодельной раме. Однако в результате работы получались не такие удачные, как хотелось бы, поэтому решили попробовать «оживить» экспонат музея. В первую очередь был собран ткацкий стан, который стоял в музее, поэтапно изучен процесс заправки станка и технологический процесс ткачества и лишь после этого было начато обучение детей.

Первые наши работы - кайма для скатерти, набор салфеток из камышей. Сложность в работе представляло то, что нет соответствующей литературы по изготовлению тканых изделий, поэтому приходилось искать пути решения проблемы, пробовать изготавливать на станке разные изделия.

Сейчас в музее находится четыре станка, и на них дети изготавливают самотканые половики, наборы салфеток из разноцветных ниток и из соломки. Сравнивая работы трехлетней давности и нынешние, можно отметить динамику: работы стали очень аккуратные, красиво и эстетично оформленные.

Направления работы:
Знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
Обучение основным приемам ручного плетения и ткачества.
Изготовление детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
• беседы;
• занятия на основе метода интеграции;
• исследование подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• выставки в мини-музее изделий декоративно-прикладного искусства;
• выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском доме-интернате;
• экскурсии;
• дидактические игры;
• использование физкультминуток.

В работе с детьми используются различные методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий);
• словесный метод (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический метод (выполнение детьми под наблюдением педагога декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов);
• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
• сотворчество;
• мотивационный метод (убеждение, поощрение).

Новизна методической разработки заключается в том, что в образовательный процесс введено новое направление декоративного творчества - ткачество. Оно показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена, их ориентированность в интегрированном виде на обеспечение личностного роста детей, на коррекцию и компенсацию недостатков в психическом и физическом развитии. Исходя из этого, работа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающем опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления тканых изделий, предметов быта, и у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные тканые изделия, хочется подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного ремесла, обучить техническим приемам ткачества.

На занятиях кружка дети осваивают не только процесс ткачества, но и находят новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Работы детей удачно впишутся в любой интерьер.

Роль декоративно-прикладного искусства – ткачества в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.

Бельгийский олигофренопедагог Ж. Демор утверждал, что логическое мышление успешнее всего развивается в процессе ручного труда: «Ручной труд пробуждает инициативу, заставляет работать мозг, пробуждает внимание и желание, регулирует проявление воли». В свою очередь, организатор московской частной школы В.П. Кащенко считал, что «ручной труд должен занять первенствующее, доминирующее место среди остальных предметов, он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка».
Особенность методической разработки в том, что она дает широкий выбор направлений и возможность участия в деятельности детей с различными интересами. Методическая разработка направлена на подготовку к самостоятельному изготовлению работ, на занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Благодаря совместной деятельности, когда группа ребят создает коллективную творческую работу, воспитанники становятся более общительными, терпимыми друг к другу. Это способствует развитию таких черт характера как товарищество, ответственность, взаимовыручка. Дети, которые уже успели чему-то научиться, помогают новичкам в освоении технологических приемов ткачества.
Во время занятий дети овладевают специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают с особым увлечением и усердием.

Обучение элементам ручного ткачества развивает творческие способности детей, фантазию, способствует эмоциональному развитию. На таких занятиях развивается внимание, усидчивость, способность ждать готового результата.

При изготовлении изделий на ткацком станке ребенок последовательно, по намеченному плану решает целую серию трудных, но интересных для него и посильных задач, предъявляющих повышенные требования к мыслительным способностям ребенка. Он вынужден думать над тем, что и как нужно делать, при этом от него требуется проявить инициативу, настойчивость и сообразительность.

При обучении элементам ткачества происходит перенос ранее приобретенных знаний и умений, закрепление их и приобретение новых навыков работы с различными инструментами и материалами. При изготовлении тканых изделий используются такие материалы как соломка, тканевые полоски, нитки, декоративные шнуры. В процессе работы с различными материалами дети познают их свойства, возможности преобразования и использования в своих работах.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Ткачество - работа очень сложная, кропотливая. Не всем детям она бывает вначале по силам, поэтому содержание заданий строится на принципе пошагового усложнения, позволяющего незаметно для детей переводить их на более сложный уровень овладения навыками ткачества, что способствует созданию комфортной атмосферы для ребенка, созданию основы эмоциональному переживанию ребенком ситуации успеха, а следовательно, максимального проявления самостоятельной творческой деятельности.

Несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую коррекционную значимость, так как ведет к развитию мелкой моторики рук, пространственных представлений, зрительного восприятия.

Многообразие операций на станке при изготовлении различных изделий требует участия почти всей скелетной мускулатуры. Длительная, системная тренировка содействует ее развитию, повышению общей работоспособности и физической выносливости ребенка с нарушением интеллекта. Руки детей в результате упражнений становятся более сильными, послушными, гибкими.

Кроме того, с первых занятий ткачеством у детей воспитывается умение подготовить свое рабочее место, содержать его в порядке, правильно располагать на нем необходимые инструменты, приспособления, материалы, складывать их в процессе работы на свои места, то есть воспитывать культуру труда. Дети учатся экономно расходовать материалы и находить рациональные приемы работы.

Эффективность выработки у детей умений и навыков зависит от того, насколько систематически проводится эта работа. Только специально продуманная, регулярно проводимая работа даст свои результаты. Такая же системность необходима и при обучении правилам техники безопасной работы и гигиены труда. Дети должны выработать у себя привычки сохранять во время работы удобную и правильную позу, работать чистыми руками, следить за чистотой рабочего места, убирать после окончания работы инструменты только в чистом виде. Соблюдение воспитанниками четких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их деятельности.

Также для профилактики утомляемости на занятиях и в различных режимных моментах подобраны и применяются комплексы упражнений для осанки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксация.

Наблюдая за выполнением тех или иных заданий, оценивается не только то, как ребенок работает, но и отмечается его реакция на оценку результатов своего труда.

У детей с нарушениями интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в аффективных и неадекватных реакциях на оценку результатов своей деятельности. Зная особенности воспитанников, трудности, переживаемые ими, к ним предъявляются адекватные требования, всячески поощряются усилия, затраченные на выполнение работы.

Занятия ткачеством помогают детям решать личностные проблемы, более объективно подходить к оценке своих способностей. Главное в работе с детьми - создание хорошего микроклимата, атмосферы взаимопонимания и добра. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.

Поощряя такое сохранное качество ребенка, как старательность и желание трудиться на доступном для него уровне требований, можно постепенно добиться усвоения необходимых знаний и умений. Старательного ребенка, испытывающего трудности в работе, следует похвалить: «Ты старался, но сегодня не все получилось. В следующий раз обязательно получится! Молодец! Старательный!»

Таким образом, обучаясь навыкам декоративного ткачества, дети не только знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, но и учатся самостоятельно создавать подлинно красивые вещи.
Каких же результатов мы достигли? Если оценивать результативность работы кружков только по участию в выставках, это будет односторонняя оценка. Поэтому видим результат своей работы в трех направлениях: оценка результативности участия в выставках, развитие мелкой моторики и развитие мышления детей. Наиболее показательны результаты участия в выставках, что позволяет сформировать адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду, развитию творческой активности и способность к дальнейшей социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. На всех выставках, где участвовали, посетители восхищались нашими работами, давали высокую оценку.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов, поэтому важно, прежде всего, пробудить в детях веру в творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что их творения приносят людям радость.

Обучение по данной разработке создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.

Выполнение тканых изделий на станке требует от детей повышенного внимания и напряженной работы глаз. При длительной работе наступает зрительное утомление, поэтому рекомендуется через 10-15 минут проводить зрительную гимнастику. Также необходимо проводить физкультминутки.

Содержание методической разработки реализуется в течение одного года обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет 2 раза по 2 часа в неделю (128 часов в год) в рамках I этапа обучения и 3 раза по 2 часа в неделю (192 часа в год) - в рамках II этапа обучения.

Наполняемость групп - 5-8 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. Занятия по ткачеству проводятся с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей. Основное внимание уделяется практическим занятиям.

Обучение по методической разработке построено по принципу «от простого - к сложному». Такая система позволяет успешно осуществлять воспитательные, обучающие и развивающие педагогические задачи, а также способствует успешному достижению индивидуальных целей каждого ребенка.

Содержание методической разработки осваивается поэтапно.
1. На начальном этапе осуществляется витье шнуров, ткачество на пальцах, выполнение помпонов и кистей. Подобные задания выполняются быстро и просто, что способствует росту заинтересованности воспитанников.
2. На следующих этапах дети могут выполнять изделия на дощечках, как по готовым схемам и образцам, так и по схемам, придуманным самостоятельно. В этой технике можно выполнить не только пояс, но и сумку, кошелек и другие изделия. Эта техника достаточно проста, так как с самого начала рисунок уже задан заправочными нитями разного цвета.
3. Следующий этап ткачество на бердышке - требует большего мастерства, так как рисунок надо выткать нитями утка. Работа начинается с выполнения эскиза. Таким образом, один этап влечет за собой другой, более сложный. Например, выполнив пояс и ленту на пальцах, можно работать дальше на дощечках. Выполненная на дощечках лента будет ручкой для сумки, которую предстоит ткать на станке. Тот, кто не готов выполнять работу на станке, делает сумочку из тканой на дощечках ленты. Темп освоения этапов у каждого ребенка индивидуальный.
4. Следующий этап - ткачество на станке - работа еще более сложная, кропотливая. Обучение технике ткачества целесообразно начинать с более простых переплетений, что стимулирует детей, придает им уверенность в себе. В дальнейшем степень сложности переплетений повышается в соответствии с разработкой и с приобретенными навыками.

Основные этапы занятий:
- организационный момент;
- сообщение темы занятия;
- ориентировка в задании;
- подвижная пауза (физкультминутка);
- практическая работа;
- индивидуальное консультирование;
- устранение ошибок по ходу выполнения работ;
- оценка проделанной работы.

Основная часть занятия - практическая работа.
Основная задача этапа организации детей - быстро настроить их на занятие. Для этого обычно применяется стандартная процедура - приветствие педагога и воспитанников, проверка их готовности к занятию.
Этап сообщения темы занятия проводится для того, чтобы заинтересовать детей в предстоящей работе. Это достигается обращением их внимания на привлекательность предлагаемого изделия, кратким объяснением назначения и демонстрацией конкретной ситуации его применения.

Основное содержание ориентировки в задании при выполнении тканых изделий:
а) анализ образца;
б) предварительное планирование выполнения изделия.

На этапе ориентировка в задании определяются также необходимые для работы материалы и инструменты.
Физкультминутка может проводиться в течение занятия один или два раза, если последнее необходимо.
Объем предварительной работы следует дифференцировать, так как возможности детей в овладении приемами обычно резко отличаются. Все практические действия детей строго контролируются педагогом. Помощь оказывается с учетом конкретных причин ошибочных или нерациональных действий по мере необходимости.
Анализ (оценка качества) выполненных работ имеет своей целью развитие у воспитанников контрольных умений и критичности. При подведении итогов занятия, независимо от формы проведения данного этапа, рекомендуется уделять внимание оценке детьми своих успехов и, соответственно, формированию мотивации достижений.

Планируемые результаты.
Конечным результатом выполнения программы предполагается участие работ учащихся в выставках, смотрах, конкурсах различных уровней. В результате изучения программы ребенок должен знать:
• историю ткачества, виды ткачества, техники ткачества;
• назначение и устройство ткацкого станка;
• способы закрепления нитей утка;
• основные технологические приемы изготовления тканых изделий;
• этапы изготовления художественных изделий в технике ткачества;
• классификацию поясов по способам изготовления;
• требования техники безопасности при работе на станке, ножницами, иглами и правил личной гигиены при работе с нитками.

Уметь:
• подбирать и сочетать цвета в изделии;
• правильно заправлять ткацкий станок (натягивать и ослаблять нить);
• выполнять тканые изделия в разных техниках, предусмотренных программой;
• плести пояса на дощечке, на бердышке, дерганьем;
• оформлять законченное изделие или образец;
• выполнять работу качественно;
• работать в группах и индивидуально;
• соблюдать технику безопасности.

Владеть:
• инструментами и принадлежностями;
• разными техниками ткачества;
• специальной терминологией.

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение
Для успешной реализации методической разработки необходимо:
• соответствующее учебное помещение, доска, освещение;
• литература по истории ткачества в России и в Республике Марий Эл, по различным техникам ткачества;
• нитки разных цветов (шерсть, хлопок и др.) 5 кг;
• крепкие нитки для основы (лен, хлопок) 1 кг;
• хозяйственный шнур 10 мотков;
• соломка;

оборудование:
• ткацкий станок;
• ножницы 5 штук;
• иголки с широким ушком 1 упаковка;
• бердышко 4 штуки;
• дощечки 80 штук;
• линейки 30 см 10 штук;
• челноки 10 штук;
• технические средства обучения:
• магнитофон;
• видеокассеты.
Примерный учебно-тематический план кружковой деятельности по ручному ткачеству «Наследие через века»
Скачать Внедрение народного ремесла – ткачества в учебно-воспитательный процесс

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка занятия для детей от 7 лет по теме: Пластилинография Ткачество бисером на станке. Схемы. Мастер-класс с пошаговыми фото "Пасхальное яйцо" Цвет - основа языка живописи
Использование ручного ткачества в системе образовательной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 1775 дней назад (12 февраля 2020)
Просмотров: 4240
Рубрика: Обмен опытом
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!