Методическое пособие «Цвет - основа живописи» для детей 6-7 лет.
Автор: Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Сявский Центр Детского Творчества» п. Сява, Нижегородской области.
Методическое пособие «Цвет - основа живописи», предназначено для детей 6-7 лет. Разработано на основе учебных материалов Г. П. Шалаевой «Учимся рисовать». Будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования при обучении детей основам цветоведения и техническим приемам акварели и гуаши в живописи. Так же им могут воспользоваться родители, самостоятельно занимающиеся со своими детьми.
Цель: Знакомство с основными характеристиками цвета, как средством художественного выражения.
Задачи:
• заложить теоретические знания о цвете;
• развивать чувство цвета, художественного вкуса;
• сформировать систему знаний и навыков для работы с цветом;
• воспитывать уверенность, инициативность.
Методическое пособие «Цвет – основа живописи» существенно обогатит художественно - практическую базу младшего школьника. Данное методическое пособие направлено на овладение детьми теоретических и практических знаний и навыков работы с цветом.
Знания о цвете, приемах работы с красками необходимы и для освоения технологии живописи. Детям предлагается освоить принципы и методы работы с основными и дополнительными цветами, нежными и насыщенными, звонкими и глухими, холодными и теплыми оттенками. Важной частью является работа по освоению цветовых отношений, где дети знакомятся с теорией и наглядно-демонстрационной базой и выполняют ряд творческих заданий. Цвет имеет большое значение в жизни современного человека. Знания о цвете необходимы каждому. Умение видеть, чувствовать цветовую гармонию помогает ребенку развивать творческую активность.
Примечание:
а) Методическое пособие желательно изучать блоками (разделить на предлагаемые разделы). По каждой теме провести с обучающимися закрепляющие упражнения.
б) Материал пособия использовать по своему усмотрению – опираясь на возрастные особенности ребенка.
Методическое пособие «Цвет – основа живописи»
Тема. Основные и дополнительные цвета.
Работы, написанные красками, называют живописью.
- Краски бывают разные: акварельные, масляные, гуашь.
- Красками пишут, а не рисуют!
- Чтобы удобнее было писать картину красками, художник ставит ее на мольберт.
- Краски смешивают кистями или мастихином на пластмассовой (деревянной) дощечке – палитре.
Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон желтый, а апельсин оранжевый, огурец зеленый, а вишня – красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется -
цветоведением. Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Цвет – главное выразительное средство живописи.
- Цвета можно разделить на основные и дополнительные.
- Цвета можно разделить на близкие и противоположные.
- Цвета можно разделить на теплые и холодные, звонкие (яркие) и глухие (спокойные).
Цветовой спектр.
Чистые, яркие цвета называют
цветовым спектром.
Эту шутку придумали для того, чтобы запомнить порядок расположения цветов в спектре.
Основные и дополнительные цвета.
Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются -
составные или дополнительные.
Раскрасим первый треугольник синей акварельной краской, и дадим ему хорошенько просохнуть. В это время тщательно вымоем в воде кисточку и раскрасим второй треугольник желтой краской. Посмотрим, что у нас получилось. Какого цвета вышел тот кусочек, где желтый цвет попал на синий? Зелёного.
Дальше, также дав рисунку просохнуть, берем красную краску и закрашиваем третий треугольник, и видим, что на том кусочке его, который «зашёл» на предыдущую фигуру, получился не желтый, не красный, а оранжевый цвет.
Этот способ перекрывания одного цвета другим называется
лессировкой. Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим на таблицу и узнаем как получить другие цвета
А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют
основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называют
составными.
Задание. Раскрась петушка составными цветами.
Тема. Оттенки и полутона.
Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого – бледно-жёлтый. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.
Цветовые оттенки основных цветов.
Получить различные оттенки можно и другим путём – добавляя в краски белила (белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется
светлотой.
Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства –
насыщенности цвета.
Задание. Раскрась цветы темными и светлыми оттенками, при помощи смешивания красок раскрась листья.
Узелок на память.
Основной цвет предмета в тени усиливай, а на свету – ослабляй путём добавления воды в краску. Кроме того, ослабив цвет, можно сделать более ровным переход от светлого к тёмному.
Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на черном фоне будет ещё белее.
Белый лебедь на жёлтом фоне будет смотреться не таким белым.
Тема. Контрастные цвета.
Есть ещё цвета, которые называются
контрастными. Контрастные цвета расположены напротив друг друга.
Это три пары контрастных цветов.
Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.
Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет наиболее удачным и почему?
Задание. Раскрась картинку контрастными цветами.
Тема.Теплый и холодный цвет.
Теплые цвета называются так, потому что напоминают цвет огня, солнечный свет.
Холодные цвета называются так, потому что ассоциируются со льдом и водой.
Задание. Раскрась картинку холодными цветами.
Задание. Раскрась картинку теплыми цветами.
Тема. К какой категории отнести зеленый цвет?
Зеленый цвет получают из теплого (желтого) и холодного (синего) цветов.
Задание. Определи в каких оттенках зеленого цвета нарисованы детские рисунки.
Задание. Раскрась листочки теплыми и холодными оттенками зеленого цвета.
Тема. Звонкие и глухие цвета.
Выбор цвета зависит от настроения в работе. Известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение, они могут вызывать радость, печаль, тревогу.
Яркий колорит в картинах известных художников.
Художник Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»
Художник Ольга Ларионова «Масленица»
Художник Грабарь Игорь Эмануилович «Рябинка»
Глухой (темный) колорит в картинах известных художников.
Художник Василий Перов «Тройка»
Художник Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»
Художник Иван Айвазовский«Морской пейзаж в Крыму»
Узелок на память.
Колор в переводе с латинского означает «цвет». От него произошло слово
«колорит». Колоритом художники называют сочетание цветов в картине. Колорит может быть теплым, холодным, ярким, тусклым.
Задание. Нарисуй пейзаж в ярком или темном колорите.
Живопись, не дышащая в каждом своем цвете тысячью обогащающих его оттенков, есть мертвая живопись.
К.Юон
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Сказка о цветоведении для детей 5 - 10 лет
Сказка по цветоведению для детей дошкольного возраста
Сказка по цветоведению для детей 5-8 лет
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву