Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Информационно-творческий проект для старших дошкольников ДОУ. Кубанские казаки

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Информационно-творческий проект для детей 5-7 лет: «Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков»

"Патриотизм, соединенный с интересом и
любовью по всем нациям- непременное условие
нормального здоровья, ума и сердца.
Ибо для человека естественно любить свою землю,
свое село и город, свою страну и ее народ,
а также свих соседей, другие народы
и весь земной шар - и нашу большую Родину".
Д.С. Лихачев


Характеристика проекта.
Автор проекта: Мельникова Людмила Идрисовна, Торлина Светлана Петровна
Тип проекта: информационно-творческий проект
По характеру содержания: включает ребенка, общество и культуру
По числу участников проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог.
По времени проведения: три месяца.
По характеру контактов: в рамках ДОО.
Сроки и этапы проведения:
1 этап: организационный (3 недели)
2 этап: практический (2 месяца)
3 этап: результативный (1 неделя)
Выбор темы.
В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию России» [1].
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье.
В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со своими традициями и культурой не является благом?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта: «Традиции и быт кубанских казаков».
Актуальность проекта:
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.

Гипотеза проекта: Использование культуры казачества в воспитании учащихся может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной ДОО.
Новизна проекта:
Новизна и оригинальность представляемого педагогического проекта состоит в том, что задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решались в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость наполнения ее новым содержанием, изменения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, традициями, жизнью и обычаями кубанских казаков по привитию нравственно-патриотических чувств, формированию чувства гордости за достижения страны, развитию интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Цель проекта: создание у детей представления о фольклоре и традиционной
культуре кубанского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи проекта:
- знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа,
- воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;
- обращение детей к традициям кубанского казачества для глубокого осознания дошкольником сопричастности с родной землей.

Ожидаемый(предполагаемый) результат по проекту:
Дети серьезно будут относится к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, уважение к старшему поколению. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.

Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:
Риск при реализации проекта Мероприятия для их минимизации
Недостаточная информационная компетентность педагогов Создание условий для педагогов в сфере самообразования, участие в обучающих семинарах и вебинарах.
Недостаточная информационная компетентность родителей Консультирование по теме проекта
Нежелание родителей принять активном участие в проекте. Стимулирование родителей через проведение
мастер-класса, круглого стола по теме проекта.
Этапы реализации
1. Организационный На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.
Осуществляется подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создается наглядный материал с использованием ИКТ - технологий

2. Практический Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. С детьми проводится все виды деятельности, предусмотренные планом проекта, организовывается совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с предметом исследования.
3. Результативный Проведение итогового открытого мероприятия с детьми, отзывы родителей и детей – в форме интервью, с последующим монтажом видеофильма, презентация проекта «Традиции и быт кубанских казаков» педагогам и администрации ДОУ.
Перспективный план
Примерное время проведения Деятельность педагогов Деятельность детей Деятельность родителей
Организационный этап
В течение трех недель
1. Составление анкет -Анкетирование
2. Составление перспективного плана - Внесение идей и предложений.
3.Сбор необходимого инвентаря, фотоматериалов -Участие в сборе инвентаря, фотоматериалов
4.Разработка авторских мероприятий, мультимедийных презентаций - -
Практический этап
1.Оформление уголка по патриотическому воспитанию в группе: мини-музей «Кубанское подворье». Участие в оформление
2. Создание «Семейного портфолио» Совместное составление родителями и детьми, при консультации педагогов.
3.Выпуск тематических газет Отражение деятельности детей, родителей и педагогов.
4.Организованная образовательная деятельность «Традиции и быт кубанских казаков»- Участие в мероприятии -
5. Проведение кубанских подвижных игр- Участие в играх
6.Спортивный праздник «Карусель народных игр» Инструктор по ФК Совместное мероприятие с детьми и родителями
7. Проведение дидактических игр по теме проекта.
8.Участие индивидуально или по подгруппам Консультация «Кубанские народные игры. Играем с детьми»
9. Беседы с рассматриванием иллюстраций, презентации по теме: «Кубанский костюм» -Активно отвечать на вопросы и задавать их самим. -
10. Проведение организованной образовательной деятельности «Рисование орнамента кубанской одежды». Составление выставки работ Просмотр тематической выставки.
11. Посещение городского краеведческого музея Совместная с родителями экскурсия
12. Цикл занятий и бесед с детьми по теме проекта: «Знакомство с предметами быта», «Воспитание детей в казачьих семьях», «Старину мы уважаем, старину мы бережем!». Активно отвечать на вопросы и задавать их самим. 13.Консультация для родителей «Без прошлого – нет будущего»
14. Знакомство с кубанским народным фольклором – пословицы, поговорки, песни, стихи» - Активно отвечать на вопросы и задавать их самим. Разучивание дома с детьми.
15. Совместное мероприятие- конкурс «Кубанский фольклор» Конкурс лучшего чтеца Подготовка детей к конкурсу
16. Изготовление альбома «Мой любимый Усть-Лабинск» Совместное составление детьми, родителями и педагогами.

Заключительный
Последняя неделя проекта
1.Итоговое мероприятие «Маленькие казачата» Музыкальный руководитель.Мероприятие для родителей и приглашенных из городского казачества гостей.
Аналитический отчет по итогам проекта для педагогов и администрации ДО - -
Итоговое родительское собрание « «Воспитание нравственных качеств и патриотических качеств у дошкольников». Активное участие родителей, составление отзывов и пожеланий.

Описание актуальных мероприятий проекта:
Мини-музей - это уникальная возможность организации воспитательной работы с детьми, формирования способности понять язык вещей, постичь их назначение и рукотворность, музей - это незаменимый помощник в изучении истории и культуры своего народа. В музее проходили не только занятия с детьми, развлечения, праздники, ярмарки, театрализованные представления, посиделки совместно с родителями, он стал центральным местом нашего детского сада, где проходят традиционные встречи гостей, знаковые мероприятия.
Необходимо заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе. И в результате каждая семья создаст «Семейное портфолио». Его наполнение это кропотливая работа всех членов семьи: создание семейного герба, генеалогического древа, описание семейных традиций, увлечений, фотографии совместных путешествий, посещений достопримечательных мест города, края, информации о знаковых событиях в стране, в городе, в крае, в день рождения малыша, достижения ребенка, сочинение, написанное родителями на тему «Мой ребенок».
В тематических газетах целесообразно отражать всю деятельность детей и родителей по теме проекта.
В течение всего периода дети могут приносить в детский сад семейные фотоальбомы, рассказывать интересные истории из жизни семьи. По теме «Особенности быта и традиции кубанских казаков» проводить много бесед, экскурсий, наблюдений. Приносить книги, энциклопедии, домашние рисунки. Необходимо организовать активное участие детей и их родителей в фольклорных праздниках, развлечениях. В рисунках по замыслу нацеливать детей на темы, связанные с казачеством, рисование орнамента кубанской одежды.
Для реализации творческого потенциала дошкольников и развития у них художественной инициативы через систему индивидуальных заданий и разработку творческих проектов педагоги могут использовать материал, собранный в данных рекомендациях, прилагаемых к проекту: «Историческое прошлое Кубани, история заселения», «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков», «Национальная одежда кубанского казака и казачки».
С целью создания у детей представления о фольклоре и традиционной
культуре кубанского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа в данных рекомендациях собран дидактический материал: картотеки пословиц и поговорок, кубанских подвижных игр. Также представлены фотоальбомы «Казаки в картинах русских художников», «Национальная одежда кубанского казака и казачки».
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и могут использоваться педагогами дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, студентов педагогических заведений.
Данные методические рекомендации направленны на знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
Пособие не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие детей, педагогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
3. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
4. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
5. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
6. Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
7. Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
8. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967
Скачать Информационно-творческий проект для старших дошкольников ДОУ. Кубанские казаки

Рекомендуем посмотреть:

Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке» Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый» Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа
Развивающая предметно-пространственная среда в 1 младшей группе по ФГОС | Работа с родителями в группе раннего возраста
Опубликовано: 2988 дней назад (17 октября 2016)
Просмотров: 8917
Рубрика: Проекты
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!