ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, образовательная область Технология. КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ СРАЖЕНИЙ.
Над проектом работали:
Лыжина Антонина, Ерхова Олеся, Лиманова Эльвина, Смагин Сергей, Зияева Камила, Милкина Елена, Палагина Валерия, Провоторова Анастасия, Халеев Дмитрий, Обидин Никита, учащиеся 7 класса и Морозова Виктория, 9 класс.
Руководитель:
Мешкова Л.С- учитель технологии I категории.
I. Исследовательский этап.
Цель проекта:
разработать и выполнить памятный подарок для школьной Комнаты Боевой славы к 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией.
Задачи проекта:
- пробудить интерес к историческим событиям Великой Отечественной войны.
- раскрыть значение основных сражений в битве за Победу.
- формировать патриотическое отношение к историческому прошлому своей страны
- развивать творческие способности, эстетический вкус.
Обоснование возникшей проблемы.
В 2015 году наша страна отмечает 70-летие Великой Победы. Чем дальше уходит в историю победный 1945-й год, тем сильнее мы осознаём величие беспримерного подвига нашего народа-победителя, проявившего несгибаемое мужество и стойкость в борьбе с фашистской Германией. Память живёт в сердцах ветеранов, родственников, в добрых делах людей, направленных на благополучие и процветание нашей Родины.
Чтобы освежить память, проявить уважение к историческому прошлому страны, подвигу русского народа на полях сражений, в преддверии юбилея, мы решили выполнить проект по изготовлению сборника плакатов памятных сражений в Великой Отечественной войны.
Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Но в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, нужно было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам. Необходимость сделать это непосредственно и быстро – все это послужило в годы войны основой для развития плакатного искусства.
Плакат обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины. Многие плакаты стали классикой советского искусства.
Цель работы:
изготовить календарь памятных сражений Великой Отечественной войны к 70-ти летнему юбилею Победы русского народа над фашистской Германией для школьной Комнаты Боевой славы.
Задачи:
- провести исследовательскую работу по определению основных военных событий Великой Отечественной войны;
- разработать форму календаря;
- определить техники оформления, подобрать материалы и инструменты;
- совершенствовать свои умения и навыки при выполнении данного изделия.
Выявление основных требований к изделию.
На уроках технологии обучающиеся техниками декоративно-прикладного и технического творчества: «Вышивка», «Вязание крючком, на спицах», «Аппликация из скрученных жгутиков», «Аппликация из ткани», «Аппликация из круп», «Рисование», «Обработка древесины», «Выпиливание», «Выжигание по дереву» и т.д.
Перед началом работы было просмотрено много журналов, книг, Интернет-сайтов по рукоделию. В итоге пришли к выводу, что для оформления работы будем использовать освоенные техники и новую - «Насыпание».
Разработка идей, вариантов.
1.Как должно выглядеть готовое изделие?
Было предложено несколько вариантов:
- большой стенд с нарисованными основными памятными сражениями;
- книжка-раскладушка;
- перекидной календарь.
Выбрали форму перекидного календаря
2. Какие материалы использовать для выполнения данной работы?
- бисер;
-текстиль;
- крупа;
- бумага;
- фольга и т.д.
В итоге решили, что работа будет выполнена в разных техниках на листах ДВП размером А4, на которых будут изображены плакаты основных сражений Великой Отечественной войны.
Анализ идей и выбор лучшего варианта.
Рассмотрели все предложенные варианты:
- вязание крючком и на спицах и вышивка не подходят, так как листы календаря будут выполнены из ДВП (более прочного), а не из ткани;
- бисер - очень дорогой материал, его нужно слишком много,
- бумага, крупа и текстиль подойдут, они самые распространённые и дешёвые материалы.
Просмотрев журналы, сайты Интернета по рукоделию, обучающиеся узнали, что существует много разнообразных техник, но решили остановиться на «Аппликации из скрученных жгутиков», «Аппликации из ткани, круп», «Насыпании», «Рисовании» «Выжигании по дереву».
Правила техники безопасности.
1. Ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями кольцами к себе; передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия.
2. Работать с клеем и лаком в проветриваемом помещении.
3.При работе электровыжигатель необходимо включать только с разрешения учителя, периодически при выжигании проветривать помещение, не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра, оберегать руки и одежду от прикосновения насадки
4.При работе с ножовкой выполняя запил, используй приспособления.
Не проверяй пальцами качество обработанной поверхности,
5. Инструмент к заготовке (у сверлильного и токарного станков) надо подавать плавно, без усилий и рывков.
Во избежание травм запрещается трогать руками патрон, сверло или оправку, а также отходить от работающего станка, не выключив его.
Перед остановкой станка надо обязательно отвести инструмент от заготовки, чтобы избежать его поломки или заклинивания.
II. Технологический этап.Материалы, инструменты и принадлежности:
- ДВП
- клей ПВА
- художественный контур
-разноцветные бумажные салфетки
-краски акриловые
- краски гуашевые
- крупы:горох, пшено, чечевица, манная, гречневая крупы.
- ткань хлопчатобумажная, нейлоновая
- лак бесцветный
- выжигатель электрический,
- копировальная бумага,
- клей «Момент»,
- шайбы металлические,
- подставка под перекидной календарь,
- кисть малярная,
- бумага самоклеющаяся,
-лак для ногтей разных цветов,
- ножницы,
- зубочистки,
- клеёнка,
-пластиковые уголки.
Последовательность изготовления изделия:
- провести исследовательскую работу по определению основных военных событий Великой Отечественной войны, которые будут отражены на листах календаря и подготовить небольшие доклады о каждом событии;
- сделать эскиз титульного листа и изображение каждого сражения на бумаге;
- выпилить 5 листов ДВП размером А4 и один лист основания размером А3;
- перенести эскизы на ДВП с помощью копировальной бумаги;
- оформить каждый лист календаря в определённой технике декоративно-прикладного искусства;
- покрыть бесцветным лаком;
- наклеить на обратную сторону оформленных листов информацию об изображённом сражении;
- просверлить отверстия в листах календаря на сверлильном станке для скрепления;
- отверстия в ДВП оформить металлическими шайбами, приклеив клеем «Момент»;
- листы деревоплиты обрамить пластиковыми уголками;
- собрать изделие и скрепить держателем на подставке для перекидного календаря.
III. Практический этап проекта.
Технологическая карта.
1.На первом листе изобразим плакат «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ!», автор Тоидзе И., 1941 год, знаменующий начало войны.Работу будем выполнять в технике «Насыпание».Для этого переведённое изображение обведем контурной краской, чтобы определить места для насыпания. Затем клеем ПВА смазываем свободные от краски места ДВП и засыпаем слоем манной крупы. Оставляем на некоторое время высохнуть. Чтобы придать рисунку объёмные формы, некоторые детали смазываем клеем и повторно засыпаем манной крупой. После полного высыхания раскрашиваем рисунок акриловыми красками и покрываем бесцветным лаком в 2 слоя.
2.Следующий плакат «ОТСТОИМ МОСКВУ!», авторы Жуков Н., Климашин В.,1941 год, выполним в технике «Аппликация из скрученных жгутиков».Для выполнения данной работы нам понадобятся разноцветные салфетки, которые намочив водой, скручиваем в тонкие жгутики и при помощи пинцета и зубочисток выкладываем из жгутиков картинку на смазанную клеем ПВА (если клей густой, то нужно немного развести водой) поверхность ДВП. Оставляем до полного высыхания, а затем покрываем бесцветным лаком в 2 слоя.
3.На третьем листе изобразим плакат про Сталинградскую битву«Отстоим Волгу-матушку!», автор Серов В.А., 1942 год. Данную работу выполним в технике «Аппликация из ткани». Для выполнения аппликации возьмем хлопчатобумажную ткань цвета «хаки», клей «Момент», пинцет и зубочистки. Так как ткань растягивается, мы при помощи пинцета и зубочистки наклеиваем на клей «Момент» точные очертания фигур бойцов, а из нейлоновой ткани с помощью драпировки, имитируем клубы дыма. Оставляем на некоторое время для высыхания, а затем так же покрываем лаком в 2 слоя.
4.Плакат «За родину, за честь, за свободу!», автор В. С. Иванов, 1941 год, выполним в технике «Аппликация из круп». Переведённое на ДВП изображение обведём контурной краской для большей выразительности. Подберём крупы, подходящие для оформления картины. Это–гречневая крупа, чечевица, горох, пшено, манная крупа, черный мелко листовой чай.Оформляем картину в соответствии с образцом. Крупы клеим на клей «Момент». В итоге так же покрываем лаком в 2 слоя.
5.Следующий лист календаря, изображающий плакат «За город Ленина», автор В.А. Серов, 1941год, выполнен в технике «Рисование» акриловыми красками и так же покрыт лаком в 2 слоя.
6.Шестой лист, изображающий победный плакат «Красной армии - слава!», автор Л. Голованов, 1946 год, выполняем в технике «Насыпание». Смотри пункт 2.
7.Основание для перекидного календаря выпиливаем размером А3. Переводим красочную картинку- титульный лист на ДВП. С помощью электрического выжигателя выжигаем наше изображение и раскрашиваем гуашевыми красками, выделяя более яркие элементы разноцветным лаком для ногтей и блестками. Так же покрываем лаком.
8. Оформленные листы календаря складываем в соответствии с датами военных событий. Просверливаем отверстия на сверлильном станке. На каждое отверстие с обеих сторон наклеиваем клеем «Момент» шайбы металлические диаметром 6 мм, для прочности.На обратные стороны листов календаря наклеиваем файлы с информацией о каждом событии. Свободные от файлов места ДВП оклеиваем самоклеющейся бумагой. Стороны листов оформляем пластиковым уголком. Собираем листы на основание и скрепляем специальным приспособлением для перекидного календаря.Календарь готов!
IV.Эколого-экономический этап.Экономический расчёт.
Для изготовления нашего календаря никаких материалов специально куплено не было. Поэтому экономический расчёт не проводился. Все материалы, которые были использованы, принесены из дома обучающимися. Все материалы , краски, кисти, лак соответствуют Госстандарту и разрешены для использования в детских учреждениях.
V. Заключительный этап.Самооценка.
Наш проект мы начали выполнять с октября месяца 2014 года, закончили – 19 марта 2015 года. За время выполнения в него вложено огромное количество душевной теплоты, усердия, радости. В ходе работы расширили знания о Великой Отечественной войне, узнали много о таких знаменательных сражениях как битва под Москвой, оборона Сталинграда, Курская битва, прорыв блокады Ленинграда.Календарь памятных сражений, созданный своими руками очень понравился.Мы считаем, что своей цели достигли. Календарь передадим в школьную Комнату Боевой славы.
Используемые ресурсы:
- Электронные журналы «Технология» ИД «Первое сентября»
Приложение.
22 июня 1941 год
В 4 часа Германия и ее союзники без объявления войны напали на СССР. Бомбардировке авиации подверглись Рига, Виндава, Либава, Шяуляй, Каунас, Вильнюс, Гродно, Лида, Волковыск, Брест, Кобрин, Слоним, Барановичи, Бобруйск, Житомир, Киев, Севастополь и многие другие города, железнодорожные узлы, аэродромы, военно-морские базы; осуществлялся артобстрел пограничных укреплений и районов дислокации советских войск вблизи границы от Балтийского до Черного моря. В 5–6 часов немецкие войска перешли государственную границу СССР и повели наступление в глубь территории.
Работа выполнена в технике «Насыпание»
30 сентября 1941 - 20 апреля 1942
Битва под Москвой (немецкая операция «Тайфун»)
— боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции «Барбаросса». В германской и западной военной истории битва известна как «Операция „Тайфун“».
Битва под Москвой занимает особое место в истории войны Германии против СССР. Она характеризовалась крайней напряженностью, сложностью и огромным размахом боевых действий. Сражение за столицу Советского Союза продолжалось более шести месяцев и велось на фронте протяженностью около 2 тысяч километров.
Работа выполнена в технике «Аппликация из скрученных жгутиков»
17 июля 1942 — февраля 1943
Боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки в междуречье Дона и Волги в ходе Великой Отечественной войны.
Является крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить правобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние Красной армии и вермахта в городе и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого 6-я армия и другие силы союзников нацистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен.
Работа выполнена в технике «Аппликация из ткани»
5 июля —23 августа 1943
Курская битва — крупнейшее сражение Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. После зимнего (1943) наступления Красной Армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 км и шириной до 200 км, обращенный на запад (так называемая Курская дуга), занятый советскими войсками. В апреле — июне на фронте наступила оперативная пауза, в ходе которой обе стороны готовились к летней кампании.
Гитлеровское командование разработало в апреле 1943 г. план стратегической операции «Цитадель». Победа в Курской битве сорвала последнее крупное наступление фашистских войск на советско-германском фронте, ознаменовала окончательный переход стратегической инициативы к советскому командованию и позволила развить коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Работа выполнена в технике «Аппликация из круп»
27 января 1944
Снятие блокады Ленинграда.
Военная блокада города Ленинград (ныне Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.
27 января является Днём воинской славы России — День полного снятия блокады города Ленинграда (1944 год).
Работа выполнена в технике «Рисование»
9 мая 1945
9 мая в нашей стране празднуется день победы советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне, которая длилась долгих четыре года с июня 1941-го по май 1945 года.
Девятого мая 1945 года в 0:43 по московскому времени во французском городе Реймсе был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
А 24 июня на Красной площади в Москве прошел Парад Победы.
Так закончилась самая страшная война в истории нашей страны. Чтобы этот день настал, четыре года лилась кровь, солдаты гибли на передовой, а их матери, жены и дети, забыв о голоде и усталости, работали в тылу, снабжая фронт оружием и хлебом. В этот день каждый по-своему старается выразить свою личную благодарность немногим оставшимся в живых ветеранам: кто-то дарит гвоздики незнакомым седовласым людям с орденами на груди, кто-то преподносит им самодельные открытки и подарки, кто-то просто подходит и благодарит. А недавно появилась хорошая традиция повязывать на одежду, сумки и даже машины георгиевские ленточки как символ памяти и глубокого уважения ко всем павшим и выжившим на той страшной и такой далекой теперь войне.
Работа выполнена в технике «Насыпание».
Презентация на тему: Календарь памятных сражений
Рекомендуем посмотреть:
Проект ко Дню Победы в школе
Творческий проект на День Победы - 9 мая для школьников, 9 класс
Сочинения о войне 1941-1945, 5 класс
Сочинения о Великой Отечественной войне 1941-1945, 10 класс