Методический семинар для педагогов детского сада. Из опыта работы «Использование нетрадиционных техник изо деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников»
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Мы живем сейчас в стремительное, интенсивное время, перенасыщенное разнообразной информацией, из которой негативная, воспринимается быстрее и проще. Все это способствует проявлению нетерпимости, агрессии по отношению к окружающим, в том числе и к детям. Родительская занятость подчас порождает социальные проблемы у детей. Из этих проблем они не могут найти правильный выход, их этому не научили. Я Вам предлагаю подумать и озвучить какие качества личности, мы можем начать формировать, у дошкольников, чтобы они могли находить выходы, из различных проблемных ситуаций. (На магнитной доске быстро пишет: ключевые слова: умение общаться, соотносить свои интересы с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с другими, решать общую задачу, налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, ребёнок находит своё место – свое «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других).
Да, это не только задача дошкольной организации, но и всего общества. Я только маленький винтик большого механизма, но каждый винтик работает на качество, и если он дает сбой, то и весь механизм дает сбой. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС для до-школьников говорится об этом. И мы видим, насколько наши чаяния перекликаются с запросами государства, насколько это наболело в обществе и как это важно.
Я занимаюсь нетрадиционными техниками изо деятельности очень давно, мне нравиться это делать. Проанализировав свою работу, задумалась, может я зря эти занимаюсь? может надо направить свои усилия на другое; что изобразительная деятельность может дать? Чаще всего она, и в том числе нетрадиционные техники ассоциируется с развитием художественно-эстетических, творческих способностей у дошкольников.
А какие ассоциации возникают у Вас еще, когда Вы слышите фразу «нетрадиционные техники рисования»? что еще можно развивать, формировать у дошкольников, используя эти техники (пишет на второй половине доски: Если в ответах отсутствуют фразы «самостоятельность, самовыражение, отражение впечатлений, переносят в рисунок желания, в более старшем возрасте в рисунках детей присутствуют действия, взаимоотношения персонажей»). Обратите внимание, сколько общего на одной и второй половине.
Мир сотрясало всегда, и проблемами социальной адаптации и общения занимались всегда. Я попрошу своих помощников побывать в роли философов, психологов, педагогов и озвучить их мысли. (высказывания корифеев 3-4). Думаю, что не только я согласна с высказываниями известных ученых, но и Вы (приложение 1)
И я поняла, что занимаюсь тем, так как через нетрадиционные техники я могу не только развивать творческие способности, но и используя деятельностный подход, создавать условия для возможности выражения своего желания, эмоционального состояния, формирования умений понимать эмоциональное состояние других, (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём, принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.), принимать и оказывать помощь, вы-слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Все это нашло отражение в моей рабочей программе по художественно-эстетическому развитию дошкольников. В которой я постаралась выстроить свою систему работы.
Рабочую программу я разработала на основе, методических рекомендаций Министерства образования Российской Федерации, программ художественного воспитания обучения и развития И.А. Лыквой «Цветные ладошки» и «Умелые ручки», опыта детских садов Санкт-Петербурга. Цель моей программы: создание условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру, раскрытия творческого потенциала детей, содействие их личностному росту и воспитанию бытовой культуры.
Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет, благодаря этому я вижу усложнение содержания деятельности (от простого к сложному) и системность. Новизна, или особенность моей программы, с моей точки зрения, заключается в том, что я определила 2 направления: одно - развитие художественно-эстетического, творческого начала у дошкольников, используя разработанные мной технологические карты, на данный момент у меня 26 технологических карт, а во втором направлении – взаимодействие с педагогом-психологом с использованием элементов арт-терапии через проект «Фантазия». Целью которого, является создание у каждого ребёнка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы, анализ своих действий и действий товарищей на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось.
В обоих направлениях решаются задачи развития социально-коммуникативных качеств. Она практична, любой педагог может использовать ее в работе. Структуру рабочей программы я вывела на экран.
Распределив все знакомые мне техники с учетом возраста детей, прием соединения нескольких, в основном начиная со среднего дошкольного возраста, так как у детей сначала должен образоваться запас владения ими. Основной принцип соединения нетрадиционных техник – не ограничивать право выбора техники, материала. Что работает на формирования у ребёнка положительного самоощущения, удовлетворяет потребности в реализации своих художественных желаний и возможностей (самовыражения личности), развитие коммуникативных навыков, умение договариваться.
В своей практической деятельности, на мастер-классе, я покажу и по стараюсь как могу научить вас тоже этому. А для начала, чтобы лучше понять о чем я говорю, предлагаю нам всем составить технологическую карту по «Цветы Победы», цель: Создать условия для выражения своего эмоционального состояния, изображая цветы, символизирующие радость Победы.
Взаимодействие с педагогом психологом выстраиваю с позиции - Нетрадиционные техники изо деятельности также являются средства-ми изо терапии, которая в свою очередь является одним видов арт-терапии.
В настоящее время использование нетрадиционных техник изодеятельности, как средств изотерапии, имея в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества, связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняют профилактические функции.
Немаловажная часть программы рассчитана на взаимодействие с родителями. В основу его я положила опять же деятельностный подход, т.е практикумы, мастер-классы, деловые игры Практическая направленность выступает не единично, а в системе, перекликаясь с тематикой работы с детьми
К тому же не только родители выступать в роли лидера во взаимодействиях с ребенком и диктовать предлагать, а дети, тоже брать на себя эту роль, обучая их приемам владения определенной техники. Это, учит социальному общению.
Подводя итог, могу сказать, мои дети более раскрепощены, у них снимается страх сделать что-то не так, ошибиться, на их лицах проявляются только положительные эмоции, они довольны своей работой, в коллективной работе они не сравнивают свои работы с работами других детей, отмечают свой собственный успех и успех своих товарищей. Критериями эффективности может служить положительная динамика результатов мониторинга: диагностика детей (развитие интегративных качеств, творческих способностей), родителей (опрос, анкетирование удовлетворенности работой), Повышение мотивации к деятельности (активность участия в выставках).
Опыт моей работы был представлен на конференции для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений нашего города, выложен на сайте детского сада. С разработкой конспекта занятия по данному направлению, я принимала участие в общероссийском конкурсе МГИО КЛИО, за что удостоена Дипломом II степени в номинации «Лучшее в ДОУ». Перспективу работы вижу в разработке совместно с педагогом-психологом индивидуальных программ развития дошкольников. И публикация опыта на сайтах интернета, продолжать участие в конкурсах.
Спасибо за внимание. Если возникли вопросы, я готова ответить на них.
Приложение 1
«В отличии от законов природы законы общества обнаруживают себя только в деятельности и через деятельность людей. Такова специфика действительности, специфика ее бытия», Юрий Константинович Плетников, доктор философских наук.
«Художественно-продуктивное творчество – это творческая социально-мотивированная деятельность ребенка, направленная на создание конкретного продукта…. является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям… позволяющих человеку быть успешным в любой деятельности» Ирина Александровна Лыкова, доктор педагогических наук.
«Для создания отношений между людьми нужна определенная деятельности, создающая или преобразующая … Если результат создания или преобразования объекта (продукта) эффективен, то и внутренние изменения в личности также эффективны», Лев Семенович Выготский, выдающийся советский психолог.
Презентация на тему: Использование нетрадиционных техник изо деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников