Оказание консультативной помощи педагогам ДОУ, как условие повышения их профессиональной компетентности
Организация консультативной помощи педагогам в детском саду, как условие повышения их профессиональной компетентности «Мастер-класс как одна из форм трансляции опыта работы педагога»
Конструирование содержания мастер-класса с элементами ролевой игры
На современном этапе развития образования в России происходят большие изменения, причем эти изменения сейчас существенно касаются и дошкольного образования. Российское государство постепенно стало осознавать ценность профессиональной успешности во всех видах человече-ской деятельности.
Актуальность
Педагогов, ориентированных на достижение успеха, отличает гражданская и профессиональная направленность личности; способность к самопознанию; умение реализовать научный подход к педагогическим явлениям, спроектировать модель целостного процесса своей деятельности и адаптировать ее к конкретным условиям, проанализировать и транслировать накопленный опыт. В проекте профессионального стандарта педагога говорится: «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил». С другой стороны, существуют требования к квалификации педагога: «компетентный педагог сво-бодно владеет предметом, умеет получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, …а также умеет объяснить коллегам суть нововведений, предложить им свой опыт, …». А мы с Вами знаем, что развитию профессиональных компетентностей педагогов способствуют разные формы методической работы.
Поэтому передо мной, как руководителем методической службы детского сада, руководителем ГМО, педагогом, осуществляющим экспертизу профессиональной деятельности, возникла проблема: как это сделать качественно, результативно?
Опыт и практика моей работы показывает, что одной из мобильных малых форм методической работы является консультация. Но, как сделать ее интересной, дающей существенные результаты, как осуществить практико-ориентированный подход в процессе проведения? - это и определило мое проблемное поле в последние 3 года.
Сегодня, предлагаю одну из форм консультации с использованием практико-ориентированного подхода – конструирование содержания мастер-класса с элементами ролевой игры.
Цель ее: Повышение уровня профессиональных компетентностей (к 4, 5.2) и практических навыков педагогов и специалистов ДОУ всех категорий в процессе подготовки организации проведения мастер-класса для педагогов, для родителей.
В ходе деятельности мы с Вами постараемся Уточнить, конкретизировать знания и представления о содержании активной формы взаимо-действия – мастер-класс для педагогов, для родителей.
В процессе конструирования содержания будем совершенство-вать свои практические навыки.
Ну а я постараюсь создать Вам условия для проявления творчества, самостоятельности.
(обращаясь к участникам) давайте вспомним, что такое мастер-класс? …. Да, правильно, М.М. Поташник, академик Российской академии образования доктор педагогических наук, профессор, дал такое опре-деление: «Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества у Мастера, то есть передача ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путём прямого и комментированного показа приёмов работы» или другими словами: Активная форма творческой самореализации педагога, когда педагог – мастер передает свой опыт слушателям пу-тем прямого и комментированного показа приемов работы.
Предлагаю Вам побыть в роли мастера и заняться конструированием содержания мастер-класса, затем как мастера, мы будем демонстрировать его элементы.
Для этого, предлагаю разделиться на группы, согласно цвета входной карточки.
(Оборудование: 4 стола, 4 компьютера, 4 флажка красного, синего, зеленого и желтого цвета; 34 карточки по 8 штук с соответствующим цветом)
1. Игра «Назови следующее»
Предлагаю вспомнить алгоритм мастер-класса в игре, кроме того, что Вы его повторите еще раз, это поможет Вам и сконцентрировать внимание и настроиться на работу.
Один человек из каждой группы (начиная с красного флажка) называет один пункт, следуя порядку алгоритма и моим указаниям, начинаем по кругу, затем называет та подгруппа, на чей флажок покажу.
Участники называют (читая со слайда) алгоритм, сначала мастер-класс для педагогов, затем для родителей.
Для педагогов Для родителей можно с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация педагогического опыта Ма-стером Постановка проблемы,
Представление системы учебных занятий Представление системы развивающих игр, занятий, упражнений, приемов – кратко, доступно, используя разговорный стиль
Проведение имитационной игры Последовательный показ выполнения с объяснением как делать (проводить), что это дает ребенку (что развивает…)
Моделирование Практическое освоение игр, упражнений, изготовление ч-л участниками МК совместно с Мастером.
Рефлексия Рефлексия: Обсуждение выполненной работы, высказывание своего мнения
2. Когда Вы будете разрабатывать собственный мастер-класс, рекомендую Вам подумать:
- Технологии каких авторов и/или собственные разработки Вы можете предложить
- Какие факторы успешности присутствуют в Вашем опыте, их структура, последовательность?
- Каким образом продемонстрировать факторы успешности (с педагогами, с группой детей, видеозапись и т.д.)
- Каким образом продемонстрировать результативность применения?
- Каким образом организовать практическую деятельность слушателей мастер-класса по освоению опыта?
- Как организовать обсуждение материалов, подготовленных слушателями?
- Как подвести итог мастер-класса, получить оценку его эффективно-сти.
- Сколько времени займет мастер-класс?
- Какие дополнительные ресурсы (презентации, печатные издания, собственные брошюры, иллюстрации, памятки и т.д.) необходимо подготовить для обеспечения эффективной работы слушателей?
- И самое главное, в содержании не забыть указать и назвать, что развивает у ребенка тот или иной прием, метод? Что дает это педагогу.
Эти рекомендации есть в Ваших материалах на столах. Раздаются Памятки-рекомендации № 1,2 каждому участнику.
3. Итак, начинаем. Основные правила нашей игры:
- Вы все мастера.
- Мастера работают последовательно, конструируя содержание, ис-пользуя примерный конспект, который на столе и придерживаясь алгоритма (памятка 3)
- Сначала я озвучиваю первую часть мастер-класса, затем Вы из при-мерного впечатываете в «рыбу» содержание, на это Вам дается 7-8 минут. Затем один из группы, вступая непосредственно в роль, демонстрирует ее (1-2 мин).
- И так дальше.
- буду работать с другим конспектом
4. Первая часть. (образец) Вводная часть. Уважаемые коллеги! Темой моего мастер-класса является «Использование нетрадиционных техник изодеятельности в социально-коммуникативном раз-витии дошкольников. Раскрою Вам, как можно применить метод арт-педагогики – нетрадиционные изотехники в социализации и развитии коммуникативности.
5. Постановка проблемы
В заключении, предлагаю поиграть в игру «Собери букет»
Перед Вами 2 корзины, одна с рисунком «Туча», другая с «Солнцем»
На контуре «Цветка» напишите пожалуйста свое мнение о нашей деятельности. Если Вы что-либо не поняли, или Вам было неинтересно, напишите на цветке и положите в корзину с «Тучей». Ответы могут быть анонимные. Другие впечатления – в корзину с «Солнцем».
Скачать Оказание консультативной помощи педагогам, как условие повышения их профессиональной компетентности (весь материал с Приложением)