Из опыта работы социального педагога. Взаимодействие социального педагога с различными учреждениями
Взаимодействие с органами социальной защиты населения.
Система социальной защиты населения призвана оказывать социальную помощь и поддержку наиболее незащищенным гражданам. Одной из таких групп являются дети и семьи, нуждающиеся в дополнительной государственной поддержке.
К категориям семей, имеющих право на государственную поддержку, относятся: малоимущие, многодетные семьи, матери-одиночки, беженцы и переселенцы, ликвидаторы аварий, участники военных действий.
Помимо утвержденных законодательством льгот и дотаций для данных категорий населения, существуют различные программы федерального и регионального уровня, направленные на оказание дополнительных видов помощи и услуг населению.
Взаимодействие социального педагога и органов социальной защиты населения состоит:
во взаимном информировании о семьях и детях, нуждающихся в социальной и педагогической помощи;
в организации и проведении совместных мероприятий с целью повышения результативности в оказании помощи;
в исключении дублирования форм и методов, а также противоречивых действий, применяемых для изменения ситуации.
Взаимодействие с органами опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства является органом, имеющим законодательно оформленное право выявлять нарушения и принимать меры к изменению ситуации (а именно –вмешиваться в семейную жизнь) на основании Гражданского и Семейного кодексов. Дети, лишенные родительского попечения, - субъекты деятельности и специалистов органов опеки, и социальных педагогов.
Взаимодействие осуществляется:
С целью взаимного информирования о детях, лишенных родительского попечения, и детях, чьи права нарушены;
Для проведения совместных действий по защите прав ребенка и его дальнейшего жизнеустройства.
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Одним из условий реабилитации и адаптации проблемного ребенка является развитие его способностей и возможностей. Успешно решает эти задачи сеть учреждений дополнительного образования, детских объединений.
Взаимодействие социального педагога со специалистами данных типов учреждений на основе взаимной заинтересованности. В деятельности социального педагога это взаимодействие – дополнительная, а зачастую основная возможность для реабилитации ребенка.
Взаимодействие строится на основе сотрудничества, объединения усилий. Социальный педагог информирует детей и родителей об услугах, оказываемых учреждениями дополнительного образования, является представителем и защитником интересов несовершеннолетних в выборе занятий, является заказчиком на формы и виды деятельности.
Взаимодействие с центром занятости населения.
Одной из форм профилактики преступлений и правонарушений является летнее трудоустройство учащихся – сирот и подростков, состоящих на учете ПДН ОВД, ВШК. Социальный педагог обращается в центр занятости населения с просьбой оказать помощь в трудоустройстве этих учащихся на время летних каникул. В ГУ ЦЗН подается список детей, которые будут работать (утвержд. директором). Заключается трудовой договор с лицом, достигшим 14 лет (с письменного согласия одного из родителей либо лиц, их заменяющих), для выполнения легкой работы, которая не является вредной для здоровья и развития.
По предложению специалистов из центра занятости населения, в этом году, в нашей школе учащиеся из социально опасных семей трудились и в период учебы, после занятий в школе.
Подготовлены списки подростков и для работы на летний период. Желающих поработать и получить заработную плату очень много. Дети готовятся к будущей самостоятельной жизни.
Взаимодействие с инспекторами ГДН ОВД, КДН и ЗП, отделом опеки и попечительства.
Если социальному педагогу становится известно, что родители уклоняются от выполнения своих обязанностей, жестоко обращаются с ребенком, ведут аморальный образ жизни, то он совместно с классным руководителем, инспектором ПДН посещает семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении. Составляется Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Затем составляется план по реабилитации, в нем указываются все виды помощи, которую можно оказать такой семье. В плане указываются сроки, в которые должна быть оказана помощь, и ответственные за ее оказание. Один экземпляр хранится в школе, другой предоставляется в ЦСОН.
Пример: Многодетная неполная семья, состоящая из матери и четверых детей. Детям-16, 14, 13, 11 лет. Мать не работает. Отец с семьей е проживает, материальную помощь не оказывает. Семья получает пособие на детей, на это и живут. За детьми нет постоянного контроля. Дети регулярно пропускают занятия в школе.
Была направлена информация на семью в ПДН ОВД, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства о проведенной работе с данной семьей и с просьбой о помощи в разрешении проблемной ситуации.
Семью посещали социальный педагог и классный руководитель совместно с инспектором по делам несовершеннолетних. Составляется Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Изучаются условия проживания детей, материальное положение семьи. Мать вызывается на совет по профилактике асоциального поведения (в присутствии инспектора ПДН ОВД). Она предупреждается об ответственности за воспитание детей и о том, что если не изменит образа жизни и своего отношения к детям, то буде лишена родительских прав.
Вся работа положительного результата не дала, ситуация в семье не изменилась. Родители были приглашены на заседание КДН и ЗП, детей на полгода поместили в социальный приют. Родителям была дана возможность исправить положение и вернуть детей, сохранить семью. Все это время социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, специалисты ЦСОН, опеки и попечительства контролировали семейную ситуацию, наблюдали за изменениями в поведении родителей. Положение не только не исправилось, но и ухудшилось, детей поместили в детский дом на основании лишения родительских прав родителей через суд.
Пример: Если становится известно, что в семье один из родителей начал злоупотреблять алкогольными напитками, социальному педагогу, кл. руководителю и инспектору ПДН следует посетить учащегося на дому, составить акт обследованию условий его жизни и воспитания, побеседовать с родителями о пагубности пристрастия к алкоголю. При желании пьющего родителя исправить положение следует подсказать куда обратиться для решения данной проблемы (взаимод. с ЦРБ). Если же у родителей отсутствует понимание того, что он уже болен алкоголем, и он не хочет изменить свой образ жизни, его следует предупредить о том, что будет направлена информацию в ПДН ОВД, КДН и ЗП о не выполнении родительских обязанностей.
Такая семья ставится на учет как семья, оказавшаяся в социально опасном положении. После составления акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего разрабатывается индивидуальный план.
Взаимодействие с ЦСОН.
Взаимодействие осуществляется в том, что совместно со специалистами проводятся рейды контрольного посещения семей, находящихся социально-опасном положении, принимают участие подростки из нашей школы из малообеспеченных, социально-опасных семей в мероприятиях проводимых при ГУ ЦСОН.
Взаимодействие с АТП. Получение социальным педагогом социальных проездных билетов для детей-сирот, опекаемых, детей из многодетных семей. Как это происходит? Составляются списки (после предоставления документов из УСЗН, что семья многодетная), список направляется в Отдел образования, утверждается. В конце каждого месяца социальный педагог ездит и получает проездные билеты в АТП, а дети получив проездной билет расписываются в ведомости.
Рекомендуем посмотреть:
Сотрудничество ДОУ и семьи по профилактике дезадаптации будущих воспитанников
Система взаимодействия специалистов при организации профилактики негативных проявлений
Конспект открытого занятия для младших школьников
Открытое занятие для младших школьников "Рука помощи"