Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектно – исследовательская работа на тему: День Победы, 5 класс

Проектно – исследовательская работа «Далёкому мужеству верность храня»
Вещь – это весть. С веками вещи
Приобретают голос вещей.
(В. Берестов)

Авторы проекта:
Карачева Диана, 11 лет
Горбунова светлана, 12 лет

Руководитель:
Карачева Людмила Витальевна, учитель химии кружок «Исследователи»

Содержание
Введение.
Глава 1. Подарок ветерана музею школы.
Глава 2. В этих вещах хранится дух войны.
Советские экспонаты.
2.1. Каска советского солдата;
2.2. Хвостовая часть боевого снаряда;
2.3. Котелок – посуда полевой кухни;
2.4. Четырёхгранный игольчатый штык;
2.5. Затвор от винтовки Мосина;
2.6. Барабан пистолета-пулемета системы Шпагина (ППШ);
2.7. Полевая сумка.
Немецкие экспонаты.
2.8. Немецкая фляжка;
2.9. Ручка от гранаты.

Заключение.
Использованная литература.
Приложение.
Введение

В этом году наша страна отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это значимая дата для каждого из нас. И долг каждого человека помнить подвиг русского солдата, хранить память о тех трагических событиях. Историческая память – это непросто знание исторических фактов прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. Сохранить историческую память помогают нам не только литература, воспоминания вдов, тружеников тыла, но и те, вещи, которые принадлежали когда-то этим людям, участникам и свидетелям трагедии.

Цель:
Исследование истории музейных вещей Великой Отечественной войны.

Задачи:
• Изучить музейные вещи времен ВОВ, найти информацию об истории этих экспонатов;
• Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне
• Развитие творческих способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
Участники проекта:
Обучающиеся 5 класса МБОУ «Аргуновская СОШ» кружка «Исследователи»
Принципы проектной работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?
- Что «говорят» военные вещи?
- Зачем хранить вещи в музее?
Характеристика проекта:
1. Типологический признак: практико – ориентированный, творческо – поисковый.
2. Предметно – содержательная область: межпредметный.
3. Характер контактов – групповой.
4. Продолжительность проекта - краткосрочный (январь - март 2015 год)
Рабочий план реализации проекта:
1 этап - выделение проблемы, планирование работы, формирование рабочих групп, распределение обязанностей.
2 этап - сбор информации.
3 этап - оформление проектной работы. Оформление презентации.
4 этап - презентация проекта
5 этап - перспектива проекта.
Глава 1 . Подарок ветерана музею школы.
В орбиту Второй мировой войны было втянуто 61 государство. Военные действия велись на территории 40 стран. Война охватила все континенты (кроме Антарктиды), но главная тяжесть борьбы с фашизмом легла на плечи Советского Союза и его Вооруженных сил.
На территории нашего Аргуновского поселения военных действий не было. Все музейные военные экспонаты были предоставлены Южаковым Николаем Степановичем. Ему привёз сын Алексей, которому передали поисковики из Ленинградской области.

Николай Степанович Южаков родился в 1923 году в д. Аргуново. В январе 1943 года призвали на фронт. Было пареньку восемнадцать лет. В Грязовце обучили на младшего командира, на фронт отправили в звании младшего сержанта. Попал Николай в саперную дивизию, сапером. Был всегда на передовой, каждую секунду рисковал своей жизнью, дошел до Берлина, а затем служил дальше. Со своей дивизией отправили Николая для охраны границы на Дальний Восток. Пять лет пробыл в этом далеком краю, строил казармы для солдат, жилье. И только в 1950 году вернулся домой. Фронтовой путь воина отмечен наградами. Их много: пять орденов (орден Красной Звезды, орден «Славы III степени» и др.) и более восемнадцати медалей.
Последние поступления в музей были от жителей д. Теребаево от Кузнецова Федора Федоровича. Это противогаз и немецкая листовка. Штык от винтовки был найден в огороде д. Ильинское.
Глава 2. В этих вещах хранится дух войны.
Советские экспонаты.
2.1. Первый экспонат – каска советского бойца.

Об этом говорит форма каски и красная звезда в центре.

В 1940 году была принята на вооружение каска нового образца — «Шлем стальной обработки 1940 г.», которая без особых изменений просуществовала несколько десятилетий.
Внутри каски в нижней части по окружности заклепками крепится кожаная деталь, называемая тулейкой. Эта деталь прорезями разделяется на лепестки, которые в верхней части соединяются шнурком. Это устройство обеспечивало равную посадку шлема на голове, исключая контакт головы с металлом и играло роль амортизаторов, смягчая удары от пуль или осколков мин.

Шлем изготавливали из стали, вес его составлял 1 килограмм 250 грамм, толщина стенок 1, 9 мм.
Несмотря на это каска была очень не удобной: тяжёлая, не защищала голову, так как во время ходьбы съезжала на глаза, крепление под подбородком было некрепким.
Сравним нашу каску с немецкой. Шлем модели М1940 солдат вермахта.
К началу войны немецкий шлем считался наилучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных лепестков, с отверстиями для вентиляции, стягивался сверху кожаным шнуром. Подбородочный ремешок изготавливался из телячьей кожи и надежно фиксировал шлем на голове. Рамочная пряжка надежно фиксировала нужный размер. Имела обтекаемую форму по голове. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу - каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время движения и ударов о шлем. Вес 1, 7 кг.

Но вернемся к нашей каске по ней можно сказать, что владельцу её не повезло. В центре каски видно пулевое отверстие, а на задней её части разрывное отверстие от попадания осколка гранаты или снаряда. Если она была на голове бойца, то он, конечно, погиб.
2.2. Следующий экспонат - хвостовая часть боевого снаряда

В большом количестве до сих пор на полях былых боев попадаются минометные мины.
В минувшую войну применялись осколочные, фугасные и осколочно-фугасные мины. Все эти разновидности мин по внешним признакам ничем не отличаются друг от друга. Мина состоит из корпуса и разрывного заряда. Она очень чувствительна к удару по взрывателю и стабилизатору.

Наша хвостовая часть относится к минометным минам.
82 мм осколочная мина к батальонному миномету.
Масса мины – 3.1 кг. Начальная скорость – 211 м/с. Дальность полета – от 800 до 3040 м.

2.3. Следующий музейный экспонат: котелок – посуда полевой кухни


Котелок представляет собой ёмкость с выпукло-вогнутым профилем дна, вогнутым с одной стороны. Снабжается проволочной рукояткой-петлёй для подвешивания и переноски. При ношении на поясном ремне вогнутая сторона должна располагаться к телу. Крышка котелка может использоваться в качестве сковороды при разогреве или приготовлении второго блюда. Рукоятка крышки предназначена для её удерживания, надёжно запирает крышку при переноске.
Объём котелка 1,3 литра, объём крышки 0,5 литра. Изготавливался из алюминия.
При раздаче пищи в полевых условиях повар первое блюдо наливает собственно в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.
При приготовлении еды военнослужащие объединяются по двое: в одном котелке варят первое блюдо, в другом — второе. Второй котелок также используется для приготовления чая.

На этом котелке есть инициалы «ЧИК». Вероятно, это фамилия, имя, отчество хозяина этого котелка. Надпись черная, старая. А на обратной стороне котелка свежая надпись «Даёшь победу», сделанная не так давно, может быть, поисковиками.
Как мы уже сказали, что котелок прикреплялся на пояс. Мы видим входное пулевое отверстие предположительно от мины или гранаты, но не навылет, всего скорее этот котелок спас бойца от смерти.

2.4. Следующий экспонат - штык от винтовки Мосина.
Четырёхгранный игольчатый штык.

Впервые в русской армии четырёхгранный штык был принят к пехотной винтовке «Бердан» обр. 1870 г. Именно на его базе разработан и поступил на вооружение вместе с винтовкой Мосина в 1891 г. новый штык. Штык крепился к винтовке при помощи Г-образной трубки и хомутика, стягивающегося винтом. Общая длина — 35,5 см. Длина клинка — 28 см.
Найден на огороде в деревне Ильинское.
Штык затачивали со всех четырех граней и с ним шли в атаку, когда заканчивались пули.

2.5. Затвор винтовки Мосина
Затвор — в стрелковом оружии ключевая часть узла запирания механизма, запирания и отпирания канала ствола, воспринимающая на себя давление пороховых газов при выстреле, как правило, передаваемое через донце гильзы.
Затвор винтовки Мосина обр. 1891 года.
1 — стебель, 2 — боевая личинка, 3 — соединительная планка, 4 — курок.
Затвор винтовки служит для досылания патрона в патронник, запирания канала ствола в момент выстрела, производства выстрела, извлечения стрелянной гильзы или осечного патрона из патронника.
Состоит из стебля с гребнем и рукоятью, боевой личинки, выбрасывателя, курка, ударника, боевой пружины и соединительной планки. На снайперской винтовке рукоять затвора удлинена и отогнута книзу для повышения удобства перезаряжания оружия и возможности установки оптического прицела.
В затворе размещены ударник и витая цилиндрическая боевая пружина. Сжатие боевой пружины происходит при отпирании затвора поворотом рукояти; при запирании — боевой взвод ударника опирается на шептало. Возможно взведение ударника вручную при закрытом затворе, для этого необходимо оттянуть назад курок (в данном случае курком называется наконечник, навинченный на хвостовик ударника). Для постановки на предохранитель курок нужно оттянуть назад до отказа и повернуть против часовой стрелки.

2.6. Следующий экспонат – барабан автомата пулемёта

Пистолет-пулемет системы Шпагина (ППШ) – самое массовое автоматическое стрелковое оружие.
Пистолет-пулемёт образца 1941 года системы Шпагина (ППШ) — советский пистолет-пулемёт, разработанный в 1940 году конструктором Г. С. Шпагиным и принят на вооружение Красной Армии 21 декабря 1940 года. ППШ являлся основным пистолетом-пулемётом советских вооружённых сил в Великой Отечественной войне.
До конца 1941 г. было изготовлено более 90000 шт. За 1942 г. фронт получил 1,5 млн пистолетов-пулемётов.
Барабанный магазин ёмкостью 71 патрон. Но так как барабанные магазины в боевых условиях показали себя ненадёжными, излишне тяжёлыми и дорогими в производстве, они были заменены на разработанные в 1942 году коробчатые изогнутые магазины ёмкостью 35 патронов.

2.7. Последний рассмотренный нами советский музейный экспонат - офицерская полевая сумка.

Перед Великой Отечественной войной было налажено производство полевых сумок из тесьмяно-кирзового материала. В соответствии с приказом такая полевая сумка предназначалась для комсостава только строевых частей и только на военное время.
В годы войны «вне службы» носить полевую сумку не полагалось. У гражданского человека с планшеткой могли случиться неприятности, так как при встрече с патрулем пришлось бы объяснять, где он взят. После Великой Отечественной войны полевые сумки часто использовались детьми в качестве удобного школьного портфеля.
Полевая сумка — специальная сумка для командного состава (офицеров, прапорщиков, и сержантов), используемая для переноски, хранения и использования рабочих документов (карт, приказов), письменных принадлежностей и необходимого для командного состава инструмента (офицерская линейка, компас, курвиметр, измеритель и так далее), в ранних моделях включала в себя ещё сумку палетку.
Во время войны эта сумка была самым важным предметом для разведчика. И они вели на них «охоту», добытая сумка – это владение тактикой боя противника, расшифровка его планов.

Немецкие экспонаты.
2.8. Следующий экспонат - немецкая фляжка


Она изготовлена из алюминия, емкость фляжки 0,8 литра. Почему немецкая? А потому что именно в Германии выпускались фляжки с логотипами :ESB 41 – это код завода и год выпуска. Значит, эта фляжка была выпушена в 1941 году.
Применялась для переноски напитков, чаще всего это вода и алкоголь. Как и у немцев, так и у русских никто не отменял фронтовые 100 грамм водки.
Стандартная фляжка вермахта M31 состоит из самой фляги, крышки, стаканчика, войлочного чехла и ремешка с карабином.

2.9. Последний, рассмотренный нами, экспонат - ручка от гаранты

Ручная граната М-24 (в войсках известна как "колотушка") была осколочной, наступательно-оборонительной гранатой дистанционного действия и служила непосредственно для поражения пехоты противника. Эта немецкая граната была принята на вооружении немецкой армии в 1916 году и применялась без изменений обе мировые войны. Масса гранаты 0,5 кг, такой вес вместе с удобной ручкой и правильным размещением центра тяжести гранаты обеспечивает дальность броска человека средних физических возможностей на 35-40 метров. Длина гранаты М-24 356 мм, диаметр корпуса гранаты - 60 мм, длина деревянной рукоятки 27.5 сантиметров. Некоторые осколки могут разлетаться на дальность более чем 100 метров. Главным недостатком немецкой гранаты М-24 было то, что заряд взрывчатки гранаты боялся сырости, а также, был подвержен слеживаемости. Это причины приводили к многочисленным отказам гранаты.
Ещё одним минусом гранаты М-24 было то, что после выдергивания запального шнура гранату обязательно надо было бросать, т.к. через 4.5-5 секунд она взрывалась. Перед боем гранату нужно было следующим образом подготовить: открутить корпус от ручки, вставить в корпус гранаты детонатор дульцем в сторону рукоятки гранаты и снова прикрутить к рукоятке.
Основными частями гранаты М-24 были: корпус с взрывчаткой, рукоятка из дерева с воспламенительным механизмом и детонатор. Внутри корпуса гранаты находился разрывной заряд и капсюль-детонатор. По инструкции, время замедления взрыва составляло 4.5 - 5 с., но чаще всего, от момента выдергивания шнура до момента взрыва проходило не менее чем 8 сек.
Заключение
По проделанной работе можно сделать следующие выводы: каждый военный экспонат имеет длинный исторический путь преобразований и изменений. За каждой из этих вещей стоят люди – изготовители, разработчики и простые слесари – заточники. За каждым экспонатом - судьба русского человека. Каждая вещь может рассказать о владельце, показать не легкую судьбу солдата. Историческая память жива, пока жива память людей.
Памяти наших отцов и старших
братьев, памяти вечно молодых
солдат и офицеров Советской
Армии, павших на фронтах
Великой Отечественной войны.
Помните! Через века, через года, - помните! ...

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
(Р.Рождественский)
Список используемой литературы
1. Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия», 2003;
2. Музейный краеведческий материал МБОУ «Аргуновская СОШ», руководитель музея Бурянина Е.В,;

Рекомендуем посмотреть:

Проект ко Дню Победы в школе Творческий проект на День Победы - 9 мая для школьников, 9 класс Сочинения о войне 1941-1945, 5 класс Ток-шоу по литературе. Сценарий для школьников 7-9 классов
Проектно - исследовательская работа учащегося 4 класса
Опубликовано: 3544 дня назад (4 марта 2015)
Просмотров: 6227
Рубрика: Внеурочка
+3
Голосов: 3
Светлана Александровна Колесникова # 4 марта 2015 в 20:07 0
Молодцы девчонки! Большую работу проделали. Сейчас очень важно воспитывать в детях патриотизм, а то некоторые уже годы войны назвать не могут. Большое вам спасибо за такое важное и полезное дело! Голос!