Мастер-класс по рисованию "Звери на новогодней ёлке" в рамках интегрированной деятельности в детском саду.
Автор: Буракова Маргарита Александровна, учитель-дефектолог, МБДОУ – детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 101, г. Екатеринбург.
Назначение работы: Мастер-класс предназначен для детей 5-7 лет. Будет интересен воспитателям, учителям-дефектологам, учителям-логопедам при проведении интегрированных занятий в непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А также мастер-класс могут использовать воспитатели, работающие в общеобразовательных дошкольных учреждениях.
Цель: сформировать у детей с нарушением зрения умение передавать сюжет в изображении на основе эмоционально-интеллектуального опыта, обучить приемам рисования гуашью объектов окружающей действительности.
Задачи:
- продолжать учить детей правилам пользования кисточкой и красками при рисовании;
- закрепить умение создавать знакомые образы с помощью линий, кругов, овалов;
- продолжать учить проводить линии в заданном направлении;
- учить передавать пространственное положение объектов в рисунке;
- закрепить понятия (посередине, справа, слева, вверху, внизу, сзади);
- воспитывать аккуратность при работе с красками.
Инструменты и материалы:
1. Лист бумаги для рисования формата А 4.
2. Гуашь.
3. Кисточки для рисования № 7, 4.
4. Баночка для воды.
5. Черный фломастер.
Предварительная работа:
С целью всестороннего развития личности ребенка и коррекции нарушенных функций образовательный процесс в дошкольном учреждении компенсирующей направленности строится в тесном взаимодействии всех специалистов (воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя) через взаимное проникновение, интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Рисование по предложенной теме является заключительным этапом при формировании представлений о новогоднем празднике и основывается на опыте, полученном детьми в предшествующей деятельности.
В НОД и режимных моментах воспитатели разучивают стихи к Новому году, знакомят детей с традициями празднования Нового года в России, читают рассказ Б.Заходера «Хрюк на елке», проводят беседы о правилах поведения на новогодних праздниках. Музыкальный руководитель разучивает с детьми новогодние хороводы, проводит для детей и их родителей новогодний праздник с костюмированным представлением.
Учитель-дефектолог на индивидуальных занятиях формирует представления о предметах окружающей действительности (используется елочка, игрушки зверей, украшения для елки и группы). Дети обследуют предметы с подключением всех сохранных анализаторов (тактильные ощущения, обоняние, осязание), выделяют части предметов, их форму, размер, цвет, учатся определять пространственное положение частей. Учитель-дефектолог учит детей узнавать целый предмет по его части при перекрытии одних предметов другими. Дети разучивают зрительно-двигательную гимнастику с использованием кисточки «Нарисуй воображаемые линии на стене (вертикали, горизонтали, диагонали, круг, овал)». Гимнастика способствует стимуляции зрительных функций и способностей, развитию двигательной активности, координации движений.
С учителем-логопедом дети разучивают чистоговорки в соответствии с темой будущего рисунка и занятия. Для автоматизации звука «л»: «Как у нашей ёлки колкие иголки». Для автоматизации звука «ш»: «Мишка шёл, шёл, шёл, к нам на ёлку пришёл». Для дифференциации звуков «с» и «ш»: «Ша-са-ша, ша-са-ша, у нас елка хороша». Для автоматизации звука «з»: «А за елкой зайка, зайка попрыгайка». Для автоматизации звука «с»: «Ос-ос-ос, ос-ос-ос у Деда Мороза красный нос».
В процессе рисования детям предлагается поэтапная инструкция, образец размещается перед ребенком с учетом зрительной нагрузки и характера зрительных нарушений.
Этапы работы.
1. Дети готовят рабочее место. Лист бумаги располагают горизонтально. Тряпочку для «промакивания» кисточек выкладывают справа от листа бумаги (для ребенка-правши) или слева от листа бумаги (для ребенка-левши). Кисточки кладут на тряпочку. Гуашь и баночку для воды располагают над листом таким образом, чтобы можно было легко дотянуться до них рукой.
2. Приступаем к рисованию. Наносим на белый лист желтую краску и раскрашиваем всю поверхность листа кисточкой № 7 линиями слева направо.
3. Наносим на нижнюю часть листа красную краску кисточкой № 7, распределяем краску по поверхности листа линиями слева направо.
4. Посередине листа проводим линию сверху вниз зеленой гуашью. Используем кисточку № 7.
5. Рисуем веточки елочки. Проводим линии по диагонали, начиная с верхушки. Вначале рисуем короткую веточку слева, затем такую же по длине веточку справа, затем рисуем веточку чуть длиннее слева и такую же справа. И так по все поверхности ствола. Используем кисточку № 7.
6. Рисуем силуэты животных (обезьяна, зайчик и медведь). Используем кисточку № 4.
Рисуя зайчика берем белую краску, рисуем круглую голову слева от елки, затем вытянутые овалы-уши вверху на голове, туловище соединяем с ветками елки, от туловища рисуем лапу и ладошку. Рисуя медведя, берем коричневую краску, рисуем круглую голову справа от елки, вверху на голове рисуем полукруглые уши, туловище соединяем с елкой и рисуем от туловища две лапы с ладошками.
Справа от елки рисуем силуэт обезьяны, начиная с головы. Вначале рисуем овальную голову, слева и справа от головы овальные уши, под головой овальное туловище, справа и слева от туловища лапы и ладошки, внизу лапы и длинный хвост между верхними и нижними лапами.
7. Начинаем рисовать Деда Мороза. Слева от елки розовой краской рисуем круглую голову Деда Мороза.
8. Красной краской рисуем шапку Деда Мороза – полукруг на голове. Затем от головы проводим линии по диагонали слева и справа, соединяем линии друг с другом вверху и внизу, получается трапеция, закрашиваем ее красной краской – это шуба Деда Мороза. Справа и слева от головы проводим линии по диагонали – это руки. Рисуем варежки: большой овал и рядом с ним короткую линию от овала вниз.
9. Белой краской рисуем овальную бороду Деду Морозу. Линиями слева и справа от бороды рисуем усы Деда Мороза. Линиями слева направо рисуем опушку Деду морозу на рукавах, шапке, подоле шубы, линией сверху вниз посередине от бороды к подолу рисуем застежку у шубы.
Белой краской выделяем мордочки у обезьяны и мишки. Рисуем овалы на голове, ушах и туловище.
10. Коричневой краской рисуем гирлянду. Проводим линии от вершины елочки к углам листа.
11. Краской синего цвета рисуем флажки на гирлянде (треугольники или прямоугольники) и шарики на елке (круги)
12. Краской оранжевого цвета рисуем флажки на гирлянде и шарики на елке.
13. Выбираем любую другую краску и рисуем флажки и шарики.
14. Желтой краской рисуем банан в лапах у обезьяны и мешок с подарками у Деда Мороза. Красной краской рисуем красный нос Деду Морозу.
15. Черным фломастером прорисовываем глаза Деду Морозу и мордочки зверятам.
Рисунок готов.
Вот такие получились работы у ребят.
Рекомендуем посмотреть:
Новогодний натюрморт гуашью поэтапное рисование
Новогодний натюрморт гуашью поэтапное рисование
Как нарисовать портрет снегурочки карандашом поэтапно с фото
Рисование фломастерами на тему: Новый год поэтапно с фото