Мастер-класс по рисованию "Животные жарких стран".
Интегрированная деятельность в детском саду. Комментированное рисование.
Автор: Орлов Тимофей, 5 лет, воспитанник старшей группы детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 101, г. Екатеринбург.
Руководитель: Буракова Маргарита Александровна, учитель-дефектолог, МБДОУ – детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 101, г. Екатеринбург.
Описание: мастер-класс предназначен для детей 5-6 лет с целью закрепления представлений о животных жарких стран и климатических особенностях Африки.
Назначение работы: мастер-класс будет интересен воспитателям, учителям-дефектологам, учителям-логопедам при проведении интегрированных занятий с применением комментированного рисования с детьми с ограниченными возможностями здоровья, также мастер-класс могут использовать воспитатели, работающие в общеобразовательных дошкольных учреждениях.
Цель: формирование умений ребенка комментировать действия по рисованию и передавать в рисунке особенности внешнего строения животных жарких стран и особенности климата.
Задачи:
- продолжать учить пользоваться кисточкой и красками при рисовании, закрашивать фон линиями в одном направлении;
- закрепить умение создавать знакомые образы, передавать в рисунке характерные черты животного;
- закрепить представления о цвете, форме;
- сформировать умение создавать новые цвета путем смешивания двух красок;
- закрепить представления о смене частей суток, зависимости расположения солнца в пространстве от времени суток, о природных условиях, растительности, температуре воздуха в жарких странах;
- сформировать умение комментировать собственную деятельность, создавая пейзаж, передавая строение и форму персонажей, придумывая дальнейшее развитие сюжета.
Инструменты и материалы:
1. Лист бумаги для рисования формата А 4.
2. Гуашь.
3. Кисточки для рисования № 7, 4.
4. Баночка для воды.
5. Черный фломастер.
Предварительная работа:
Рисование по предложенной теме является частью интегрированного занятия по теме «Животные жарких стран» и основывается на опыте Тимофея, полученном в предыдущей деятельности.
С учителем-дефектологом Тимофей рассмотрел иллюстрации животных жарких стран и Африки. На макетах, игрушках Тимофей выделил (рассмотрел и ощупал пальцами рук) части тела разных животных, обратил внимание на их размер и форму. Затем сравнил строение растений нашего края и Африки (дерева и пальмы), выделил их сходство и различие. С учителем-дефектологом научился соотносить эталоны цвета с цветом реальных предметов, выделять и описывать цвет в природе на изображениях Африки (фотографии, иллюстрации).
С учителем-логопедом Тимофей научился строить простые предложения, употреблять в речи слова-признаки при описании свойств и качеств предметов, следить в самостоятельной речи за правильным произношением звуков.
С воспитателем Тимофей вспомнил правила рисования, собственные действия во время рисования, самостоятельно подготовил рабочее место, продумал будущий сюжет рисунка.
Процесс рисования и комментирования.
1. Готовим рабочее место для рисования. Лист расположим горизонтально.
2. Раскрашиваем небо. В Африке очень жарко, поэтому небо будем раскрашивать теплой желтой краской, линиями слева направо.
3. Вечером воздух в Африке так сильно прогревается, что становится еще жарче. Добавляем красную краску, раскрашиваем небо с добавлением красной краски.
4. Берем синюю краску и рисуем море. Море – теплое, соленое. На море не видно противоположного берега, оно сливается с небом. Часть, где море соединяется с небом, называется линией горизонта. Раскрашиваем море линиями слева направо.
5. В Африке на берегу можно увидеть песок. Берем желтую краску, рисуем желтый песок линиями слева направо.
6. Вечером солнце заходит за линию горизонта. Солнце – это шар. Оно похоже на круг. В Африке солнце очень яркое и жаркое, поэтому берем оранжевую краску и рисуем полукруг над линией горизонта.
7. Теперь будем рисовать пальму. Ствол пальмы состоит из нескольких частей. Части похожи на треугольники. «Примакиванием» кисточки рисуем три стороны, и закрашиваем середину у треугольника.
8. Над первым треугольником рисуем еще один треугольник.
9. Рисуем несколько треугольников. Ствол у пальмы готов.
10. Берем зеленую краску. Будем рисовать широкие листья у пальмы. Проводим линии от ствола в стороны.
11. Еще можно нарисовать круглые кокосы. Для этого под листьями коричневой краской нарисуем круги.
12. Будем рисовать слона. Слон серого цвета. Чтобы создать серый цвет смешиваем на палитре белую и черную краски. Получился серый цвет.
13. Слон очень большой. У него овальное тело и круглая голова. Нарисуем большой овал, справа над овалом - круг.
14. У слона на голове большие уши. Слева и справа от головы рисуем овальные большие уши.
15. У слона есть хобот и ноги. Хобот у слона очень длинный. Проводим линию от головы вправо - получился хобот.
16. Ноги у слона большие и толстые, а хвост короткий. Рисуем под туловищем две ноги и слева на туловище короткий хвост .
17. Начинаем рисовать обезьяну - мартышку. Вначале нужно нарисовать круглую голову.
18. На голове у мартышки тоже большие уши. Слева и справа рисуем овальные уши.
19. Внизу под головой создаем овальное туловище. Нижние лапки рисуем «примакиванием» кисточки.
20. Слева и справа от туловища нарисуем лапы мартышки и пальчики. Справа между верхними и нижними лапами - длинный хвост.
21. Белой краской выделяем мордочку и животик у обезьянки.
22. Черным фломастером нарисуем глаза и бивни слону, нос, глаза и ротик мартышке.
Рисунок готов.
Рассказ Тимофея по рисунку : «Слон и обезьянка были друзьями. Они часто приходили вечером к морю, чтобы полюбоваться закатом, послушать шум волн и поговорить о том, как прошел день. Обезьянка рассказала слону о том, как она прыгала по веткам и собирала бананы и кокосы. А слон рассказал обезьянке о том, как он нашел чистую, не соленую воду, напился и облил себя холодной водой из хобота. Было очень весело!»
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционная техника рисования для детей 5-6 лет. Мастер-класс
Как нарисовать белку акварелью поэтапно для детей от 7 лет
Как нарисовать медведя карандашом поэтапно для детей от 5 лет
Как нарисовать пингвина карандашом поэтапно для детей