Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированные формы деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Интегрированные формы деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения и речи.
Автор: Буракова Маргарита Александровна.

Описание материала: статья будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующей направленности, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, а также родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: распространение опыта работы по организации интегрированных форм деятельности с детьми, имеющими нарушение зрения и речи.

Задачи:
- выделить основные направления исследований по проблеме интеграции компонентов в дошкольном образовании;
- определить интегрированные формы организации деятельности с детьми дошкольного возраста;
- поделиться опытом внедрения интегрированных форм деятельности с детьми, имеющими нарушение зрения и речи.

В связи с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования возникает необходимость переосмысления педагогами содержания, форм и методов работы с детьми. В требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено такое условие как «использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психовозрастным и индивидуальным особенностям". Содержание дошкольного образования должно быть направлено на «сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства».
В последнее время неуклонно растет количество детей, имеющих нарушения в развитии. Дети с нарушениями развития составляют группу детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждаются в создании особых образовательных условий. В детских садах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа, которая учитывает индивидуальные особенности детей и способствует комплексной коррекции имеющихся нарушений. Каждый специалист в ДОУ для детей с нарушением зрения имеет приоритетные цели, задачи, направления деятельности. Деятельность учителя-логопеда направлена на коррекцию нарушений в речевом развитии и формирование коммуникативных навыков. Учитель-дефектолог делает акцент на развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развитие общей и мелкой моторики. Воспитатель развивает личность ребенка в целом, способности, мотивации детей через различные виды деятельности в образовательных областях. Участие большого количества взрослых в коррекционно-образовательном процессе влечет за собой увеличение количества непосредственно образовательной деятельности (НОД) в режиме дня, однако это не дает положительного эффекта в коррекционной работе с детьми. Поэтому возникает необходимость в поиске межпредметных связей, использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ и коррекции нарушений в развитии.
По мнению многих исследователей, целостное развитие личности в образовательном процессе обеспечивает педагогическая интеграция. (С.Д.Сажина, В.М. Лазарева,А.А. Майер, О.В.Дыбина, Б.П. Юсов, Т.И.Комарова и др.) Интеграцией называется процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Сущность интеграции в процессе воспитания и обучения заключается в том, что комплексное воздействие образовательных компонентов на воспитанников гораздо эффективнее и предпочтительнее, чем каждого по отдельности. Проблема организации интегрированных форм деятельности отражена в исследованиях различных авторов. В книге С.Д.Сажиной «Технология интегрированного занятия в ДОУ» дается определение интегрированного занятия как занятия, на котором соединяются знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. На интегрированном занятии педагог имеет возможность решить несколько задач развития ребенка. А.А. Майер в книге «Интеграция основных компонентов дошкольного образования» отмечает, что интеграция предусматривает организацию целостного образовательного процесса на уровне цели, содержания и результатов. Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединить внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления образовательного продукта, в создание которого включены дети, педагоги, родители. Таким образом, формы интеграционного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей.
Авторы выделяют следующие интегрированные формы: творческие проекты, социальные акции, праздники, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, выставки, конкурсы, творческие мастерские, поисковые лаборатории, путешествия, экскурсии, комментированное рисование, интервью, интегрированные дидактические пособия и др. (Дыбина О.В., Сажина С.Д., Микляева Н.В, Самохвалова Е.А. и др.)
Интеграция в ДОУ компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения – это взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей), взаимопроникновение направлений коррекционной работы, образовательных областей, видов детской деятельности, которое должно обеспечить целостную и стойкую коррекцию недостатков в развитии. Основной целью этого процесса является сохранение и укрепление зрительной системы ребенка, стимулирование его познавательного развития при формировании целостной картины мира, развитие ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков и успешной социализации.
Рассмотрим некоторые интегрированные формы, используемые в ДОУ для детей с нарушением зрения.
Творческие проекты-презентации – это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей, в процессе которой дети совместно с родителями находят ответы на вопросы-исследования, готовят презентации с использованием компьютерных технологий, создают творческие проекты и представляют их в группе. Учитель-дефектолог подбирает тему в соответствии с целями и задачами коррекционной работы, приоритетными направлениями развития для каждого ребенка. Учитель-логопед помогает составить речевое сопровождение презентации с учетом характера речевого недоразвития и этапами коррекционной работы. Воспитатель создает условия для поиска ответов на вопросы, подбирает литературу, направляет и поддерживает детей и родителей. Например, в рамках проекта «Зрение – наше богатство» дети с родителями, под руководством воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда составляют презентации по охране и гигиене зрения, разучивают зрительные гимнастики, создают зрительные схемы-тренажеры, летбуки, участвуют в конкурсе «Очки своими руками», а затем представляют созданные работы в детском саду для детей разных возрастных групп. На заключительном этапе проекта проводится итоговое мероприятие «Праздник очкарика» с участием родителей, педагогов и детей.

Конкурсы, выставки – это форма организации деятельности с детьми, основанная на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, направленная на выявление талантов, склонностей детей с ОВЗ и их успешной социализации в обществе. Через эту интегрированную форму организации деятельности формируются новые взаимоотношения между участниками образовательного процесса. «Шахматный турнир», «Конкурс чтецов», «Выставка художественного творчества», музыкальный конкурс «Алло, мы ищем таланты», «Мама, папа, я – спортивная семья» позволяют не только проявить себя каждому ребенку, поверить в свои силы, но и оценить свои возможности и найти способы правильного отношения к успехам и неудачам. Педагоги, дети и родители взаимодействуют через различные виды детской деятельности: художественно-творческой, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной. Каждый ребенок может проявить свои способности и таланты, а взрослые направляют, поддерживают ребенка и организуют помощь по коррекции нарушений в развитии. Все участники получают поощрительные призы и грамоты.

Сюжетно-ролевая игра как интегрированная форма деятельности с детьми способствует объединению коррекционных направлений деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей в целое. Учитель-логопед учит правильно задавать вопросы, отвечать на вопросы, используя возможные речевые и языковые средства у каждого ребенка в соответствии с уровнем его речевого развития. Учитель-дефектолог учит детей с нарушением зрения ориентироваться в пространстве, опираясь на сохранные анализаторы, развивает зрительное восприятие, социально-бытовую ориентировку, общую и мелкую моторику. Воспитатель контролирует коммуникативные навыки и навыки взаимодействия всех участников игры, переносит и закрепляет их в самостоятельной деятельности детей в ходе режимных моментов. Сюжетно-ролевые игры можно организовать через взаимодействие с родителями по альбомам «Я познаю мир». В выходные дни дети совместно с родителями придумывают сюжеты для игр по определенной теме, готовят атрибуты, разучивают диалоги, подбирают информацию по теме через посещение выставок, экскурсий. Во время организации сюжетно-ролевой игры в группе учитель-логопед обращает внимание на звуковую, лексико-грамматическую сторону речи детей при организации диалогов, учитель-дефектолог обращает внимание на развитие зрительных функций и способностей, развитие моторики, ориентировки в пространстве, воспитатель обращает внимание на развитие личности ребенка, волевых качеств, активности, умения взаимодействовать с другими детьми. Педагоги организуют процесс таким образом, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ и комплексную коррекцию нарушений в развитии.

Комплекс зрительно-двигательных гимнастик в уголке зрительной разгрузки – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и воспитанников, в процессе которой дети самостоятельно решают задачи коррекционного характера, через использование картотеки зрительных гимнастик, предметов для тренировки зрительных функций и способностей, зрительных схем-тренажеров. Педагоги обогащают пространственную среду группы пособиями для тренировки зрения, а дети самостоятельно используют эти пособия в различных видах деятельности. Все гимнастики направлены на развитие двигательных умений, снимают напряжение, перегрузку. В познавательно-исследовательской деятельности дети по заданию учителя-дефектолога подбирают гимнастики, предметы для зрительных гимнастик, схемы-тренажеры по заданной теме, ориентируясь на картинки. Выполняя гимнастики, они учатся ориентироваться в пространстве. Благодаря стихотворным текстам закрепляются знания о предметах и явлениях окружающего мира. Стихотворные тексты к гимнастикам могут быть насыщенны звуками необходимыми для автоматизации, закрепления правильного произношения звуков в самостоятельной речи. Создание детьми предметов, пособий для тренировки зрения стимулирует развитие художественно-творческой деятельности и повышает мотивацию к занятиям. Создавая ситуации общения в уголке зрительной разгрузки, дети учатся общаться друг с другом и взрослыми.

Комментированное рисование как интегрированная форма организации деятельности способствует осознанию целостной картины мира ребёнком, формирует мотивацию для познавательного развития ребенка, объединяет направления коррекционной работы в единое целое. Ребенок рисуя, проговаривает свои действия. Учитель-дефектолог направляет деятельность ребенка в необходимом направлении. Через рисунки происходит закрепление представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, размера, умений выделять цвет, форму и размер в окружающем мире. Дети учатся ориентироваться в микропространстве листа, развивается глубинное зрение, мелкая и общая моторика. Учитель-логопед посредством составления рассказов по рисунку, проговариванию действий, использованию чистоговорок с элементами рисунка, корригирует речевое недоразвитие ребенка. Воспитатель создает условия для развития способностей и творческого потенциала.

Таким образом, интегрированные формы деятельности позволяют создать организованную, плановую, контролируемую основу для деятельности всех субъектов образования, равномерно распределить нагрузку между ними, обеспечить комплексную коррекцию недостатков в развитии ребенка с ОВЗ и существенно снизить нагрузку на детей.

Используемая литература:
- «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», 2013 г.
- «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ». Под ред.О.В. Дыбиной, М.; Мозаика-Синтез, 2012г.
- «Технология интегрированного обучения», С. Сажина, «Творческий центр», М., 2008г.;
- «Интегрированные формы взаимодействия педагогов и детей», О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, «Вектор науки ТГУ», 2014 г.
- «Интеграция основных компонентов дошкольного образования» А. А. Майер, 2013 г.
- «Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях», М., 2010.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках" Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Интеграция детей с ОВЗ
Мастер-класс по рисованию для детей 5-6 лет. Животные жарких стран
Опубликовано: 3242 дня назад (6 февраля 2016)
Просмотров: 5604
+7
Голосов: 7
Ольга Сергеевна Дьякова # 6 февраля 2016 в 18:29 +1
Маргарита Александровна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный,актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами в своей работе. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Ирина Владимировна Жабина # 6 февраля 2016 в 19:45 +2
Здравствуйте, Маргарита Александровна!
В методической разработке представлены сведения о наиболее рациональных и эффективных формах деятельности в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Содержание работы направлено на достижение поставленных цели и задач, формулировка которых мне понравилась. Материал систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык методической разработки лаконичный, грамотный, убедительный. Методическая разработка содержит конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе. С уважением и голосом 2, И.В.
Елена Александровна Гречишкина # 6 февраля 2016 в 21:34 +1
Благодарю автора за полезный материал. Полагаю, что именно интегрированное обучение в специальных коррекционных учреждениях, является образованием будущего. Ведь интеграция – это глубокое взаимопроникновение и слияние в одном учебном материале, обобщенных знаний той или иной области.
Павлова Татьяна Геннадиевна # 8 февраля 2016 в 08:29 +1
Благодарю за полезный материал, который достаточно систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык методической разработки грамотный, убедительный ,лаконичный. Спасибо.
Маргарита Александровна Буракова # 9 февраля 2016 в 18:37 +1
Спасибо за комментарии и оценку.
Светлана Александровна Фрыкова # 26 февраля 2016 в 19:10 +1
Здравствуйте, Маргарита Александровна! Прочитала Вашу статью, очень понравились Ваши идеи по интеграции! Мы тоже с коллегами используем различные формы интеграции в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ. Но обязательно будем применять и Ваши разработки. Материал у Вас изложен очень грамотно и доступно для восприятия. Думаю многие коллеги меня поддержат! Голос! Успехов!
Марина Анатольевна Гацко # 15 апреля 2017 в 19:13 +1
Здравствуйте,Маргарита Александровна!Познакомилась с Вашей статьей,считаю её своевременной и актуальной,также интересной каждому педагогу!Примите голос!