Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках"
Описание: Материал предназначен для учителей,логопедов для использования на уроках, на внеклассных мероприятия, на классных часах, а также во внеурочной деятельности. Материал можно использовать как индивидуально, так и для фронтальной работы с детьми. А также очень интересен и познавателен данный материал будет для родителей при заучивании стихотворений детьми или при запоминании трудного рассказа,а также при подготовке к изложению.Знаковое письмо помогает на занятиях с детьми со слабой памятью, медленной переключаемостью очень быстро запоминать чистоговорки, стихотворения, песни, пересказать сюжетную картинку по заданному образцу, пересказывать прочитанное. В данном мастер - классе подробно описаны этапы работы используя знаковое письмо. Можно попробовать готовые варианты записи знакового письма, а потом самостоятельно проявить фантазию, сообразительность, воображение.
Цель мастер класса: познакомить учителей, логопедов, воспитателей и родителей с метод знакового письма.
Письменность изначально появилась со знакового письма.Это наскальные рисунки в пещерах, по которым первобытные люди передавали информацию о себе.
Эти рисунки и дали толчок к развитию сообразительности, наблюдательности, воображению, т. е. развитию человека как личности.
На уроке развитие речи мои ученики развивали свою речь используя наглядность. Особенно им понравилось знаковое письмо. Ведь именно оно способствует развитию памяти , красивой, выразительной, связной речи .
При
фронтальной работе в классе подбирается произведение под определённую тему: либо лексическую, либо грамматическую и во второй половине урока проводится словарная работа, затем учитель рассказывает (прочитывает) произведение по знаковому письму, указкой соотносятся слова и знаки-картинки. В зависимости от сложности произведения, разбираются закреплённые слова со знаками. Читается 2-3 раза, затем спрашивают детей – какая картинка, какое слово обозначает. Следующий этап – учитель читает, но не все слова, часть слов «подсказывают» дети. Затем хором прочитывается и предлагается детям уже по одному рассказать произведение.
Вот, например, стих
"Мама" В. Шуграевой дети разучили прямо на уроке за 15 минут до звонка. Это очень интересно и увлекательно.
Маме
Вера Шуграева
В горшочек посажу росток,
Поставлю на окне.
Скорей, росток,
Раскрой цветок -
Он очень нужен мне.
Промчаться ветры за окном
Со снежною зимой,
Но будет выше
С каждым днем
Расти цветочек мой.
Когда же по календарю
Весны настанет срок,
Восьмого марта
Подарю
Я маме свой цветок!
При работе
с сюжетными картинками (пересказе) работа делится на несколько этапов: 1 этап – дети пересказывают с помощью знакового письма, учатся задавать вопросы; 2 этап - через несколько дней дети учатся пересказывать уже без знакового письма – по памяти; и, наконец, 3 этап – можно писать изложение по пересказу сюжетной картинки.
Когда рассказ, пересказ, стихотворение выучены, на его базе полезно поработать над
совершенствованием связной речи:
– Учиться задавать вопросы по произведению;
– Подробно описать предметы, объекты, героев, время года ( по сюжетным картинкам);
– Добавить в рассказ предшествующие или последующие события (рассказы и сюжетные картинки);
– Составить аналогичный рассказ со сменой места действия и заменой некоторых предметов;
– Рассказать услышанную историю от первого лица или любого из действующих лиц и т.п.
– И, если, ребёнок владеет грамотой, но читает слабо, можно использовать стихи, пересказы и рассказы для самостоятельного чтения, соотносить тексты со знаками.
Например, картина и рассказ
Ткаченко Т. "Мобильный телефон"
Мобильный телефон.
Как-то летом Галя и Лида были в лесу. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа доехал до леса на автомобиле и стал сигналить…. Так Галю и Лиду спас мобильный телефон.
Все мои работы и лучшие работы моих учеников, представлены в сборнике "Читаю и рисую", которым успешно с большим удовольствием пользуются учащиеся и мои коллеги.
Несколько примеров детских работ.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие речи учащихся начальной школы
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Интеграция детей с ОВЗ
Интегрированные формы деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ