Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках"

Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках"
Описание: Материал предназначен для учителей,логопедов для использования на уроках, на внеклассных мероприятия, на классных часах, а также во внеурочной деятельности. Материал можно использовать как индивидуально, так и для фронтальной работы с детьми. А также очень интересен и познавателен данный материал будет для родителей при заучивании стихотворений детьми или при запоминании трудного рассказа,а также при подготовке к изложению.Знаковое письмо помогает на занятиях с детьми со слабой памятью, медленной переключаемостью очень быстро запоминать чистоговорки, стихотворения, песни, пересказать сюжетную картинку по заданному образцу, пересказывать прочитанное. В данном мастер - классе подробно описаны этапы работы используя знаковое письмо. Можно попробовать готовые варианты записи знакового письма, а потом самостоятельно проявить фантазию, сообразительность, воображение.
Цель мастер класса: познакомить учителей, логопедов, воспитателей и родителей с метод знакового письма.
Письменность изначально появилась со знакового письма.Это наскальные рисунки в пещерах, по которым первобытные люди передавали информацию о себе.

Эти рисунки и дали толчок к развитию сообразительности, наблюдательности, воображению, т. е. развитию человека как личности.
На уроке развитие речи мои ученики развивали свою речь используя наглядность. Особенно им понравилось знаковое письмо. Ведь именно оно способствует развитию памяти , красивой, выразительной, связной речи .
При фронтальной работе в классе подбирается произведение под определённую тему: либо лексическую, либо грамматическую и во второй половине урока проводится словарная работа, затем учитель рассказывает (прочитывает) произведение по знаковому письму, указкой соотносятся слова и знаки-картинки. В зависимости от сложности произведения, разбираются закреплённые слова со знаками. Читается 2-3 раза, затем спрашивают детей – какая картинка, какое слово обозначает. Следующий этап – учитель читает, но не все слова, часть слов «подсказывают» дети. Затем хором прочитывается и предлагается детям уже по одному рассказать произведение.
Вот, например, стих "Мама" В. Шуграевой дети разучили прямо на уроке за 15 минут до звонка. Это очень интересно и увлекательно.


Маме
Вера Шуграева

В горшочек посажу росток,
Поставлю на окне.
Скорей, росток,
Раскрой цветок -
Он очень нужен мне.

Промчаться ветры за окном
Со снежною зимой,
Но будет выше
С каждым днем
Расти цветочек мой.

Когда же по календарю
Весны настанет срок,
Восьмого марта
Подарю
Я маме свой цветок!

При работе с сюжетными картинками (пересказе) работа делится на несколько этапов: 1 этап – дети пересказывают с помощью знакового письма, учатся задавать вопросы; 2 этап - через несколько дней дети учатся пересказывать уже без знакового письма – по памяти; и, наконец, 3 этап – можно писать изложение по пересказу сюжетной картинки.
Когда рассказ, пересказ, стихотворение выучены, на его базе полезно поработать над совершенствованием связной речи:
– Учиться задавать вопросы по произведению;
– Подробно описать предметы, объекты, героев, время года ( по сюжетным картинкам);
– Добавить в рассказ предшествующие или последующие события (рассказы и сюжетные картинки);
– Составить аналогичный рассказ со сменой места действия и заменой некоторых предметов;
– Рассказать услышанную историю от первого лица или любого из действующих лиц и т.п.
– И, если, ребёнок владеет грамотой, но читает слабо, можно использовать стихи, пересказы и рассказы для самостоятельного чтения, соотносить тексты со знаками.

Например, картина и рассказ Ткаченко Т. "Мобильный телефон"

Мобильный телефон.
Как-то летом Галя и Лида были в лесу. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа доехал до леса на автомобиле и стал сигналить…. Так Галю и Лиду спас мобильный телефон.


Все мои работы и лучшие работы моих учеников, представлены в сборнике "Читаю и рисую", которым успешно с большим удовольствием пользуются учащиеся и мои коллеги.
Несколько примеров детских работ.



Рекомендуем посмотреть:

Развитие речи учащихся начальной школы Логопедическая работа по развитию памяти школьников Интеграция детей с ОВЗ Интегрированные формы деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Логопедическая работа по развитию памяти школьников | Логопедическая работа по развитию памяти, речи и воображения у детей
Опубликовано: 3382 дня назад (16 января 2015)
Просмотров: 6817
+17
Голосов: 17
Татьяна Ивановна Цыганова # 16 января 2015 в 18:58 +2
Очень интересно, ни когда не думала что так логопеды развивают деток. С детства помню в детской поликлинике висели плакаты: упражнение языком. Я прям сейчас отгадывая- читая по вашей разработке стихи, вспомнила это, т.к. мой язык делал эту зарядку. Очень интересно, необычно. Не видела, чтоб наши учителя применяли такое интересное задание. Спасибо за Ваше творчество.
Наталья Александровна Швецова # 16 января 2015 в 20:16 +1
Спасибо! Рада поделиться своим опытом!
Анастасия Сергеевна Латышева # 16 января 2015 в 19:05 +4
Здравствуйте, вы знаете, я в восторге от вашей работы! Мне стало самой интересно попробовать с помощью знаков что-то прочитать, скажу вам, это не легко, но выполнимо. Я представляю с таким завлекательным материалом детки наверное быстро правильно учатся говорить слова. Спасибо вам за столь познавательную информацию.
Наталья Александровна Швецова # 16 января 2015 в 20:17 +1
Спасибо за положительный отзыв. Рада, что вам нравиться!
Александр Семенович Жбанов # 16 января 2015 в 19:40 +3
Кроме, как Вы говорите, сообразительности, наблюдательности, составление таких ребусов хорошо развивает и изобразительную деятельность детей. "Нарисовать" слово с применением букв и знаков весьма интересно! Можно применить и в веселых конкурсах! Вот если бы Вы еще написали фамилию автора, т.е. свою с именем и отчеством, цель и задачи публикации, то цены бы не было! Голос!+1
Наталья Александровна Швецова # 16 января 2015 в 20:17 +1
Спасибо за положительный отзыв!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 16 января 2015 в 21:21 +2
Солидарна с Александром Семёновичем!
Материал интересен и полезен для пользователей, но требует доработки в оформлении.
С уважением, Т.Н.
Мария Аркадьевна Шишатова # 16 января 2015 в 19:58 +1
Уважаемая Наталья Александровна, очень понравился ваш мастер-класс. Чем то напомнило детство, когда мы в школе придумывали шифры-рисунки и писали друг другу письма, чтобы никто не понял. ваши задания заставляют ребенка подумать, придумать, логически выстроить и нарисовать. А уж как развивает речь и память! Это очень интересно и занимательно. И здесь уже дети, придя домой, могут родителям предложить интересную игру вместо телевизора. Здорово! Мой голос вам!
Наталья Александровна Швецова # 16 января 2015 в 20:19 0
Спасибо за положительный отзыв!У меня целая книга наработок ... порадую ещё. Можно скопировать и пользоваться готовым материалом.
Валентина Николаевна Лизина # 16 января 2015 в 21:06 0
Потрясающе!!Даже не думала. что так логопеды с детками разговаривают.Такое придумать.... Использовать не могу в работе, но Вам за такой труд мой голос!
Елена Алексеевна Новикова # 17 января 2015 в 00:49 0
Необычно и довольно-таки интересно. Каких только методов работы с детьми не существует...
Тюрина Вероника # 17 января 2015 в 02:18 0
Наталья Александровна, спасибо за МК! Взяла себе на заметку, очень для меня интересный материал.+1
Кирьянова Светлана Игоревна # 17 января 2015 в 07:25 0
Очень интересное и полезное занятие!Упражнения направляют ребёнка на активную деятельность, а не навязанное решение педагогом! Большое спасибо! Обязательно возьму себе на заметку!
Елена Юрьевна Деришева # 17 января 2015 в 13:19 0
Интересное занятие! Голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 17 января 2015 в 18:31 0
Наталья Александровна! Очень интересная методика развития речи детей. На самом деле, иногда детям трудно составить рассказ без каких-то опорных знаков. А если это рисунок, который он сам составил, конечно, упрощает процесс рассказывания, составления предложений и т.д. По фотографиям работ детей вполне понятно, что и за чем надо говорить, в какой последовательности. Данный материал будет интересен многим педагогам. Я тоже возьму в закладки. Спасибо, удачи Вам.Голос.
Зоя..
Гульнара Филоретовна Минегалиева # 17 января 2015 в 20:12 0
Тем моего самообразования:"Развитие связной речи". Ваш материал будет полезен в моей работе.
Светлана Александровна Колесникова # 18 января 2015 в 08:13 0
Наталья Александровна! Какой замечательный, и нужный материал вы представили! Просто бесценный! Очень интересно, необычная методика. В детстве, когда по истории мы проходили древний Египет, наскальные рисунки, знаковое письмо это было так интересно.Я придумала алфавит из египетских знаков, мы в классе переписывались зашифрованными письмами.Чудесное время! Простите за ностальгию! Я веду к тому что детям будет безумно интересно познакомиться со знаковыми текстами. Это развивает мышление, фантазию и запомнится на всю жизнь. Спасибо вам за такой интересный материал! Жаль только не доработан в оформлении.
Татьяна Вячеславовна Ивличева # 18 января 2015 в 21:25 0
Наталья Александровна, вы представили очень интересную методику. Действительно, такие рисунки помогают лучшему усвоению и запоминанию текстов. Я уверена, что детям очень нравятся такие уроки, ведь они не стандартные и увлекательные. Корме этого у обучающихся развиваются творческое, аналитическое, наглядно-образное мышление. Такие упражнения помогают развитию связной речи!
Эльвира Серенкова # 19 января 2015 в 16:13 0
Наталья Александровна! Спасибо за приглашение познакомиться с Вашей работой! В психологии, педагогике есть множество примеров использования техники рисования для развития мыслительной деятельности, логики, воображения, фантазии, умения выразить себя с помощью изодеятельности, и хорошо, что логопеды также используют методику у себя в работе. Конечно, она не такая простая и детей надо этому учить, готовить, но результат такой деятельности очень прогрессивный. Правда, я согласна, что слишком много погрешностей при оформлении работы! Обратите на это внимание в будущих работах- не забывайте указать фамилию, имя ,отчество, место работы, должность, место проживания, цель, задачи. Сам Ваш опыт , бесспорно, ценен и очень полезен для многих педагогов, воспитателей, родителей, поэтому я отдаю Вам свой голос+1!
Елена Викторовна Ломоносова # 21 января 2015 в 10:21 0
Наталья Александровна!Очень интересно, а главное в каждом занятие новизна.Хорошо развивает воображение и память.Использовала похожие занятия со своими детьми, спасибо , что напомнили!
Наталья Владимировна Митрофанова # 23 января 2015 в 14:18 0
сама работа детей очень хорошая,ярко,и всё понятно,молодцы!голос+1
Светлана Викторовна Иевлева # 23 января 2015 в 18:45 0
Отличный материал. Он действительно помогает улучшить заучивание стихов и текстов. Нас на учебе призывали всегда опираться на наглядность, на схемы, потому что детям с речевыми нарушениями сложно задержать в памяти большой объем знаний. Спасибо за бесценный опыт.
Наталья Александровна Швецова # 24 января 2015 в 08:00 0
Всем большое спасибо за положительные отзывы!
Инна Александровна Миловидова # 24 января 2015 в 19:15 0
Наталья Александровна. Ваша методическая разработка интересна.Примите голос.
Валентина Александровна # 22 февраля 2015 в 17:18 0
Очень интересный материал!Жаль, что с моими двухлетками его на практике не применить!
Елена Алексеевна Новикова # 8 марта 2015 в 04:03 0
Ваш материал показался интересным. Вы проделали большую работу по изготовлению наглядных пособий. Картинки лаконичны, четкие, понятные. Хотя лично мне с лету было трудно расшифровать некоторые записи.