Логопедическая работа по развитию памяти, речи и воображения у детей дошкольного возраста
Автор: Швецова Наталья Александровна, дефектолог МАОУ "СОШ № 30" г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Описание: учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремлюсь к тому, чтобы занятия по развитию памяти носили учебно-игровой характер. Данный практический материал будет полезен логопедам, воспитателям, учителям, родителям.
Цель: демонстрация опыта учителя-логопеда,дефектолога по развитию памяти, речи и творческих способностей у дошкольников.
Задачи: вовлекать воспитанников в творческую деятельность, развивать память, речь, восприятие, воображение; формировать у детей интерес к разучиваниям стихотворений с помощью знакового письма.
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Конечно,можно и в моей работе рассматривается метод, который способствует развитию памяти.
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
Вообще развитие памяти детей необходимо начинать как можно раньше и продолжать постоянно. Это необходимо делать как родителям, так и учителям. Обычно лишь подросток может использовать мыслительные действия для запоминания чего либо (например, поставить крестик на руке, чтобы не забыть о встрече). Однако доказано, что уже дошкольники могут эффективно использовать некоторые из этих мыслительных действий для запоминания. Развитие речи дошкольника во многом завит от развития его памяти.
Существует огромное количество игр, игровых упражнений для развития памяти, мною предлагается метод развития памяти, соответственно развитие речи-
метод знаковое письмо.
Каждое слово – это какой то знак. Знак, который мы придумываем сами. И после того, как мы записали стихотворение знаками, у детей очень быстро запоминается материал.
Несколько вариантов работы со знаковым письмом:
1. Можно вместе с ребёнком записать знаками стихотворение, которое ему очень трудно выучить. И тогда показывая на каждый знак, ребенок будет вспоминать и называть, то, что он нарисовал под этим знаком. И после нескольких повторов, ребенок уже самостоятельно (возможно наизусть) расскажет заучиваемый стих.
2. Можно ребенку предоставить уже готовый материал, то есть стихотворение, которое уже записано знаковым письмом.
Например, стихотворения:
Л. Климанов «Щегол»
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится кошки.
А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
А. Барто «У Танюши дел не мало»
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел.
Утром брату помогала -
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила.
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу.
Я вам завтра помогу.
Рекомендуем посмотреть:
Как запомнить материал
Дидактическая игра по развитию речи для детей 5-6 лет
Материал для родителей по закреплению знаний детей по лексической теме «Овощи
Многофункциональное логопедическое пособие для развития речи у детей
Похожие статьи:
Развитие памяти у детей 6 лет
Способы совершенствования памяти у старших дошкольников