Урок технологии во 2 классе "Лодка с парусом"
Автор: Балашова Маргарита Валентиновна
Место работы: МБОУ лицей № 4 города Данкова Липецкой области
Должность: учитель начальных классовУрок технологии во 2 классе на тему: Техническое моделирование. Плавающие модели. Лодка с парусом.
Тема урока:
Техническое моделирование . Плавающие модели. Лодка с парусом.
Цели урока: конструировать плавающую модель лодки с парусом; способствовать расширению политехнических знаний и умений, формированию конструкторских способностей, совершенствованию общетрудовых умений; развивать творчество, изобретательность; воспитывать уважение к профессиям морского флота, товарищеские взаимоотношения в труде.
Оборудование: образец изделия, чертежи, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II.Формулировка темы урока и его целей.
1. Отгадать ,что это.
Ходит по небу рука,
Задевает облака,
А под нею гам и гром-
Вырастает новый дом.
( Строительный кран)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот.
( Экскаватор)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомашина)
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили.
(Лодка)
2. Как назвать одним словом?
Что лишнее? Почему?
Как вы думаете, какая тема урока?
III. Работа по теме урока.
1.Рассказ учителя «От плота до атомохода».
Каждый из вас видел плывущие по реке доски, бревна. Когда-то древний наш предок обратил внимание на сорвавшееся в воду и плывущее дерево, бревно. Может быть кто-то спасся , ухватившись в воде за кусок бревна. Бревно стало средством переправы.
А потом придумали : привязали к бревну еще бревно . А к тому бревну еще бревно… Получился плот. Устойчивый, только тяжелый. Стали длинным шестом от дна отталкиваться. На плотах можно было совершать дальние путешествия.
Затем догадались люди выдолбить середину бревна. Получилась первая лодка – долбленка.(челнок) И оказалось, что двигать лодку тоже очень удобно шестом. А потом заметили: широким веслом можно и просто от воды оттолкнуться.
Постепенно эти плавающие средства совершенствовались. Лодки и челноки увеличивались в размерах. Их стали делать из отдельных элементов, появились надстройки, шест заменили веслами. Появились различные гребные сооружения (галеры) , потом галеры с парусом. Тяжелым был труд гребцов. В этой работе использовали рабов. Древнегреческие суда имели даже несколько рядов весел и насчитывали до 90 гребцов, а размеры судов достигали 25 метров в длину и 4 метров в ширину.
Десятилетиями совершенствовалось мореходство. В средние века появились парусные корабли. Варяги, так называли на Руси жителей Скандинавии , строили драккары и ладьи с высоко поднятой носовой частью, на которой устанавливали головы драконов ( поэтому и название драккар).Суда достигали размеров до 30 метров в длину и 5 метров в ширину и имели четырехугольный парус.
В 16-17 веках строятся различные типы судов: каравеллы, нефы, каракки, галионы, фрегаты. В 18 веке – шлюпки, бриги, клипера В 1803 году построили первый корабль с паровым двигателем.( с высокой трубой, колесами по бортам, а внутри- паровая машина и котел) К середине 19 века гребные колеса заменили винтами. Лет через семьдесят после этого убрали с корабля паровую машину с котлом. Появился теплоход.
Теперь большинство кораблей теплоходы, электроходы. И ,наконец, появились советские атомоходы «Ленин», «Сибирь», «Арктика».
Построив теплоходы и катера, люди и по сей день используют лодки. Простейшие лодки служат для переправы на реках и озерах, они незаменимы для охотников и рыболовов. Это эскимосские каяки и сибирские илимки (из бересты).Норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал и наш соотечественник, телеведущий Юрий Сенкевич на изготовленных по образцу древних инков лодках и плотах длительное время путешествовали по океану.
Во многих слаборазвитых странах плавающие сооружения просто незаменимы в хозяйстве и быту- восточные гуффа, сплетенные из ветвей, джонки, распространенные от советского Приморья до Вьетнама, египетские фелуки , итальянские гондолы, индийские пироги.
Широко распространены спортивные лодки –каноэ, байдарки и резиновые лодки.
Вот и мы сегодня на уроке изготовим плавающую модель лодки с парусом (показываю образец), закрепим способ разметки деталей с помощью операции сгибания.
2.Подготовка рабочего места.
Какие инструменты и материалы нужны для изготовления лодки с парусом?
Как расположим инструменты и материалы на рабочем месте?
Какое правило использовали, раскладывая материалы и инструменты?
Как нужно обращаться с ножницами?
3.Планирование предстоящих трудовых действий.
А.) Изучение изделия по образцу.
Из каких деталей состоит изделие? ( корпус лодки, мачта, парус, флажок)
Б.) Показ частей на модели корабля.
Как и каждый корабль лодка имеет: днище –дно лодки,
корму –заднюю оконечность корпуса судна, лодки;
носовую часть – переднюю оконечность корпуса судна, лодки;
мачту –вертикальный ствол дерева, установленный в плоскости судна , основа для постановки парусов; парус – большой кусок толстой ткани на мачте, надуваемый ветром и приводящий в движение судно.
в.) Изучение изделия по чертежу.
Какую форму имеет корпус лодки?
Какой общий размер корпуса лодки?
Из чего изготовлен корпус лодки?
Что обозначает такая штриховка?
Как соединены корма и носовая часть лодки?
Какую форму имеет мачта?
Какой общий размер мачты?
Из чего изготовлена мачта?
Как присоединена мачта к корпусу лодки?
Что обозначает данная жирная линия?
Какую форму имеет парус?
Каков его общий размер ?
Как парус надевают на мачту?
Из какого материала изготовлен парус?
Г.) Определение порядка изготовления изделия. Составление плана работы.
Что сделаем в первую очередь?
1. Изготовить корпус лодки по чертежу.
2. Разметить и заготовить детали для мачты.
3. Склеить мачту.
4. Разметить и заготовить парус.
5. Заготовить флажок.
6. Закрепить мачту к днищу, надеть парус, приклеить флажок.
Д.) Исполнительская деятельность.
1. Разметка деталей изделия.
2. Изготовление деталей.
3. Сборка изделия.
4. Отделка изделия.
5. Контроль и испытания.
Плавает ли в ванночке.
е.) Беседа «Хочу быть моряком»
Суда и корабли обслуживают люди разных профессий. Какие вы знаете профессии морские?
Капитан – командир судна и корабля. Чтобы стать капитаном , надо очень много знать и уметь, быть смелым , решительным и полюбить морскую службу на всю жизнь.
Боцман – хозяин верхней палубы. Он отвечает за исправность шлюпок, руководит погрузкой, следит за чистотой и порядком на корабле, обучает команду морскому делу.
Штурман – специалист по ведению корабля. Чтобы стать штурманом, надо отлично знать географию, математику и астрономию – науку о звездах и планетах.
Сигнальщик – ведет наблюдение за морем и воздухом. Умеет быстро читать и передавать сигналы семафорными флажками.
Рулевой – моряк, который управляет рулем, ведет корабль по заданному курсу.
Матрос – моряк, рядовой Военно – Морского Флота.
Кок – корабельный повар.
Ж) Рекомендация книг
IV. Оценка изделий
V. Итог урока
Чему учились на уроке?
Что узнали нового?
Приложения:
1.
2.
Литература:
1. Беслик А.А. «Военные корабли» М 1985
2. Майорова И.Г «Дидактический материал по трудовому обучению» М.1998г
3. Николаенко Н.И. «Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах» М 2005 г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока труда для 2 класса. Весенние цветы
Конспект урока технологии 2 класс
Урок технологии во 2 классе. Конспект. Изготовление игрушки из картона
Урок технологии, 2 класс. Как прекрасен этот мир