Духовно-нравственное воспитание в детском саду. Статья.
«Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные отличия сохраняются
и в ХХI веке, если будем озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»
Д. Лихачев
Автор: Зайцева Мария Александровна
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 г. Ржев Тверской области
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Описание материала. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды деятельности. Данный опыт работы будет полезен воспитателям старшей возрастной группы.
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств.
Задачи:
• познакомить детей с праздником «Троица», с символом этого праздника - берёзой;
• поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, обрядов и обычаев, связанных с этим праздником;
• углублять представления о потешках и закличках;
• воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;
• воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».
Педагоги нашего детского сада ведут активную работу по духовно-нравственному воспитанию. Проводят семинары, консультации и анкетирование для родителей. По оценкам специалистов, родители воспитанников положительно настроены на работу в этом направлении. Наш детский сад тесно работает с Воскресной школой. Педагоги этой школы проводят занятия по духовно-нравственному воспитанию.
Совсем недавно прошел праздник посвященный Дню святой троицы.
Распустила косы
Русская береза.
Пляшет, улыбается
Всем детишкам нравится.
Веточки спустила
Свои косы нарядила.
Ребят старшей группы познакомили с историей этого праздника, его традициями.
В русской народной традиции праздник Троицы связывали с проводами весны и встречей лета. В народе праздник Троицы назывался "зелеными святками". Эти древние праздники были связаны с поклонением священному дереву - березе и жертвоприношением у воды. Отголоски этих обрядов сохранились в обычае украшать березу лентами и венками.
В день Святой Троицы повсеместно украшают храмы и дома ветвями березы, весь пол в храмах усыпают травой, а прихожане стоят на службе с букетами луговых цветов.
Педагоги предложили воспитанникам подумать над значением слова «Троица», о том, где оно еще встречается (Троица – это и православный праздник, три лика; а слово «три» встречается в сказках).
Так же прошло фольклорное развлечение, посвященное этому светлому празднику. Вместе с героями сказок дети водили хоровод вокруг березки, играли в игры.
Воспитанники старшей группы рассказали гостям об этом празднике. А еще они уз затем развлечение продолжилось на улице, где ребята украсили березку лентами.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится,
И гнется, и не ломится.
А. Прокофьев
Этот праздник отозвался в душах и родителей воспитанников. Многие посетили в праздник церкви, украсили дом березовыми веточками, вместе с детьми украсили березки в парке.
Рекомендуем посмотреть:
Стихи для детей по нравственному воспитанию
Конспект интегрированного занятия по сказке Морозко в средней группе детского сада
Влияние родителей на формирование нравственных качеств дошкольника
О празднике Троица детям
Похожие статьи:
Троица в детском саду. Сценарий для детей старшей группы