Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игра о птицах для школьников 7-9 класса

Игра для школьников: Законы физики в жизни птиц

Автор: Головина Татьяна, 17 лет. Ученица Коммунального государственного учреждения «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.
Педагог: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.

Описание: разработка интегрированной игры предназначена для учителей физики и биологии. Содержит задания разной формы, предусматривающие проверку знаний в игровой форме по разделам механика, термодинамика, акустика, электродинамика.
Назначение: Данная интегрированная игра может использоваться для учащихся 7-9 классов при проведении недели ЕМЦ. Вопросы конкурсов можно использовать на уроках физики при изучении соответствующих разделов.
Цель: объяснение жизнедеятельности птиц с помощью физических законов.
Задачи:
расширять и углублять теоретические знания по физике и биологии,
формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем,
развивать умения и навыки самостоятельной работы,
прививать бережное и осмысленное отношение к природе.
Оборудование: секундомер или песочные часы, гонг, бейджики, видеосюжеты: «Почему птиц не бьет током на проводах», «СТРИЖИ...ПЕРЕД ГРОЗОЙ», аудиозапись пения птиц, конверты с заданиями к конкурсам «Поговорки о птицах»,«Особенности плавания птиц», «Задачи», презентация «Законы физики в жизни птиц», протоколы.
Ход мероприятия
Вступительное слово сопровождается аудио или видеозаписью пения птиц:



Мир природы удивителен и разнообразен. Для верного понимания процессов, происходящих в нем, нужно комплексное восприятие и умение находить общие, универсальные законы. Такой подход позволит нам учится у природы и успешно решать различные технические проблемы, с которыми человек сталкивается в процессе жизни.
Многие ученые исследовали особенности организации живой природы и сделали значительные открытия на основе анализа своих наблюдений. Мы тоже попытаемся сделать свои открытия, которые покажут - как особенности жизнедеятельности птиц можно объяснить законами механики, термодинамики, оптики, акустики, электродинамики.
Соревнуются сегодня 2 команды по 8 человек в каждой. Оценивает вас жюри из совета старшеклассников.

Конкурс 1 «Поговорки о птицах»
задание выдается в конверте: Соотнести поговорки о птицах с соответствующим разделом физики
1) Ему и беда, что с гуся вода
2) Видно птицу по полету.
3) Всякая птица по-своему поет.
4) Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
5) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
6) Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.
7) Всякая птица тепла ищет
8) Красна птица пением, а человек - умением
ответы:
1, 6 механика
2, 4 аэродинамика
3, 5, 8 - акустика
7 термодинамика

За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл, максимум - 8 баллов. И один дополнительный балл присуждается за скорость выполнения задания.

Конкурс 2 «Особенности плавания птиц»

задание выдается в конверте: вставить пропущенные слова в тексте
Водоплавающие птицы имеют на лапах ____________, которые могут распрямлять или складывать.
При движении ___________ птица прикладывает мышечные усилия так , чтобы сдвигать пальцы, для уменьшения _______________ воды. При движении назад или смене направления, водоплавающие распрямляют перепонку, действуя лапами, как веслами.

Птицы мало погружаются в воду и это объясняет закон ____________. Выталкивающее действие жидкости зависит от объема тела – чем ______________ объем тела, тем _______________ выталкивающая сила.

Слой перьев и пуха у водоплавающих птиц большой, кроме того в нем содержится много _____________, который создает вокруг тела птицы своеобразную «воздушную подушку» при _____________. Так объем птицы за счет пуха и перьев __________________ при неизменной массе, что _______________ ее среднюю плотность. А значит повышает плавательные _______________. Важно еще и то, что природа предусмотрела чтобы пух не намокал и не терял окружающий его ______________. Особые железы выделяют жир, которым птица смазывает перья. Жир и вода не взаимодействуют, перья не ______________, поэтому птица выходит из воды сухой.

А вот ходьба у водоплавающих птиц не так совершенна. При значительной массе тела, лапки у птиц короткие и расставлены широко для сохранения ______________. Чтобы перемещаться по твердой почве птицам приходиться __________________ с ноги на ногу, чтобы центр тяжести проецировался на точку опоры, то есть лапку, стоящую на земле.

(пропущенные слова:
перепонки, вперед, сопротивления, Архимеда, больше, больше, воздуха, плавании, увеличивается, уменьшает, способности, воздух, смачиваются, равновесия, переваливаться).

За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл, максимум 15 баллов. И один дополнительный балл присуждается за скорость выполнения задания.

Конкурс 3 «Теплообмен в жизни птиц»

задание демонстрируется на экране с помощью проектора: дать полный ответ на один вопрос

1 Почему водоплавающие птицы могут много времени зимой проводить в воде и не мерзнут?

( Пух и воздух, окружающий тело птицы, обладает меньшей теплопроводностью, чем вода. Вода долго нагревается и долго остывает, поэтому в воде в зимние дни теплее чем на земле.)

2. Для чего лесные птицы (тетерев, рябчик) в холода ночуют, зарываясь в снег?

( Снег, за счет большого количества воздуха между снежинками, который обладает низкой теплопроводностью, позволяет беречь тепло, вырабатываемое телом птицы. )

3. Зачем птицы нахохливаются во время мороза?

(Нахохлившись, птица расставляет перья так, что увеличивает между ними слой воздуха с хорошими теплоизоляционными свойствами.)

4. Есть примета, что в мороз зимой птицы не летают, как ее объяснить?

(Чтобы уменьшить теплопотери, птицы стараются не летать, так как при полете оперение теряет нагретый воздух.)

За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл, максимум 2 балла.

Конкурс 4 «Строение глаза птицы»

Природа снабдила птиц очень острым зрениями. Они «чемпионы» в этом смысле среди животных. Расположение глаз и их величина позволяет птицам очень точно оценивать расстояние, что существенно в условиях сосуществования с другими видами.

Задание выдается в конверте: подписать рисунок, используя выделенные слова в тексте (всего четыре слова)

Острое зрение птицам обеспечивает особая цилиарное мышца, изменяющая форму хрусталика (фокусирующий аппарат) быстрее и сильнее чем у других млекопитающих.
У хищных птиц строение глаза сопоставимо с «телескопом», имеет удлиненную форму при этом хрусталик способен становиться плоским для попадания далеких изображений на сетчатку глаза. Плотность зрительных рецепторов у птиц очень высокая, а у ночных птиц и морских птиц преобладают рецепторы позволяющие им видеть при слабом свете или в условиях тумана.

За правильный ответ команда может получить до 4 баллов. И один дополнительный балл присуждается за скорость выполнения задания.

Конкурс 5 «Акустические особенности»

Задание сопровождается звуковым файлом с записью голосов птиц,
вопросы демонстрируется на экране: необходимо отметить верные и неверные утверждения после обсуждения в команде на листе ответов.




1. Разнообразные звуки, издаваемые птицами, образуются за счет воздуха выдыхаемого из легких.

2. Отличительной особенностью от других млекопитающих и человека является наличие у птиц двух гортаней: верхний и нижний.

3. Основная роль в образовании звуков принадлежит верхней гортани и трахеи в качестве резонатора.

4. Гортань птицы снабжена не одном, как у человека, вибратором (источником звука), а двумя или четырьмя.

5. Двигая мышцами, птица может изменять форму гортани и трахеи, издавая звуки различного тона и частоты. От низких басов (15 Герц) до высочайших свистов(1600Герц).

6. Для издания звуков птицы могут использовать части тела как «музыкальные инструменты» . Например клюв, крылья, хвост.

7. Шум крыльев чаще всего является сигналом об опасности. Одно из перьев ( восьмое маховое) , при взлете создает звук высокой частоты с помощью воздуха, который с него срывается. Этот звук предупреждает остальных птиц об угрозе.

8. Если птицы поют ночью, это знак хорошей погоды на следующий день.

верные утверждения: 1,2, 4, 6, 7.
неверные утверждения: 3, 5, 8


За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл, максимум 8 баллов.


Конкурс 6 «Электричество в жизни птиц»

задание: просмотрев видео, ответить на вопрос.

1. Городские птицы не бояться электричества в высоковольтных проводах. Они часто усаживаются на линии электропередач, по которым идет ток . Сопротивление тела птицы очень велико, длина проводника между лапками маленькая, поэтому величина силы тока мала и безвредна для птиц.



вопрос: как называют данный тип соединения птицы к электрической цепи?

2. Перед грозой мелкие птицы начинают тревожно кричать, перелетать, суетиться.



вопрос: какой вид электричества беспокоит птиц?
Ответы:
1. Параллельное
2. Статическое

За правильный ответ команда может получить 1 балл.

Конкурс 7 «Задачи»
Задание выдается в конверте

1. Скорость скворца 20 м/с. Можно ли догнать скворца на автомобиле, имеющем среднюю скорость 60км/ч?
(нет)
2. За 20 минут воробей делает 15600 взмахов крыльями. Определите частоту взмахов.
(13)
3. На каком расстоянии от клетки павлина в зоопарке находится скала, если эхо от павлиньих криков слышно через 1,2 с. (скорость звука 340м/с)
(204 м)
4. Задача-шутка : Летела стая, совсем небольшая, сколько птиц и каких было в стае?
(семь сов)

каждая задача оценивается в 1 балл. За правильные ответы на все задачи команда может получить до 4 баллов.

Конкурс 8 «Летательные аппараты»


Полет птиц вдохновлял изобретателей на создание летательных аппаратов.
Наиболее известные полеты описывали поэты и историки.

Задание демонстрируется на экране: тест.

Первыми начинают отвечать те, кто верно и быстрее решил задачи. Если ответ на тестовый вопрос был верным, то продолжает отвечать та же команда. В случае ошибки отвечает команда соперников. Время на обсуждение вопроса - 1 минута.

1. В древнегреческом мифе о Дедале рассказывается о…
A) создании крыльев для человека
B) похищении дочери Хроноса
C) войне между Спартой и Итакой

2. Первым известным теоретиком аэродинамического управления считают…
A) Ньютона
B) Леонардо да Винчи
C) Галилея

3. Прототип какого летательного аппарата изображен на рисунке

A) самолета
B) планера
C) вертолета

4. Устройство, изображенное на рисунке, позаимствовано инженерами у птиц, служит для улучшения несущей способности, набора высоты, снижения и посадки.

A) закрылки
B) винт
C) шасси

5. Для взлета летательному аппарату требуется…

A) пониженное давление
B) статическая электризация
C) подъемная сила

6. Кто сконструировал и опробовал первый парашют?

A) Леонардо да Винчи
B) Луи Себастьян Ленорман
C) Глеб Евгеньевич Котельников

7. Для чего нужны пропеллеры самолетам?


A) обеспечивают подъем и руление
B) является несущим винтом, который создает тягу
C) для снижения обтекаемости аппарата

верные ответы: 1А, 2В, 3С, 4А, 5С, 6В, 7В

За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл.

Подсчет баллов. Чтобы зрители не скучали с ними проводится игра по разгадыванию ребусов.






ответы:
1. Маховые крылья птиц при взлете закручиваются в … пропеллеры
2. Совпадение взмахов крыльев в птичьей стае называют… резонанс
3. Каким физическим явлением пользуются птицы для облегчения взлета от нагретой поверхности земли?
Конвекция
4. Полет птиц без взмахов крыльев называют … парящим
5. Повторяющиеся взмахи крыльев птиц являются примером вынужденных ... колебаний
Объявление и награждение победителей.
Презентация на тему: Игра «Законы физики в жизни птиц»

Похожие записи:

Экологический проект в средней группе. Зимующие птицы Кроссворд с ответами для школьников 4-5 класса на тему: Птицы Рассказ для детей о птицах – амадинах Кроссворд для начальных классов с ответами. Птицы
Участник №20 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2018 года
Физические особенности полета птиц | Развитие субъект-субъектных отношений на уроках физики
Опубликовано: 2280 дней назад (25 сентября 2018)
Просмотров: 3206
+6
Голосов: 6
Ирина Вячеславовна Грачева # 27 сентября 2018 в 23:03 +2
Уважаемая Мария Анатольевна! С удовольствием голосую за работу Вашей ученицы. Игровая форма как подачи, так и проверки усвоения учебного материала всегда вызывает интерес у учеников. Сама идея использовать подход, объединяющий физику и биологию на примере знакомых детям живых "объектов" - птиц, очень хороша, т.к. позволяет "приблизить" научные знания к собственному жизненному опыту учащихся, позволяет воспринимать естественные науки не как существующие без всякой взаимосвязи школьные "предметы", а как грани единой картины окружающего мира.
Задания разнообразны, есть и достаточно сложные, и простые, что позволит проявить себя ученикам разной степени подготовки, при этом все задания интересны для выполнения и познавательны: узнала кое-что новое для себя по предлагаемой теме. Очень понравилось задание с пословицами. Тексты с пропусками сама использую часто, замечаю, что дети с удовольствием выполняют такие задания. Остальные задания также очень интересны, все они прекрасно проиллюстрированы. Видно, что в работу вложено много труда, и труд этот не пропал даром. Желаю успеха!
Ирина Валентиновна Бурматова # 26 октября 2018 в 21:22 +2
Добрый вечер, Мария Анатольевна! Примите от всей души голос! Замечательная работа, молодец Татьяна!!! Спасибо большое Вам и Вашей ученице! Дальнейших творческих успехов Вам!!!
Чабачакова Валентина Андреевна # 31 октября 2018 в 06:27 +2
Уважаемая Мария Анатольевна! Очень трудоемкая, замечательная работа. Много интересного узнали о птицах. научная работа. Молодцы.
Каблучкова Василиса # 1 ноября 2018 в 11:59 +1
Здравствуйте Мария Анатольевна! Работа вашей ученицы предусматривает интеграцию предметов физика и биология, что сегодня очень приветствуется. Работа хорошо оформлена и написана грамотным научным языком.
Конкурсы разнообразные: на внимательное чтение, вставить пропущенные слова, анализ поговорок о птицах, на решение задач по физике, хотя в содержании этих задач указываются особенности птиц. Можно посмотреть видео файлы и получить удовольствие от птичьих трелей. Последний конкурс о средствах полета опирается на знание особенностей полета птиц. Ребусы можно использовать на уроках, а также при проведении внеурочных мероприятий.
Интересная работа, голосую за вас!
Оксана Анатольевна Данильченко # 4 ноября 2018 в 11:10 +2
ГОЛОС! Замечательная публикация! Такое разнообразие материала, интересные задания, конкурсы, видеоматериалы! ГОЛОС! ПОБЕДЫ В КОНКУРСЕ!!!! УДАЧИ в ТВОРЧЕСТВЕ!