Эссе учителя физики «Я — современный учитель»
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.
Описание: Разработка предназначена для учителей физики и ЕМЦ. Одной из самых важных способностей личности к самореализации является деятельность. Предлагаю для обсуждения мой опыт развития субъект-субъектных отношений педагога и учащихся 7-11 классов.
Назначение: обмен опытом преподавания по предмету физика в соответствии с требованием времени.
Цель: рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Задачи:
-совершенствовать умение работать с информацией,
-совершенствовать умения выполнять мыслительные операции (сравнивать, анализировать, структурировать, синтезировать),
-дальнейшее саморазвитие.
Современный мир меняется очень быстро. И как здесь не вспомнить фразу из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла:
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Меняется понимание роли педагога. И чтобы не остановится, нужно непрерывно совершенствоваться в работе, образовании, стремлении быть здоровым и успешным, умении налаживать социальные связи.
Система ценностей, социальное поведение во многом формируются у человека в период взросления. По-этому очень важным я считаю умение находить взаимопонимание и общие цели с подростками.
Необходимо понимать особенности психологии молодого поколения, которое называют «цифровые люди». Глобальная информатизация и возможность быстрого обмена любой информацией в internet приводят подростков к уверенности, что они не нуждаются в педагоге (в классическом представлении). Моя роль разубедить таких подростков, предлагая им не только предметные знания по физике, но учить детей справляться с обилием доступной и не всегда достоверной информации. А также к обилию вариантов (как не грустно) готовых решений.
Я стремлюсь развивать критичность, склонность к анализу и поддерживаю самостоятельные высказывания, умозаключения и способы решения учебных задач. Чтобы развивать мыслительные способности, мало знать, где находится информация (а поисковым умениям наших учеников можно позавидовать), нужно уметь ее осознать, запомнить и применить.
А запоминать современные ученики будут только то, что им интересно.
Чтобы заинтересовать учеников, необходима мотивация, причем не в виде бальной оценки, а осознанной практической ценности знаний. Нужно наполнить знания личностным смыслом, для этого ученик обсуждает с учителем и одноклассниками то, где он будет применять полученные знания.
Я создаю на уроке ситуации, в которых ученику необходимо принимать самостоятельные решения, ставить цели, обсуждать и планировать работу.
Ученику должно быть интересно и комфортно. Особенность современных подростков в слабой концентрации внимания. Зная это, я планирую на каждом уроке смену видов деятельности через каждые 15 минут (иногда чаще).
Текстовые материалы, предлагаемые к изучению, тщательно отбираю и часто готовлю сама. Школьники привыкли получать информацию в internet быстро, и важно давать материал хорошо структурированным, с ключевыми моментами, выделенными визуально. Использую символы, знаки, схемы и т. д.
Положительный эффект имеет включение видеороликов, видеоинструкций, ведь это привычная информационная среда подростков. Особенно полюбились ученикам образовательные сайты, на которые я даю ссылки.
Выдавая домашнее задание, которое носит рекомендательный характер, я поощряю школьников к созданию презентаций и докладов с включением фото и видеоряда. Небольшие самостоятельные исследования вызывают интерес к предмету физика и создают для ученика ситуацию успеха. Некоторые работы в дальнейшем перерастают в научные исследования школьников.
Ученики всегда интересуются, верно ли их мнение, не делают ли они ошибок? Поэтому я стараюсь как можно быстрее проверить выполненные на уроке и дома задания. Большую помощь здесь оказывают разработанные критерии оценки и дескрипторы. Они позволяют ученикам проверить свою работу самостоятельно. Если оценку дает учитель, то очень важен позитивный тон. Всегда можно найти, за что похвалить ученика, даже если он не пришел к верному выводу или ответу. Оценка должна стимулировать и предполагать дальнейшее углубленное изучение темы урока. Подводя итоги работы на уроке, я стараюсь привлечь учеников к саморефлексии и ненавязчиво поставить задачи для следующего этапа обучения.
Урок я считаю удавшимся, если ученики почувствовали потребность в приобретении нового знания, к освоении новой информации.
Радует, когда ребята стремятся мне что-то рассказать, поделиться чем-то интересным, тем, что у них получается, что их озадачило или тревожит. Хороший урок пролетает незаметно, после звонка ученики удивляются: «Уже всё?» Таких уроков в моей практике становится всё больше. Новые стандарты образования дали мне возможность применять нестандартные формы организации деятельности на уроке. Ученик пробует себя в роли учителя, спикера, аналитика, организатора, оформителя и так далее. Учеба становится увлекательным, желанным занятием.
Наши ученики – люди будущего. И я очень хочу их понять, хочу удивляться вместе с ними всему новому и помочь им создать мир, которого мы все достойны, пусть он будет лучше, красивее и счастливее чем сейчас.
Рекомендуем посмотреть:
Образ идеального учителя
Эссе педагога дополнительного образования
Эссе учителя математики
Платное образование
Похожие статьи:
О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей
Роль учителя в современном обществе