Организация активной познавательной деятельности учащихся по предмету физика
Опыт работы учителя физики. Организация активной познавательной деятельности учащихся по предмету физика
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, учитель физики Коммунального государственного учреждения«Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.
Описание: В соответствии с рекомендациями по обновлению содержания учебного процесса на уроках физики я организую учебный процесс так, чтобы ученики могли показывать свои знания по теме, выдвигать гипотезы, выполнять исследования, работать в группах над решением проблемных задач.
Какие они - современные ученики?
Многие предпочитают рассказ учителя или просмотр видео фрагмента диалогу или самостоятельному поиску информации. Более половины не хотят никаких изменений в организации урока и предпочитают, чтобы их знания оценивал учитель. Такое отношение показывает пассивную позицию, не дает ученикам формировать собственную субъектность и развивать личностные качества, необходимые для полноценной жизни в современном обществе. Решению этой проблемы посвящается данная разработка. Назначение: обмен опытом преподавания по предмету физика.
Цель: создание условий для активной познавательной деятельности школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету физика. Задачи:
формировать активную жизненную позицию,
научить находить межпредметные связи физики с биологией, химией, географией, геометрией, литературой, физкультурой и т.д.
развивать навыки работы с информацией,
совершенствовать умения выполнять мыслительные операции (сравнивать, анализировать, структурировать, синтезировать),
развивать коммуникативные умения.
Ожидаемые результаты:
Развитие интеллектуальных навыков: устойчивость внимания, активность, потребность и способность к учебной деятельности, осознание практической пользы знаний по предмету, самостоятельность мышления.
Развитие лидерских и организаторских умений: стремление принимать решения, прогнозировать последствия этих решений, планировать пути достижения целей, оценивать результат своей работы.
Формирование личностно-социальных качеств: трудолюбие, ответственность, эмпатия, культура общения и поведения.
Способы диагностики планируемых результатов:
Критерии для оценки: положительная динамика в обучении, умение выполнять мыслительные операции, желание выполнять дополнительные задания по физике, желание демонстрировать свои знания, делится ими. Культура речи и поведения.
Оценивать данные параметры следует коллегиально с помощью опросов, анкет субъектов образовательного процесса; тестирования; контрольных работ и олимпиад; творческих работ и проектов.
Критерии оценки для каждого вида учебных работ обсуждаются с учениками.
Изучив литературу, соглашаюсь с концепцией субъектности Е.Н. Волковой, которая представляет собой отношение человека к себе и другим людям, как к деятелям, готовым и заинтересованным в изменении мира. Близка мне трактовка субъектности человека, как осмысленного существования и поведения ( Ж. Сартр, В. Э. Фромм и др.). Большой отклик у меня вызвали идеи Л.Д. Выготского о развитии личности, становлении человека как субъекта жизнедеятельности на протяжении всей жизни. Важно прогнозировать для учеников зону их ближайшего развития и контролировать ее достижение.
Многие исследователи (Б.Г. Ананьева А.Н. Леонтьева) и учителя-практики (В.В. Давыдов., А.Гин) считают самым важным способность личности к самореализации в ходе деятельности при формировании и развитии субъектности.
Данная методическая разработка представляет мой опыт по организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету физика.
Мной используются стратегии следующих современных технологий: личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология сотрудничества;
технология развития критического мышления;
метод проектов.
Чтобы ученик был активен, важно создание позитивного отношения к предмету.
Тему и цель урока я формулирую так, чтобы вызвать удивление и интерес учеников.
Здесь помогают видеофрагменты, которые предлагают образовательный сайты.
Можно показать демонстрационный эксперимент, после которого у учащихся возникнут вопросы. Например:
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?
Ответ: давление атмосферного воздуха на бумагу снаружи больше давления воды.
Активизируют мышление и желание узнать новое по предмету физика загадки, ребусы и жизненные проблемные ситуации.
В ребусе может быть зашифрована фамилия ученого, физическое понятие, название прибора.
ответ: Кулон (ученый, открывший основной закон электростатики).
Примеры проблемных вопросов при изучении теплопередачи:
1. При температуре 20 градусов в комнате человек чувствует себя комфортно, но, войдя в воду такой же температуры, мы ощущаем довольно сильный холод. Почему?
Воздух-изолятор, он почти не проводит тепло. И человек его сохраняет. Вода-отличный тепло проводник и она забирает тепло от человеческого тела. Потому нам холодно в ней.
2. Верно ли, что после закипания, картофель сварится быстрее на большом огне?
Нет. Температура постоянна, для ее поддержания режим может быть невысоким.
Пример проблемной ситуации на уроке «Сборка электрической цепи» в 8 классе: 1.В класс привезли портреты ученых-физиков, которые нужно разместить на стенах.
Предположите, почему 2 из них до сих пор не на стене?
Варианты ответов: закончились гвозди, не хватило свободного места и т. д.
На самом деле, размещая любой предмет на стену здания, используя гвозди, нужно знать расположение электрической проводки. И разместить эти портреты по предполагаемой компоновке нам запретил электрик школы.
Все электрические приборы в помещениях работают при подключении к розеткам или выключателям, к ним электрический ток подводится по проводам, которые называют электрическими цепями.
2. Мы обсуждали с вами значение ТБ при работе с электричеством. Посмотрите на изображение: Фиксик получил удар током. Как вы думаете — почему?
Ответ: приборы в цепи были подключены неверно.
Обсуждая проблемные ситуации, ученики смогут самостоятельно сформулировать тему, цели и план урока.
Активизируют мыслительную деятельность интегрированные задания.
Например:
1. Задание на соотнесение поговорки с соответствующим разделом физики. Шила в мешке не утаишь. (механика), Много снега - много хлеба. (термодинамика)
Красна птица пением, а человек — умением. (акустика)
2. «Физика в литературе и высказываниях великих людей»
Задание: восстановить пропущенные слова
"Есть одна наука — физика. Все остальное —_________________Резерфорд Э.
"Три стадии признания научной истины: первая — «это абсурд», вторая — «в этом что-то есть», третья —_____________________Резерфорд Э.
"Платон мне друг, но ____________ дороже." Аристотель.
"Дайте мне точку опоры и я ________________________." Архимед.
"Тот, кто идет за кем-нибудь, никогда _______________________________Леонардо да Винчи.
"Математика - царица всех наук, но _____________________физики. " М.Ломоносов. ответы: коллекционирование марок, «это общеизвестно», истина, переверну мир, не придет первым, служанка.
Материал, который предстоит изучить, анализирую до проведения урока, он должен быть доступен для понимания в соответствии с возрастными особенностями школьников. Можно использовать различные источники информации: учебная литература, справочники, энциклопедии, толковые словари, интернет.
Учебные задания формулирую так, чтобы у учеников была возможность проявления самостоятельности. Однако самостоятельное выполнение можно ожидать только тогда, когда ученик умеет выполнять мыслительные операции. На каждом уроке я практикую обучение посредством ассоциаций: использую тренировочные упражнения, инструкции, алгоритмы работы.
Описание демонстрационных опытов, выполнение лабораторных работ помогает развивать аналитические способности, на таких уроках ученик активно трудится и учится делать выводы по результатам эксперимента. Обучаясь грамотной речи, в дальнейшем можно ожидать от ученика собственных научных идей и гипотез.
Для выявления способностей учащихся я использую дифференцированные задания: познавательные, исследовательские, творческие задания. Для каждого следует определить учебные возможности и контролировать совпадение прогнозируемой и реальной успеваемости ученика.
Некоторые ученики пробуют на уроке себя в роли дублера учителя. Я всегда нахожусь рядом и в случае необходимости корректирую работу.
Для развития толерантности, а также готовности субъектов образования к диалогу я использую групповую и парную работу. Один ученик обладает хорошей памятью, анализирует, у другого развито воображение, третий прирожденный организатор и лидер. Работая сообща в группе, ученики дополняют друг друга.
При составлении кластера или ментальной карты, они учатся взаимодействовать, распределять обязанности и роли в группе, самостоятельно находить информацию, для того чтобы обучать других и обучаются сами.
Очень часто ученики пробуют себя в роли спикеров, организаторов, ответственных за работу всей группы или в качестве ассистентов, помогая учителю объяснить материал урока, и вместе с тем развивают лидерские способности.
Диалог, как средство повышения активности, используется при изучении новой темы, закреплении, презентации проектов, домашних экспериментов и организации дебатов.
Домашний эксперимент позволяет углублять знания по предмету, восполнять пробелы, приобрести опыт решения творческих задач.
Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по предмету.
В дальнейшем такие опыты могут перейти в исследования. Исследовательские работы могут быть практического или информационного характера.
В своей работе самым важным считаю разработку учебных заданий таким образом, чтобы их выполнение предполагало анализ, переработку материала из различных источников, установление практической пользы приобретаемых знаний и нахождение межпредметных связей.
Как учитель я - организатор и координатор деятельности учащихся. Для успешного обучения между мной и учениками идет постоянный диалог, сотрудничество в разработке заданий и критериев оценки. Привлечение учителей-предметников и родителей для обмена мнением помогает корректировать общую стратегию обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волина. В. Игра – дело серьезное // Санкт-Петербург, Дидактика плюс: Зенит, 1999.- 320 с
2. Клеветова Т.В., Сериков В.В. Технологии организации урока физики в условиях компетентностного подхода // Физика в школе. 2013. № 8. С. 17-23.
3. Марон Е.А. Сборник качественных задач по физике // М.: Просвещение, 2006. - 240 с.
4. Небукин Н.Н. Сборник уровневых задач по физике // М.: Просвещение, 2006.- 200 с.
5. Образовательная программа профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике» // Центр педагогического мастерства автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.- 190 с.
6. Перельман Я.И. Занимательная физика в 2-х томах//М.:Наука,1983.-223+200 с.
Презентация на тему: Исследование колебаний нитяного маятника
Здравствуйте, Мария Анатольевна.Как интересно и творчески Вы подходите к изучению предмета " Физика". Вы создаете условия, где учащиеся непосредственные участники экспериментов, исследований, находите к каждому ребенку индивидуальный подход в соответствии с индивидуальными качествами.Все задания основаны на житейских примерах, поэтому все тайное становится явным.Физику надо понимать и применять полученные знания в жизни, Вы это отчетливо демонстрируете на уроках.Вы видите мир глазами детей и понимаете их.Спасибо за умение заинтересовывать такой наукой, как физика!
Здравствуйте,Галина Викторовна! Приятно читать содержательные и позитивные комментарии, как Ваш. Рада, что Вы видите суть предлагаемой работы и связь науки с жизнью.Спасибо!
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Вы предлагаете очень интересный опыт работы, видно, что дети с удовольствием работают на уроке физики. Задания отобраны так, что подчеркивают связь предмета с жизнью, значит ученики не только будут развивать мыслительные способности, но и научатся видеть проявление физических законов в окружающем нас мире. Очень интересные видео с уроков.
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Физика наука сложная, но она объясняет многие жизненные ситуации, хорошо, что Вы приучаете детей видеть научное объяснение тем фактам, которые они наблюдают вокруг.
Современные приемы: кластера, видео-фрагменты, взаимообучение, помогают растить активных ребят, и отвлекать их от постоянного увлечения гаджетами. Отличная работа!
Мария Анатольевна, спасибо за приглашение. Спасибо, что делитесь своими наработками по организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках физики, кое какие моменты возьму и себе на заметку, всегда интересно познакомится с опытом коллег. В статье Вы всё подробно прописали, привели примеры, подкрепили их фотографиями.Успехов! +1
Интересный опыт работы, но как вы предлагаете мониторить развитие школьников? Например, контрольная покажет знания, тест тоже. А вот развитие? Что будет решать, достигли ли вы планируемых результатов. И какими вы их себе видите?