Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация активной познавательной деятельности учащихся по предмету физика

Опыт работы учителя физики. Организация активной познавательной деятельности учащихся по предмету физика

Автор: Гановичева Мария Анатольевна, учитель физики Коммунального государственного учреждения«Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.

Описание: В соответствии с рекомендациями по обновлению содержания учебного процесса на уроках физики я организую учебный процесс так, чтобы ученики могли показывать свои знания по теме, выдвигать гипотезы, выполнять исследования, работать в группах над решением проблемных задач.
Какие они - современные ученики?
Многие предпочитают рассказ учителя или просмотр видео фрагмента диалогу или самостоятельному поиску информации. Более половины не хотят никаких изменений в организации урока и предпочитают, чтобы их знания оценивал учитель. Такое отношение показывает пассивную позицию, не дает ученикам формировать собственную субъектность и развивать личностные качества, необходимые для полноценной жизни в современном обществе. Решению этой проблемы посвящается данная разработка.
Назначение: обмен опытом преподавания по предмету физика.

Цель: создание условий для активной познавательной деятельности школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету физика.
Задачи:
формировать активную жизненную позицию,
научить находить межпредметные связи физики с биологией, химией, географией, геометрией, литературой, физкультурой и т.д.
развивать навыки работы с информацией,
совершенствовать умения выполнять мыслительные операции (сравнивать, анализировать, структурировать, синтезировать),
развивать коммуникативные умения.


Ожидаемые результаты:
Развитие интеллектуальных навыков: устойчивость внимания, активность, потребность и способность к учебной деятельности, осознание практической пользы знаний по предмету, самостоятельность мышления.
Развитие лидерских и организаторских умений: стремление принимать решения, прогнозировать последствия этих решений, планировать пути достижения целей, оценивать результат своей работы.
Формирование личностно-социальных качеств: трудолюбие, ответственность, эмпатия, культура общения и поведения.

Способы диагностики планируемых результатов:
Критерии для оценки: положительная динамика в обучении, умение выполнять мыслительные операции, желание выполнять дополнительные задания по физике, желание демонстрировать свои знания, делится ими. Культура речи и поведения.
Оценивать данные параметры следует коллегиально с помощью опросов, анкет субъектов образовательного процесса; тестирования; контрольных работ и олимпиад; творческих работ и проектов.
Критерии оценки для каждого вида учебных работ обсуждаются с учениками.

Изучив литературу, соглашаюсь с концепцией субъектности Е.Н. Волковой, которая представляет собой отношение человека к себе и другим людям, как к деятелям, готовым и заинтересованным в изменении мира. Близка мне трактовка субъектности человека, как осмысленного существования и поведения ( Ж. Сартр, В. Э. Фромм и др.). Большой отклик у меня вызвали идеи Л.Д. Выготского о развитии личности, становлении человека как субъекта жизнедеятельности на протяжении всей жизни. Важно прогнозировать для учеников зону их ближайшего развития и контролировать ее достижение.
Многие исследователи (Б.Г. Ананьева А.Н. Леонтьева) и учителя-практики (В.В. Давыдов., А.Гин) считают самым важным способность личности к самореализации в ходе деятельности при формировании и развитии субъектности.


Данная методическая разработка представляет мой опыт по организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету физика.
Мной используются стратегии следующих современных технологий:
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология сотрудничества;
технология развития критического мышления;
метод проектов.


Чтобы ученик был активен, важно создание позитивного отношения к предмету.
Тему и цель урока я формулирую так, чтобы вызвать удивление и интерес учеников.
Здесь помогают видеофрагменты, которые предлагают образовательный сайты.
Можно показать демонстрационный эксперимент, после которого у учащихся возникнут вопросы.
Например:
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Ответ: давление атмосферного воздуха на бумагу снаружи больше давления воды.

Активизируют мышление и желание узнать новое по предмету физика загадки, ребусы и жизненные проблемные ситуации.
В ребусе может быть зашифрована фамилия ученого, физическое понятие, название прибора.

ответ: Кулон (ученый, открывший основной закон электростатики).

Примеры проблемных вопросов при изучении теплопередачи:
1. При температуре 20 градусов в комнате человек чувствует себя комфортно, но, войдя в воду такой же температуры, мы ощущаем довольно сильный холод. Почему?
Воздух-изолятор, он почти не проводит тепло. И человек его сохраняет. Вода-отличный тепло проводник и она забирает тепло от человеческого тела. Потому нам холодно в ней.
2. Верно ли, что после закипания, картофель сварится быстрее на большом огне?
Нет. Температура постоянна, для ее поддержания режим может быть невысоким.

Пример проблемной ситуации на уроке «Сборка электрической цепи» в 8 классе:

1.В класс привезли портреты ученых-физиков, которые нужно разместить на стенах.
Предположите, почему 2 из них до сих пор не на стене?

Варианты ответов: закончились гвозди, не хватило свободного места и т. д.
На самом деле, размещая любой предмет на стену здания, используя гвозди, нужно знать расположение электрической проводки. И разместить эти портреты по предполагаемой компоновке нам запретил электрик школы.
Все электрические приборы в помещениях работают при подключении к розеткам или выключателям, к ним электрический ток подводится по проводам, которые называют электрическими цепями.

2. Мы обсуждали с вами значение ТБ при работе с электричеством. Посмотрите на изображение: Фиксик получил удар током. Как вы думаете — почему?


Ответ: приборы в цепи были подключены неверно.

Обсуждая проблемные ситуации, ученики смогут самостоятельно сформулировать тему, цели и план урока.

Активизируют мыслительную деятельность интегрированные задания.
Например:
1. Задание на соотнесение поговорки с соответствующим разделом физики.
Шила в мешке не утаишь. (механика), Много снега - много хлеба. (термодинамика)
Красна птица пением, а человек — умением. (акустика)

2. «Физика в литературе и высказываниях великих людей»
Задание: восстановить пропущенные слова
"Есть одна наука — физика. Все остальное —_________________Резерфорд Э.
"Три стадии признания научной истины: первая — «это абсурд», вторая — «в этом что-то есть», третья —_____________________Резерфорд Э.
"Платон мне друг, но ____________ дороже." Аристотель.
"Дайте мне точку опоры и я ________________________." Архимед.
"Тот, кто идет за кем-нибудь, никогда _______________________________Леонардо да Винчи.
"Математика - царица всех наук, но _____________________физики. " М.Ломоносов.

ответы: коллекционирование марок, «это общеизвестно», истина, переверну мир, не придет первым, служанка.

Материал, который предстоит изучить, анализирую до проведения урока, он должен быть доступен для понимания в соответствии с возрастными особенностями школьников. Можно использовать различные источники информации: учебная литература, справочники, энциклопедии, толковые словари, интернет.
Учебные задания формулирую так, чтобы у учеников была возможность проявления самостоятельности. Однако самостоятельное выполнение можно ожидать только тогда, когда ученик умеет выполнять мыслительные операции. На каждом уроке я практикую обучение посредством ассоциаций: использую тренировочные упражнения, инструкции, алгоритмы работы.

Описание демонстрационных опытов, выполнение лабораторных работ помогает развивать аналитические способности, на таких уроках ученик активно трудится и учится делать выводы по результатам эксперимента. Обучаясь грамотной речи, в дальнейшем можно ожидать от ученика собственных научных идей и гипотез.

Для выявления способностей учащихся я использую дифференцированные задания: познавательные, исследовательские, творческие задания. Для каждого следует определить учебные возможности и контролировать совпадение прогнозируемой и реальной успеваемости ученика.
Некоторые ученики пробуют на уроке себя в роли дублера учителя. Я всегда нахожусь рядом и в случае необходимости корректирую работу.

Для развития толерантности, а также готовности субъектов образования к диалогу я использую групповую и парную работу. Один ученик обладает хорошей памятью, анализирует, у другого развито воображение, третий прирожденный организатор и лидер. Работая сообща в группе, ученики дополняют друг друга.



При составлении кластера или ментальной карты, они учатся взаимодействовать, распределять обязанности и роли в группе, самостоятельно находить информацию, для того чтобы обучать других и обучаются сами.


Очень часто ученики пробуют себя в роли спикеров, организаторов, ответственных за работу всей группы или в качестве ассистентов, помогая учителю объяснить материал урока, и вместе с тем развивают лидерские способности.
Диалог, как средство повышения активности, используется при изучении новой темы, закреплении, презентации проектов, домашних экспериментов и организации дебатов.



Домашний эксперимент позволяет углублять знания по предмету, восполнять пробелы, приобрести опыт решения творческих задач.






Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по предмету.
В дальнейшем такие опыты могут перейти в исследования. Исследовательские работы могут быть практического или информационного характера.

Например исследовательская работа «Роль физических законов в жизнедеятельности птиц» Т. Головиной в этом учебном году получила призовое место на городской НПК и диплом 1 степени в дистанционном международном конкурсе «Живой мир».
Адрес работ:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-anatolevna-ganovicheva/igra-zakony-fiziki-v-zhizni-ptic.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-anatolevna-ganovicheva/fizicheskie-osobenosti-poleta-ptic.html
В настоящее время проводится ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ. Я активно вовлекаю своих учеников в участие в дистанционных конкурсах. Успешное участие повышает самооценку учеников и придает уверенность в своих силах.

В своей работе самым важным считаю разработку учебных заданий таким образом, чтобы их выполнение предполагало анализ, переработку материала из различных источников, установление практической пользы приобретаемых знаний и нахождение межпредметных связей.

Как учитель я - организатор и координатор деятельности учащихся. Для успешного обучения между мной и учениками идет постоянный диалог, сотрудничество в разработке заданий и критериев оценки. Привлечение учителей-предметников и родителей для обмена мнением помогает корректировать общую стратегию обучения.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Волина. В. Игра – дело серьезное // Санкт-Петербург, Дидактика плюс: Зенит, 1999.- 320 с
2. Клеветова Т.В., Сериков В.В. Технологии организации урока физики в условиях компетентностного подхода // Физика в школе. 2013. № 8. С. 17-23.
3. Марон Е.А. Сборник качественных задач по физике // М.: Просвещение, 2006. - 240 с.
4. Небукин Н.Н. Сборник уровневых задач по физике // М.: Просвещение, 2006.- 200 с.
5. Образовательная программа профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике» // Центр педагогического мастерства автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.- 190 с.
6. Перельман Я.И. Занимательная физика в 2-х томах//М.:Наука,1983.-223+200 с. 
Презентация на тему: Исследование колебаний нитяного маятника

Рекомендуем посмотреть:

Развитие научных интересов и творческих способностей учащихся на уроках физики
Участник №45 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2019 года
Развитие субъект-субъектных отношений на уроках физики | Разработка урока по физике с презентацией, 8 класс. Лабораторная работа: «Проверка закона отражения»
Опубликовано: 2093 дня назад (31 марта 2019)
Просмотров: 2297
Рубрика: Размышления
+5
Голосов: 5
Галина Викторовна Языкова # 31 марта 2019 в 20:01 +4
Здравствуйте, Мария Анатольевна.Как интересно и творчески Вы подходите к изучению предмета " Физика". Вы создаете условия, где учащиеся непосредственные участники экспериментов, исследований, находите к каждому ребенку индивидуальный подход в соответствии с индивидуальными качествами.Все задания основаны на житейских примерах, поэтому все тайное становится явным.Физику надо понимать и применять полученные знания в жизни, Вы это отчетливо демонстрируете на уроках.Вы видите мир глазами детей и понимаете их.Спасибо за умение заинтересовывать такой наукой, как физика!
Мария Анатольевна Гановичева # 1 апреля 2019 в 09:33 +3
Здравствуйте,Галина Викторовна! Приятно читать содержательные и позитивные комментарии, как Ваш. Рада, что Вы видите суть предлагаемой работы и связь науки с жизнью.Спасибо!
Каблучкова Василиса # 6 апреля 2019 в 06:28 +3
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Вы предлагаете очень интересный опыт работы, видно, что дети с удовольствием работают на уроке физики. Задания отобраны так, что подчеркивают связь предмета с жизнью, значит ученики не только будут развивать мыслительные способности, но и научатся видеть проявление физических законов в окружающем нас мире. Очень интересные видео с уроков.
Берик Галымжанович Копжасаров # 10 апреля 2019 в 01:28 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Физика наука сложная, но она объясняет многие жизненные ситуации, хорошо, что Вы приучаете детей видеть научное объяснение тем фактам, которые они наблюдают вокруг.
Современные приемы: кластера, видео-фрагменты, взаимообучение, помогают растить активных ребят, и отвлекать их от постоянного увлечения гаджетами. Отличная работа!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 10 апреля 2019 в 11:38 +4
Мария Анатольевна, спасибо за приглашение. Спасибо, что делитесь своими наработками по организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках физики, кое какие моменты возьму и себе на заметку, всегда интересно познакомится с опытом коллег. В статье Вы всё подробно прописали, привели примеры, подкрепили их фотографиями.Успехов! +1
Akkorda # 11 апреля 2019 в 17:35 +2
Интересный опыт работы, но как вы предлагаете мониторить развитие школьников? Например, контрольная покажет знания, тест тоже. А вот развитие? Что будет решать, достигли ли вы планируемых результатов. И какими вы их себе видите?
Мария Анатольевна Гановичева # 12 апреля 2019 в 04:54 +2
Здравствуйте, читайте внимательно работу : там есть "Способы диагностики планируемых результатов" и результаты тоже. smile