Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие научных интересов и творческих способностей учащихся на уроках физики

Опыт работы учителя физики. Развитие научных интересов и творческих способностей учащихся на уроках физики
Воспитание у учащихся интереса к научным знаниям и развитие способностей к исследовательскому, творческому труду. Чем раньше начнется процесс воспитания у учащихся интереса к научным знаниям и способностей к исследовательскому труду, тем раньше наша молодежь будет вступать на путь самостоятельной творческой, научной работы.
Разумеется, речь идет не о приобретении учащихся 7-8 классов к серьезным научным исследованиям, а о воспитании у них интереса к научным знаниям, о выявлении и развитии способностей к исследовательскому, творческому труду. Наблюдения показывают, что нередко интерес к той или иной области знания, желание самостоятельно что-то исследовать пробуждаются у детей именно в этом возрасте. Задача школы - всемерно поддерживать и развивать этот пробуждающийся интерес.
Воспитанию у учащихся интереса к научным знаниям и развитию способностей к исследовательскому труду способствуют:
повышение научного уровня преподавания предмета, усиление внимания к изучению физических теорий широкое использование их для объяснения физических явлений и свойств тел;
ознакомление учащихся с методами, применяемыми в научных исследованиях по физике (теоретическое предвидение, разработка рабочей гипотезы наблюдения, эксперимент, анализ экспериментальных фактов и выводы из них, проверка выводов на практике);
систематическое включение элементов исследования в учебный процесс по физике, в различные виды учебной деятельности учащихся, осуществление исследовательского подхода к изучению отдельных тем и вопросов школьного курса физики.
Рассмотрим возможные пути включения элементов исследования в учебный процесс по физике на примере выполнения учащимися лабораторной работы «Изучение зависимости между силой тока в общей цепи и в ответвлениях при параллельном соединении проводников». Обычно эту работу ставят так: вначале с учениками рассматривают равенство Iобщ=I1+ I2+I3, выражающее зависимость между силой тока в общей цепи и в ответвлениях, затем рекомендуют проверить на опыте справедливость его. Некоторые учителя предлагают учащимся самим предсказать характер этой зависимости на основе аналогии с движением воды по трубам (ответвлениям и магистральной трубе). Предположение (гипотезу) о характере такой зависимости учащиеся могут сформировать также, опираясь на знания о природе тока в металлах и жидкостях. Это предположение проверяется с помощью опытов. В данном случае учащиеся выступают в роли исследователей и выполняют работу с большим интересом.
Учитывая, что уровень подготовки и способности к исследовательской работе у разных учащихся одного и того же класса не одинаковы, целесообразно давать творческие задачи разной степени трудности, с тем чтобы каждый мог выбрать задание, посильное для себя. Разумеется, учителю необходимо помочь сделать этот выбор, так как по формулировке задания ученику трудно определить степень трудности и объем предстоящей работы.

Например, при решении задач на закон Ома для участка цепи учащимся можно предложить следующие задания:
- исследовать, изменяется ли сопротивление волоска спирали электрической лампочки при изменении яркости свечения;
- используя закон Ома, проверить, правильно ли указано сопротивление в паспорте реостата.
Большие возможности в применении исследовательского подхода к изучению явлений открывает фронтальный исследовательский эксперимент учащихся. Короткие, 10-15-минутные экспериментально-исследовательские работы, выполняемые учащимися в процессе изучения нового материала, можно проводить значительно чаще, чем предусмотренные программой.
На первых порах при выполнении учащимися фронтального исследовательского эксперимента и исследовательских лабораторных работ им дают необходимые для работы приборы и материалы, а по мере накопления у них исследовательских умений и навыков предлагают им самим подбирать необходимые для исследования приборы и материалы в соответствии с избранными способами решения поставленной проблемы.
Возможно включение элементов исследования и в домашние задания по физике. Особую ценность представляют те из них, исследование которых может быть выполнено различными способами.
Особенно ценны задания, требующие применения знаний не только по физике, но и по другим предметам. Таковы, например, задания по изучению влияния физических факторов (света, температуры, электрического поля и т. п.) на развитие растений.
При всех имеющихся достоинствах исследовательский метод имеет один существенный недостаток: требуется слишком много времени для того, чтобы довести до учащихся все то, что они должны усвоить по предмету. Поэтому необходимо сочетание этого метода с другими, например с объяснениями учителя, с изучением нового учебного материала по учебнику.
Положительное влияние на развитие творческих способностей учащихся оказывает поощрение попыток с их стороны отойти от шаблона в любом деле: в решении задач, в выполнении лабораторных работ и индивидуальных заданий.
Развитие у учащихся способностей к техническому творчеству.
Обобщение опыта учителей-практиков и исследований ученых-методистов позволяет рекомендовать следующие пути решения этой задачи в процессе обучения физике.
Проведение практических работ по сборке, изготовлению и конструированию приборов. Здесь возможно такое задание: сборка прибора из готовых деталей на уроках, например сборка подковообразного электромагнита, электромагнитного реле, электрического звонка, электромагнитного телеграфа и электромоторчика из деталей набора.
Домашние задания по изготовлению приборов, принципы действия которых были изучены на уроке. Начинать cледует с заданий по изготовлению простейших приборов и затем постепенно переходить к более сложным. Так, в 8 классе можно предложить изготовить поплавковое реле, модели ракет, реле с биметаллической пластинкой, электроскопы и другие приборы. При изготовлении таких приборов учащиеся проявляют творчество в поисках наиболее удачной конструкции прибора. При выполнении всей этой работы нужны консультации и другие формы оказания помощи учащимся со стороны учителя. Учащиеся теоретически должны быть подготовлены к выполнению задания и ясно представлять назначение прибора. Задания должны быть посильны ученикам.
Выполнение заданий по внесению изменений в конструкцию прибора, принцип действия которого рассматривался на уроке, с учетом новых требований к нему. Полезно предлагать учащимся в качестве индивидуальных заданий изготовление действующих моделей на основе разработанных ими проектов приборов. Педагогическая ценность задания неизмеримо возрастет, если приборы, изготовленные учащимися, будут использованы в физическом кабинете для лабораторных работ и демонстрации опытов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики в 7 классе по теме: Строение вещества Конспект урока физики для 7 класса по теме: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества

Похожие статьи:

Конспект урока физики 8 класс

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Методическая разработка урока по физике 9 класс

Схема построения урока физики по ФГОС
Опубликовано: 1815 дней назад (3 января 2020)
Просмотров: 818
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!