Разработка урока по тема: Строение вещества. Молекула
Цель: создать представления у учащихся об атомах и молекулах на основе:
научных фактов, фотографий молекул и атомов, полученных с помощью электронного микроскопа.
Задачи:
Образовательная
• Объяснить строение вещества наличием в нем отдельных очень маленьких частиц, между которыми есть промежутки.
• Продемонстрировать опыты, доказывающие, что между молекулами есть пустоты.
• Дать понятие молекулы вещества.
2. Воспитательная
• воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;
• способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
3. Развивающая
• формировать умения классифицировать и обобщать знания, умения грамотно строить речевое высказывание, элементы критического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I.Организация класса.
II.Изучение нового материала.
Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т. д.
Вопросы:
1. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?
2. Тогда скажите, из чего они состоят?
3. А что удерживает их друг возле друга?
4. Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?
5. А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в газах?
6. Почему вы так думаете?
7. А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?
Ещё 2,5 тыс. лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу о том, чтовсевещества состоят из мельчайших и неделимых частичек – молекул ( атомов), между молекулами существуют промежутки.
III. Этап исследовательской работы учащихся.
Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?» Сегодня нам с вами предстоит проделать трудный путь: от опытных фактов через размышления перейти к научной гипотезе. Гипотезой - называют любое предложение, которое объясняет имеющиеся факты.
Наша задача ,сегодня на уроке, проверить гипотезу Демокрита на различных фактах и сформировать представление о строении вещества
Опыт 1
Оборудование: мел, пузырёк с кристалликами марганцовки, 3 стакана с чистой водой.
Ход работы:
Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?
Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовки, размешайте и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру ещё раз. Ответьте на вопросы:
Сохранились ли основное свойство вещества - цвет?
Вспомнив размеры кристалликов марганца, что можно сказать о размерах мельчайших частиц вещества?
Вывод: Вещества состоят из мельчайших частиц (молекул).
Эти частицы сохраняют основные свойства вещества: частицы марганцовки – розовые, а мела белые.
Опыт 2
Оборудование:
Фильтровальная бумага, пипетка, спирт или одеколон.
Ход работы:
Капните из пипетки одеколон или спирт на фильтровальную бумагу.
Наблюдайте, что происходит с образовавшимся пятном.
Ответьте на вопросы:
Куда исчез одеколон или спирт?
Мгновенно ли он исчез?
Видели ли вы, как он исчез?
Где сейчас одеколон?
Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?
Вывод:
Вещества состоят из отдельных , мельчайших частиц, разделённых промежутками.
Опыт 3
Оборудование: Воздушный шарик.
Ход работы:
Надуйте воздушный шарик. Изменился ли объём воздуха в нём?
Нажмите на него руками. Что вы можете сказать о изменении объёма воздуха?
Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газов.
Обсуждение результатов опытов.
Вывод:
Газ легко изменяет свой объём, в результате внешних воздействий.
Выводы:
1.Все тела состоят из отдельных частичек. Молекулы - это мельчайшие частицы, из которых состоят вещества. Молекулы состоят из еще более мелких частиц – атомов.
2.Между этими частичками существует притяжение.
3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.
IV. Решение задач
• Рука золотой статуи в храме, которую целовали прихожане, заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото? Или это чудо, знамение?
• Вы делаете уроки .Из кухни доносится аппетитный запах готовящейся еды… Как это могло произойти согласно гипотезе Демокрита? Что доказывает распространение запахов?
• Износ обуви, углубления в ступеньках древних лестниц, протирание локтей пиджаков… Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?
V. Домашнее задание
VI. Рефлексия.
Закончите предложение: "Сегодня на уроке я узнал …"
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики для 7 класса по теме: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул
Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества
Разработка внеклассного мероприятия по физике, 8 класс
Похожие статьи:
Конспект урока физики 8 класс
Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников
Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока
Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе
Методическая разработка урока по физике 9 класс