Методы и приемы на занятиях по внеурочной деятельности на развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Автор: Шишатова Мария Аркадьевна, учитель по изобразительной деятельности, МБОУ СОШ №3 г.Муром Владимирской области
Данный материал может быть полезен воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: реализовывать личностные ресурсы детей через цветовосприятие и развитие эмоционального мира ребенка.
Задачи:
1.Формировать отношение детей к цвету, интерес, потребность в использовании цвета в собственном творчестве, умение увидеть его в любом произведении искусства, находить в окружающем природном мире при воздействии цвета на мыслительную, эмоциональную, чувственную сферы детей.
2.Создать условия для осознания ребенком себя как личности, принятия себя и понимание собственной ценности как человека.
3.Воспитывать умение осознавать свои взаимосвязи с миром и своего места в окружающей действительности.
4.Организовать условия для творческой самореализации детей.
Одним из первых ощущений человека после рождения является цветовосприятие. Первый цвет, который мы начинаем воспринимать, - красный. Постепенно развиваясь, ребенок начинает воспринимать один за другим все цвета. Цветоощущение человека – весьма сложный процесс, зависящий от многих факторов его душевного и физического состояния, от воздействия внешней и внутренней среды.
Восприятие цвета человеком осуществляется одновременно на трех уровнях интеллекта:
а) сознательном (дорожные, сигнальные и другие условные знаки)
б) подсознательном (красный – отвага, синий – разум и т.д.)
в) бессознательном (красный ускоряет пульс, синий – замедляет и т.д.)
Красный и желтый осваиваются детьми и отсталыми народами значительно раньше, чем синий и зеленый. Остальные цвета мы называем в соответствии с теми образами, с которыми они ассоциируются, например салатный, кирпичный, малиновый, сиреневый и т.д. Эти цвета вызывают на уровне подсознания ассоциацию с предметом, несущим этот цвет, и мы его или любим, или не любим.
Цвет – это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Влияние одного и того же цвета может быть неодинаково для разных людей. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить.
Дети более восприимчивы к запахам, звукам, цвету. Поэтому, погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
•Осознать особые цветовые пристрастия или неприязни;
•Расширить и углубить восприятие цветовой гаммы;
•Обратить внимание на роль цвета в окружающей жизни;
•Повысить навыки речевого развития, не ограничиваясь понятиями «нравиться – не нравиться», «красиво – не красиво»
Используемые приемы и методы:
1.Эмоциональный настрой и ощущение цвета.
Этот метод предполагает знакомство с новым цветом через встречу со сказочными героями (Король цвета, Фея Фиалка, Гном Цветик и т.д. ). Сказочный герой предлагает почувствовать цвет, ощутить, передать настроение, ассоциации. А также использование музыкальных произведений в соответствии с поставленной задачей.
2.Расслабление и разноцветные физкультминутки.
Перед занятием детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, увеличивает запас энергии.
Разноцветные физкультминутки – это взаимовыгодное сочетание художественного слова и динамичных упражнений, для привлечения внимания детей к художественной литературе и определенным группам мышц (рук, ног, туловища, лица, шеи)
3.Художественное слово и сочинение сказок.
Почти в каждом занятии по цвету, дети знакомятся с загадками, стихами, сказками. Поэтические строки помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, разбудить воображение, развить его мыслительные способности. Это же относится и к сочинению сказок. Превращение в предмет или одушевление предмета имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей.
4.Цвет через вкус, запах.
Для любого цвета можно подобрать продукты и набор запахов. Еда доставляет детям массу удовольствия. Медленно пережевывая пищу, ощущая ее языком, небом, губами; вдыхая запах ароматической палочки, масел, трав, цветов, корочек цитрусовых и другого, дети составляют более полную картину о цвете.
5.Использование картинок-схем.
Для изучения нового произведения искусства, соответствующего цветовой тематике, очень удобны для повышения наблюдательности, речевых навыков, познавательности, эстетического восприятия детей картинки-схемы.
6. Пластика и танцы.
Обладая естественностью, свободностью телодвижений, ребенок легче превращается в одушевленное или неодушевленное, проявляя свои мысли, переживания через движения. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Поэтому важно через пластику, танец осеннего листочка, кузнечика, бабочки и других проявить состояние свободы, эмоциональной раскрепощенности.
7.Самовыражение в цвете.
Своеобразный урок рисования, где не обучают, а разрешают творить и выражать себя всеми возможными способами. Дети могут рисовать, резать, клеить, отображая в цвете свое состояние, настроение, желания. По законченным работам записываются и прослушиваются составленные сказки.
Многообразные приемы и методы имеют характер игры, помогающие развиваться, создавать неповторимый сказочный мир, которому мы – творцы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса «Композиция. Рисование фруктов с натуры»
Истоки и современное развитие жостовского промысла