Конспект игрового занятия для детей младшего школьного возраста «Сивка-Бурка».
Автор: Шишатова Мария Аркадьевна учитель ИЗО МБОУ СОШ№3 г. Муром Владимирская область
Описание: предложенный материал может быть интересен педагогам школьных образовательных учреждений, родителям
Цель: приобщение к русской культуре, создание у детей радостного настроения.
Задачи:
-познакомить с вековыми славянскими понятиями о верном помощнике – коне (лошади);
-создать ситуацию успешности при освоении легкого приема рисования фигуры животного;
-развивать познавательную и творческую активность;
-способствовать воспитанию коммуникативных навыков, доброжелательному и уважительному общению со сверстниками; воспитывать любовь и интерес к своей Родине.
Оборудование и материалы: проектор, доска, компьютер; шапка и картонные фигурки коричневых и черных коней поровну; игрушечные кони на палках; 2 нарисованные фигуры лошади на формате А2 и разрезанные на пазлы (с обратной стороны должны быть написаны пословицы и приметы); скотч, 2 пары ножниц с закругленными концами; листы бумаги для принтера и фломастеры.
Дети проходят и рассаживаются под музыкальное сопровождение (Чудо-кони. А.Киреев).
Учитель: приветствую я вас друзья,
Нам медлить ну никак нельзя,
Взгляните на экран
Загадка будет вам! ( на экране появляется загадка)
Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою.
Кто это? Ну конечно лошадь!
И сегодня мы познакомимся с вековыми славянскими понятиями об этом благородном животном.
Наши предки древние славяне были народом «конным». Об этом говорят их верования. Поклоняясь Святовиду, богу солнца и земли, они посвящали ему белую лошадь. При своих храмах они держали по нескольку красивых серых и вороных лошадей, которые, по мнению славян, были достойны седла богов. После смерти богатого славянина прямо на могиле закалывали его любимого коня и закапывали рядом...
Лошадь по сравнению с другими видами сельскохозяйственных животных стоила весьма дорого.
Лошадь пользовалась большой любовью славян как боевой друг во время войн, так и верный помощник в сельском хозяйстве, помощница в земледельческих трудах: выносливая, неприхотливая в корме и уходе, такая Сивка-Бурка и пахала, и возила. Любимой игрушкой детей — мальчиков — было глиняное или деревянное изображение лошади («лошадки»).
В русских былинах часто упоминаются кони, лошадь, забота о них. Так, русский крестьянин-богатырь Илья Муромец для будущих боевых походов выбрал себе серого жеребенка и заботился о нем:
«Он поил его свежей все
ключевой водой,
Как ведь он кормил пшеницей
белояровой,
Он водил его да по ночам
в луга,
Он катал его все во трех
росах...,
Тут ведь коничек у него стал
побегивать,
На шелковой на узде да стал
наскакивать,
Еще стал-то Илья Муромец то
коничка объезживать...»
Про таких коней — верных спутников богатыря-воина в былинах — говорилось не раз: «Еще конь-то твой пособит тебе».
Вот сейчас мы и посмотрим, чей конь пособит своей команде. Нам нужно разделиться на две команды. У меня в руках шапка с фигурками коней. Кто вытаскивает фигурку коричневого цвета, тот попадает в команду ГНЕДЫХ, а черного цвета, то в команду ВОРОНЫХ.
Конкурс «Кто быстрее»
(раздаются кони на палочках каждой команде, нужно проскакать на коне, вернуться к своей команде и передать коня другому участнику забега)
Итак, по моей команде: конь бежит, земля дрожит! Начали!
Конкурс «Собери пазл»
А сейчас нам предстоит узнать народные приметы и пословицы про лошадь. Но не все так просто, каждой команде нужно собрать фигуру лошади из кусочков (пазлов), склеить их скотчем и с обратной стороны вы увидите нужные надписи.
1 команда (приметы)
— Кони ржут — к добру.
— Лошадь спотыкается — удачи не жди.
— Лошади фыркают в дороге — к радостной встрече.
— Лошади спят стоя — к холоду, ложатся — к теплу.
— Лошадь храпит — к вьюге.
2 команда (пословицы)
• Конь вырвется — догонишь, а слова сказанного не воротишь.
• Копь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
• Конь познается при горе, а друг — при беде.
• Конь тощой — хозяин скупой.
• Коня овсом ячменем не испортишь.
• У хорошего хозяина нет плохой лошади.
• Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.
Замечательно справились с заданием, присаживайтесь. Снова смотрим на экран.
Конь – самый любимый образ народного искусства, начиная от древних оберегов и росписей и заканчивая детскими игрушками. И сама русская изба тоже подобна коню: четыре угла – четыре ноги, стены – тело, а голова стоит на крыше, замыкая всю постройку, и эта часть так и называется – конёк.
У древних славян конь почитался как символ солнца - божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле, также символ плодородия.
Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека, его жилища.
Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра.
Поэтому в игрушках, изображавших скачущего коня, народные мастера пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.
А вы умеете рисовать лошадей, коней? Думаете это очень трудно? Совсем нет!
Я предлагаю пройти командам к столам , там лежат листки бумаги и фломастеры. Вместе со мной быстро и несложно нарисуем коня и портрет лошади. (музыкальное сопровождение «Большой лошадиный секрет» Никитины)
Конь.
1. Нарисуем облако
2. Облако придерживают горы. (ну где же лошадь спросите вы?)
3. Облако тоже удивляется. Рисуем вопросительный знак.
4. Облако удивляется -дуга появляется.
5. На дуге огурец – скоро сказочки конец!
6. Ушки добавляем, гриву распускаем.
7. Дорисуй еще немного, конь готов бежать в дорогу.
Портрет Лошади.
1. Положите ладонь на лист бумаги и сомкните пальцы.
2. Обведите силуэт ладони.
3. Дорисовываем голову и дугами обозначаем шею.
4. Нарисуем ноздрю и рот.
5. Добавляем глаз.
6. Подрисовываем ушки и гриву.
Лошадка готова!
Сегодня мы много узнали о, казалось бы, обычном домашнем животном.
Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
Дома предлагаю вам придумать небольшую сказку о лошадке.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина по ИЗО для 7 класса
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Внеклассное занятие по ИЗО во 2 классе
Конспект внеклассного мероприятия по ИЗО в начальной школе