Тема внеклассного занятия: «Сказочные, фантастические птицы».
Цель:
1. развитие фантазии , воображения
2. познакомить учащихся с изображением сказочных птиц
3. дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью.
4. содействовать формированию графических и композиционных навыков
Оборудование: слайдовая презентация по теме, учебно-методическая таблица «Этапы изображения сказочной птицы», иллюстративный материал по теме, костюмы для участников сценария)
ХОД занятия
Учитель:
В моей Вообразилии
В моей Вообразилии-
Там царствует фантазия во всем своем веселии
Там все мечты сбываются
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения.
1. Беседа по вопросам.
Учитель:
Тема нашего урока: Фантастические сказочные птицы. И сегодня мы отправимся за ними в сказочный лес вместе с Иваном-царевичем.
- Что такое реальность? (Реальность - это то, что вокруг нас, то, что существует на самом деле.)
- Реальный мир во всём его многообразии проявлений – это бесценная кладовая, из которой художник черпает темы для своих картин. Я - это реальность? Класс - это реальность? Ваша
мама, которая готовит обед? (Ответы детей.)
- Баба-яга, которая гуляет по нашему городу, — реальное!или нет? Нет! (Она из сказки, придумана. Это фантазия.)
- Назовите реальных и фантастических животных из жизни и скаки. (Ребята перечисляют.)
- Видели ли вы все в реальности? Нет! А отдельные элеметы? Да!
- А как, например, получилась русалка? Художник соединилв единое два образа (человека и рыбы). Это взято из реальности
Вывод: В основе любой фантазии - правда жизни, так к художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире.
Учитель:
За долами, за горами,за далекими лесами
Против неба на земле жил Иван в одном дворце.
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ
И от сивка, и от бурка,
И от вещего каурка.
Посчастливилось Ванюше
Друга верного сыскать
Волком в сказке друга звать.
Едут близко ли далеко,едут низко ли, высоко.
Едут раздобыть к седьмице
Чудо-чудное-Жар-птицу.
А Жар-птица та живет в райских Ирия садах
И все ночи напролет песни сладкие поет.
Тут Иван с землей простился
И на небе очутился…(появляется "Иван"-его роль может исполнять ученик старших классов)
Иван: Эко диво! эко диво!
Наше царство хоть красиво-
Средь лазоревых полян-
А как с небом то сравниться
Так в подметки не годиться .
По ночам здесь солнце спит,
А полуденной порою
Месяц входит для покою.
Учитель: Вот Иван во двор въезжает
В терем к Солнышку идет
И такую речь ведет :
Иван Здравствуй Солнце- яснолико
Я приехал издалеко
Не вели меня казнить
Прикажи мне говорить
Солнце: Говори коли приехал….
Иван: С просьбой я к тебе, с поклоном
И прошу не за себя, а за моего отца
Болен он….
Ему помочь может только
Пенье райской птицы
Говорят что вот жар-птицы.
Солнце: Погоди, Иван-царевич
Просьбы мне твои понятны
Только вот в саду моем
Много райских птиц живет
И одна другой уж краше
Ты царевич выбирай
Да смотри не прогадай!
(Появляются по очереди "Птицы"(девочки,одетые в костюмы своих персонажей) и ведут о себе рассказ,который сопровождается демонстрацией слайдов презентации)
Гамаю́н : Я птица Гамаюн — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, пою людям божественные гимны и предвещаю будущее тем, кто умеет слышать тайное. . Изображали меня со свитком в руках. Я прилетаю и говорю о грядущих днях, только трудно расслышать мой голос, различить его среди шума ветра, шелеста листьев, скрипа и стона лесных деревьев в час надвигающейся бури.. По древнему поверью, мой крик предвещает счастье. А когда я прилетаю, то с востока идет смертоносная буря.
Я-Птица
Сирин — один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусства. Когда-то в старые, еще дохристианские времена легенды обо мне сладкоголосой деве привезли на Русь купцы и путешественники. Я как и античные сирены, была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума. И хотя прилетаю я раз в столетие из Рая, лучше бы вам людям вовремя заметить меня и «перекричать», чтобы легковерные люди не прельстились на заманчивые песни и посулы и не пошли бы за мной следом, отчего обязательно бы погибли.
Я-
Алконо́ст— в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье.. Несу яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делаю его спокойным на 7 дней. Пение мое настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Я-
Феникс прилетел в славянские земли из Древнего Египта, похожа на громадного орла. Чуя свой конец, я взмывал высоко в небо и от небесного огня, отражавшегося в моих красно-золотых перьях, поджигал своё гнездо, сплетенное из ароматных трав. Вернувшись назад, сгораю вместе с гнездом. А из благоухающего огня возродиться новый Феникс. Это символизировало вечное умирание и возрождение природы. В христианском мире феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых.
Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. я символизирую господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер — я олицетворяю Солнце, силу.
А я
Жар-Птица, – сказочная, огненная птица, мои перья блистают серебром и золотом , крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.Живу я в райском саду Ирии, в золотой клетке.
По ночам вылетаю из нее и освещаю сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней. Когда пою в своей золотой клетке, каждая моя рулада превращается в жемчужину . Пение мое исцеляет больных и возвращает зрение слепым. У меня в саду есть любимое кушанье – молодильные яблоки, которые дают мне красоту и бессмертие.
Солнце: Ну,Иванушка, что скажешь? Сделал выбор? Говори!
Иван: Птицы райские твои- ох и чудо хороши! Нелегко мне выбор сделать…
Солнце: Не печалься, помогу
И один секрет скажу-
Чтобы волшебству случиться
Надо к детям обратиться
Пусть они своей рукою
Волшебство нам сотворят
Птицу-счастья изобразят.
Иван: Ну ребята помогайте!
Воображение влючайте
Берите в руки карандаш
Чтоб быстрее пробил час
Исцеление случилось и беда отворотилась!
2. Работа с учебно- методическим пособием- объяснение этапов выполнения работы.
Не смотря на то что птица волшебная, у нее есть те же части как и у простых птиц. Из каких частей состоит птица?
1) Изображаем туловище и голову птицы
2) Изображаем крылья, шею, клюв, ноги,хвост
3) Украшаем декоративными элементами
3. Педагогический показ на доске.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5.Анализ выполненных работ
6. Подведение итога
Иван: Спасибо вам ребятки за дивных птиц из сказки.
Фантазия художника щедра,
Она нам дарит столько неожиданного...
Представь, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
Ваша фантазия и воображение поможет исцелить недуг моего батюшки.
Рекомендуем посмотреть:
Ширма своими руками
Конспект урока ИЗО во 2 классе на тему: Осень
Нетрадиционное рисование в технике набрызг и монотипия для учащихся 1-2 классов. Цирк
Конспект урока по ИЗО, 2 класс. Работа в группах. Сервиз для чаепития