Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе

Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе "Урало-сибирская роспись"
Автор: Белаш Ольга Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Гимназия №5 им. Е.Е. Парфенова» г.Камень-на-Оби
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 8 классе по теме «Урало-сибирская роспись» Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования и руководителям кружков по изодеятельности. Это конспект урока декоративного рисования, направленный на воспитание интереса к народным промыслам России.
Тема: «Урало-сибирская роспись".
Вид занятия: декоративное рисование.
Цели:
1. познакомить учащихся с историей возникновения и особенностями урало-сибирской росписи;
2.создать условия для освоения техники двойного мазка
3. учить выполнять основные мотивы («цветок», «листок»), используя данную технику
4. воспитывать интерес к народным промыслам России, чувство гордости и патриотизма.
Задачи:
1) познакомить учащихся с основными этапами выполнения росписи («подмалевок», «разбел», « нанесение травок, приписок»); учить работать последовательно
2) дать представления о семантических значениях отдельных мотивов уральской домовой росписи, особенностях колорита и техники исполнения, графическими и живописными видами элементов.
3) знакомство с понятием « двойной мазок»
4) развивать живописные навыки: умение пользоваться палитрой, плоской кистью;
5) совершенствование навыков кистевого письма: учить выполнять элементы «змейка», « ягодка», « капелька», «травинка».
Оборудование:
Для учащихся: гуашь, кисти плоские(№8-10) и круглые( №1-2). Палитра, салфетка сухая и влажная, баночка для воды, альбомный лист.
Для учителя: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, раздаточный материал: таблица «Варианты написания мотива «цветок», «листок»», таблица семантических значений; иллюстративный материал, УМТ « Этапы написания мотивов»; материалы и инструменты для пед. Показа
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский « Вальс цветов» (из балета « Щелкунчик»), минусовка песни « Волшебный цветок»
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
2. Введение в тему. Постановка целей и задач.
-Как называется наш предмет?
- С какими народными промыслами России мы с вами уже познакомились? -Какой раздел мы изучали? (художественная обработка дерева, роспись по дереву)
Сегодня мы познакомимся с очень необычным промыслом, который можно отнести сразу к нескольким разделам: роспись по дереву, бересте, художественная обработка металла, роспись дома - что само по себе является уникальным в истории народных промыслов. Итак, сегодня мы будем говорить об урало-сибирской росписи.
Вспомните план, по которому мы знакомимся с любым промыслом, и сформулируйте цели и задачи, которые нам предстоит решить на уроке. ( Работа в парах, затем вынесение на класс.)
3. Постановка проблемы
Есть такое выражение-« новое это хорошо забытое старое». Многие современные, « модные» художники используют техники, разработанные нашими предками очень давно. Сейчас вы увидите видеоролик, в котором художники используют технику изобретенную русскими художниками на Урале. Определите, владеете ли вы такой техникой кистевого письма. Итак сегодня мы начнем осваивать технику двойного мазка.
4. Знакомство с новым материалом.

4. Знакомство с новым материалом.
1.Из истории урало-сибирской роспись
Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства.
Она включает в себя гармоничную и порази¬тельную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путем. Прежде всего, это было связано с тем, что с 16в. начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Василий Алексеевич Барадулин — исследователь, посвятивший свои работы изучению этого удивительного промысла, писал: "Если 16 век заложили основу культуры уральского крестьянства, близкую культуре русского Севера, Поморья, откуда были в основном первые переселенцы, то в 17— начале 19 века народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, центральных областей внесла в нее существенные коррективы".
Поэтому мы видим некоторое сходство уральской росписи с хохломской, городецкой, жостовской.
В это время на Урале складываются два направления расписной утвари — роспись металлических и деревянных изделий.
Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах — Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским.
Впервые в России металлические расписные подносы появились на Урале в городе Нижний Тагил, но этот промысел постепенно угас и появился в Жостово. Сейчас же слава о нижнетагильских подносах разнеслась по всей стране, известны они и за рубежом.




В чём же особенность нижнетагильской росписи?
Рисунок на подносе располагается в центре. Это цветы, похожие на розы, тюльпаны, лилии, рядом с цветами располагаются листья, а по краю подноса художники рисуют траву. Узор для своих подносов мастера на¬ходят в уральской природе: в лесу, саду, огороде, поэтому на многих подносах можно встретить уральское дерево - рябину.
Поверхность узора покрывают специальным лаком. Бажов в одном из своих сказов писал: «А лак такой, что через него все до капельки видно...». Благодаря этому лаку узор играет неповторимыми красками.
Второе направление уральской росписи стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее населенных поселках.

Различные села специализировались на производстве какого-либо одного вида товара: красили коромысла, делали крашеные телеги, точили и распиливали деревянные чаши, изготавливали прялки и т. д.
В 40-х гг. 19 в. широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Особенную известность приобрели тагильские, пермские берестяные бураки. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. Среди этого обилия домашней утвари особенно выделялись обрядовые прялки. Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку преподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в ее семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесенных на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу. Прялку дарил молодой человек своей суженой.
Она переходила по наследству от бабушек, матерей, сохраняла память о близких людях.


2. Особенности промысла
Внешний вид старой уральской избы неказист. Глубоко нахлобученная двускатная крыша, покрывающая козырьком фасад, придает дому настороженный, угрюмый вид. Но вот входишь в избу... и попадаешь в «волшебный сад» с красивыми цветами, птицами и зверями. В композиции и в колорите росписи художники находили удивительную гармонию.
Крестьяне охотно соглашались расписывать свои дома. Роспись отражала их единство с окружающей природой, их радостное, оптимистичное мироощущение, народную мечту о красивой райской жизни и стремление у себя в быту устроить красочный сад при жизни. Число красильщиков-живописцев стало увеличиваться.
По-видимому обычай расписывать крестьянские дома на Урале появился в начале XIX в.
Уральская домовая роспись поражает прежде всего своей монументальностью: расписываются сени, изба, горница, а в них стены, про¬стенки, потолки, двери и многое другое.
Первым делом художники расписывали входные двери и голбец. На них рисовали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Затем разрисовывали печь-символ жизни в доме. Её украшали особенно тщательно, так как по поверьям в подполье под печкой жил домовой — доброе существо — охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной.
Помещение расчленялось на ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем, очерченным лавками; средний располагался между лавками и палатным брусом. К верхнему относилось все остальное пространство до потолка. Основой содержания росписи ярусов крестьянской избы в процессе ее формирования служили связи обжитого пространства с окружающим миром: для нижнего яруса связь с матушкой-землей, нижней сферой мироздания; для верхнего — с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус — мир человека — ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.


Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу. Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок разделывали "под мрамор", позднее — "под кирпич" и "царскими кудрями".
Стены среднего яруса чаще всего окрашивали красным, красно-оранжевым или золотисто-оранжевыми тонами. Особое отношение человека к красному цвету, как цвету жизни, шло издревле. Ему отдавали предпочтение при украшении утвари и одежды. В доме он, как цвет огня, был символом очага и жизни. Теплые, наполненные жизненными силами поверхности стен крестьянского жилища часто опоясывались широкими полосами синего и голубого цветов или обрамлялись удивительно красивым орнаментом "царских кудрей" Использование этого художественного приема, противопоставление красного и синего повышало впечатление яркости цвета. Так достигалась большая звучность всей росписи.
Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый — для моделировки форм и чёрный-для приписок графических элементов.

3. Семантика росписи

Символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др. Одним из широко распространенных мотивов уральской народной росписи является круг. В старых крестьянских жилищах лучистыми розетками с угловыми сегментами украшали ворота, калитки, двери, ставни.
Самый верхний ярус, потолок в доме — это его "небо". Мотивы, украшавшие потолок, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от которого зависела судьба крестьянина. Поэтому не случайно изображение круга, а позднее — венка в домовой росписи. Круги-венки помещались на частях потолка, соответствующих функциональным зонам. В одном помещении их могло быть несколько. Как и символы светила, круговые рисунки имели значение оберега.


Бутоны и ягоды на цветущем венке – это символ детей; листья – символ изобильного хорошего урожая, постоянного возрождения и роста.
Композиция «Куст в вазе»- «древо жизни», « семейное дерево». Цветы на дереве- символ взрослого поколения, символ солнца.
«Древо жизни» изображающее древние и молодые поколения венчает пара птиц – символ счастливой супружеской пары. Магические мотивы присутствуют и в красном цвете – символе очага и жизни; в голубом и зеленом цветах – символ растений, наполненных живительной влагой.
Вся композиция в росписи трактуется благопожелательными
функциями и несет в себе пожелание счастья и благополучия. Создается изобразительный оберег.
Анализ характерных для уральской росписи композиций говорит о том, что изображения птицы прочитывались по-разному в зависимости от места, где они были помещены, от роли той вещи, которую они украшали, и от сочетания с другими мотивами. Птицы могут парить над многоярусным букетом, поставленным в вазу, сидеть на вершине цветущего дерева, располагаются по сторонам ствола у корня.
Симметричная композиция, состоящая из дерева с парным изображением птиц, содержит пожелание благополучия. И если в росписях прялок добропожелательный мотив обращен к женщине, к хозяйке, то в домовой росписи — ко всей крестьянской семье.
Золотые птицы на белых закрученных ветках верхнего яруса древа, в соседстве с окруженным сиянием цветком — изображение солнца с его золотыми вестниками. Такая же композиция, написанная на входной двери, выполняла благожелательную функцию. Трактовка образа некоторых птиц (например, петуха), ассоциировавшаяся с образом солнца, определила их место в картине мира, отображенное и в домовой росписи. Они, как правило, размещены в верхней части среднего яруса или в верхней его части. Обобщенный образ птицы — символ счастливой жизни — воплотился в динамических петушке и курочке сибирского Зауралья, лирической жар-птице Прикамья, пышных, торжественных павлине и паве Среднего Урала. В стенописях Прикамья, помимо жар-птицы, часто встречались совы и филины в классической композиции с деревом, где они сидят на верхушке в паре с той или другой птицей, в зависимости от района бытования. Изображения совы или филина, написанные на ставнях, дверях, над ними по обеим сторонам, выполняли охранительную функцию.
Совершенно другой оттенок приобретает эта пара на цветущем дереве в подпорожье, у ног кровати хозяев. Здесь они тоже охраняют покой, но то, что их две и написаны они в сочетании с парой голубей у изголовья, придает им дополнительный смысл — пожелание блага супругам. Мотиву птицы было свойственно и общефольклорное его понимание как символа невесты. На прялках и других предметах, связанных со свадебным обрядом, птица уподоблялась невесте. Она приобретала женственный облик, в ней подчеркивалось изящество, нарядность. В лапку вкладывался цветок. В росписи уральских прялок часто встречается композиция с двумя птицами — символом счастливой супружеской пары.

Сцены труда и семейного благополучия, изображавшиеся на предметах быта, создавались с надеждой на исполнение желаний и объединялись в одну композицию со знаками-символами, что создавало большой объем смысловой информации.
Проверим как вы запомнили семантическое значение мотивов- заполним таблицу.

4. Мотивы и элементы
• Ягодки
• Цветы
• Листья
• травки, приписки
В уральском доме можно было увидеть удивительные росписи: невиданные растения, увешанные редкостными цветами — изумрудными, звонко-васильковыми, алыми. Растения эти крупные, причудливые по формам: спиралью, с крылышками, гребешками, короной, похожие на султаны, солнце, мыльные пузыри, перья, полураскрывшиеся хлопковые коробочки.
Такое же многообразие форм листьев, плодов и других всевозможных растительных и зооморфных мотивов.



5. Техника двойного мазка
Особенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набираем два цвета краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску. Для начала пробуем двойной мазок на бумаге, убирая излишки краски, затем проводится мазок непрерывным движением, поворачивая кисть в необходимых направлениях. В результате получается объёмный лепесток цветка или листочка.



6. Этапы росписи
Материалы урало-сибирской росписи: Старые мастера краски делали из местных минералов, растирая их, используя олифу. Но мы будем использовать гуашь, плоские синтетические кисти №3 -№12. Обязательно потребуется палитра, на которую необходимо выкладывать нужные цвета, ёмкость для воды.

Подготовка к работе : Размешаем на палитре рядом с красной краской белила. Теперь самое интересное: набираем краску на кисть так, чтобы половина щетины окрашивалась в белый цвет, другая половина в красный.



1 этап- Подмалевок - Обозначим основные пятна цветов, листьев, бутонов
2 этап-Разбел- Рисуем цветок: кистью проводим так, чтоб белый цвет шел по контуру цветка, благодаря этому получается живописный переход от середины к контуру.
3 этап-Нанесение приписок или травок Проверим как запомнили: Какие этапы выполняет художник?(на слайде фотографии с этапами выполнения росписи)




5. Пед. показ на доске и самостоятельная работа учащихся.
1. Элемент «змейка»
Чтобы выполнить элемент « змейка», возьмите кисть с набранной на нее краской, поставьте ее вертикально широкой плоскостью к себе. Выполните шажки. Для этого ведите на себя то один, то другой край кисти. В зависимости от величины шага получается разный рисунок змейки.
Выполните элемент "змейка", дополняя его еще одним движением: шагая левым краем кисти — плавно ведите ее влево; шагая правым краем — плавно ведите ее вправо. В зависимости от величины шага и от величины движения кисти в сторону получится множество вариантов элемента


2. Мотив "ягодка" напоминает подмалевок в городецкой росписи. Наберите на кисть краску одного цвета. Уложите ворс лопаточкой. Поставьте кисть вертикально к листу бумаги и, вращая ее в пальцах, опишите круг. Таким образом выполняется подмалевок под крупную "ягодку"
3. Цветок
Используя элементы "ягодка", "бутон" и "змейка", выполните несколько вариантов цветов.
Нанесите подмалевок диаметром 2 см. По внешнему краю пропишите лепестки, они должны иметь при¬мерно одинаковый размер. Цветок завершите прописью сердцевины, сделав в ней одну ягодку. Различные варианты написания сердцевины цветка показаны на рисунке ниже.
Подобный цветок можно выполнить, используя элемент "змейка". Для этого сделайте подмалевок диаметром 1,5-2 см. По внешнему краю пропишите змейку. Оформите внутреннюю часть цветка. В завершение выполните приписки. Различные варианты цветов с использованием элемента "змейка" показаны на рисунках ниже.
Существует много вариантов цветов. Часть из них показана на рис.
Выполните варианты этого мотива в своем альбоме. Следите за последовательностью написания элементов цветка. Лепестки цветка, как правило, пишутся в первую очередь, а затем перекрываются прописыванием центра цветка.
3. Мотив «листок»
Написание мотива "листок" базируется на тех же основных элементах росписи, что и мотив "цветок", "бутон", "змейка", С- и 5-образный мазок. Выполните подмалевок в виде капли. За¬тем С-образным и 5-образным мазком пропишите стороны листка. Заверши¬те приписками.
Если для мотива "листок" нужно выполнить "змейку", начните с прописки одной из сторон листа, затем второй. При этом рисунок "змейки" дол¬жен повторять рисунок листа.
Если вы не сможете сразу уловить форму листа, прорисуйте ее карандашом, а затем прописывайте кистью. Последним этапом работы будет выполнение приписок. Мотив "листок" имеет множество вариантов написания, показанных на рис.
6. Анализ выполненных работ уч-ся
7. Рефлексия.
как вы усвоили теоретический материал: нарисуйте
солнышко- отлично
Елочка- хорошо
Надо еще поработать- тучка
Как вы освоили приемы кистевого письма
солнышко- отлично
Елочка- хорошо
Надо еще поработать- тучка
8. Подведение итога
С каким промыслом России познакомились?
Какую технику осваивали?



Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Внеклассное занятие по ИЗО во 2 классе
Опубликовано: 3648 дней назад (28 апреля 2014)
Просмотров: 31019
+3
Голосов: 3
Александр Семенович Жбанов # 28 апреля 2014 в 22:27 +1
Ольга Николаевна, спасибо за очень интересную информацию! До сих пор я думал, что знаю все или почти все виды росписи. А вот и нет! Оказывается есть мастера по урало-сибирской росписи. Ваш материал, с Вашего позволения, я возьму себе и изучу его досконально. А пока я с благодарностью голосую за Вашу удачу!
Настя # 11 апреля 2015 в 15:56 0
Я вам при много благодарна . За такую позновательную информацию ю СПАСИБО
Оксана Васильевна Маслихова # 31 октября 2018 в 16:45 0
О.Н., спасибо за материал, искала материал по урало-сибирской росписи и в вашем блоге все по полочкам разложено. Все подробно, думаю с ребятами у вас получились отличные работы.