Конспект урока по теме "Истоки и современное развитие жостовского промысла" в 5 классе
Урок - мастерская
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: Данный конспект урока разработан на основе системно-деятельностного подхода.
Назначение: Конспект адресован учителям изобразительного искусства, работающим по ФГОС ООО.
Цель: Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
1. углубить эстетические познания о народных промыслах России,
2. освоить основные приёмы жостовского письма в процессе выполнения творческой работы,
3. развивать коммуникативные навыки, навыки совместного творчества.
Оборудование урока:
- слайдовая презентация "Особенности Жостовского народного промысла";
- предметы с гжельской, городецкой, хохломской, жостовской росписью;
- терминологические таблички: "замалёвка", "бликовка", "чертёжка", "привязка", "уборка";
- плакат "Правила работы в группе";
- аудиозапись музыки Чайковского "Вальс цветов";
- стихотворение "Подарок из Жостова";
- таблица "Этапы жостовской росписи";
- индивидуальные карточки для самопроверки по эталону;
- гуашь, кисти, палитра, ножницы, клей ПВА или клей-карандаш (для каждого учащегося);
- шаблоны подносов большого размера, план работы (на каждую группу обучающихся).
Ход урока:
1. Организационный этап.
Приветствие.
Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской. К нам в мастерскую пришла экскурсовод нашего школьного краеведческого музея Лукъянчикова Алина.
2. Мотивация, актуализация.
Экскурсовод:
- Ребята, в нашем музее много отделов, в том числе отдел декоративно-прикладного творчества. Недавно к нам поступили новые предметы (показывает предметы с гжельской, городецкой, хохломской, жостовской росписью).
Мне сказали, что вы знаете к какому народному промыслу они относятся.
Экскурсовод показывает поочерёдно все предметы и
задаёт вопросы:
- По каким признакам вы узнали, что этот предмет относится именно к этому народному промыслу?
- Каковы основные приёмы росписи?
Последним экскурсовод показывает жостовский поднос.
3. Выявление места и причины затруднения.
Только о жостовском подносе ничего не могут рассказать обучающиеся, потому что ещё его не изучали.
Учитель:
-Это, ребята, жостовский поднос.
Руководитель школьного музея Волкова Татьяна Константиновна хотела бы, чтобы вы помогли оформить наш школьный музей изображениями жостовских подносов.
Экскурсовод: Ну раз у вас, ребята, мастерская, значит вы можете сразу такие подносы расписать?
Учитель:
- Сможем сразу расписать?
- Почему не сможем? Что нам для этого нужно?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Как же будет звучать тема урока?
Как вы думаете какую цель на этом уроке мы можем преследовать?
А какие задачи мы можем решить?
Что мы должны узнать, сделать, чтобы помочь в оформлении школьного музея? На слайде 1 появляются
цель и задачи урока:
Познакомиться с историей развития и особенностями росписи ещё одного народного промысла России – Жостовского.
Задачи:
1. эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, оценивать произведения жостовского промысла,
2. освоить основные приёмы жостовского письма,
3. создавать фрагменты жостовской росписи в процессе выполнения творческой работы,
4. учиться слушать друг друга, отстаивать собственную точку зрения, учиться взаимопомощи.
5. Реализация построенного проекта.
Вот он, ребята, герой нашего урока - жостовский поднос (слайд 2).
Учитель:
Алина приготовила для вас стихотворение "Подарок из Жостова», которое прочитает под музыку Чайковского "Вальс цветов".
Внимательно вслушайтесь в строки стихотворения, посмотрите на слайды, вслушайтесь в звуки музыки.
Экскурсовод читает стихотворение на фоне слайдов 3 и 4 " Создание подноса" и "Виды подносов":
Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклёвкой его грунтовал –
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанёс по металлу,
Фон чёрным на нём должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.
Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
Смотри: разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет
И кажется, лето нам шлёт свой привет.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: Вы послушали стихотворение "Подарок из Жостова", а сейчас проверим на сколько вы были внимательны. Впишите ответы на вопросы карточки:
1. Из какого материала изготавливают подносы?
2. Каковы основные мотивы росписи?
3. Какие цвета фона выбирают жостовские мастера?
4. Какой может быть форма подноса?
5. Почему для фона стихотворения "Подарок из Жостова" выбрана музыка "Вальс цветов" Чайковского?
Слайд 5 "Проверь себя"
1. Из какого материала изготавливают подносы? - металл,
2. Каковы основные мотивы росписи? - преимущественно цветочные мотивы,
3. Какие цвета фона выбирают жостовские мастера? - не только чёрный и алый, но и другие цвета: синий, бежевый, коричневый, белый, ярко - зелёный....
4. Какой может быть форма подноса? - Прямоугольная, круглая, овальная, фигурная.
Выставление отметок учителем.
Учитель: Я не указала ответ на пятый вопрос. Озвучьте, пожалуйста, что вы ответили.
Композитор звуками изобразил как вальсируют цветы, а у жостовских мастеров на подносах они как - будто кружатся в вальсе, заплетаются в затейливые узоры. Вот почему выбрана именно эта мелодия.
Жостовский народный промысел по сравнению с другими не очень древний, он известен около 200 лет. Его родина - д. Жостово под Москвой.
Самое главное для мастера этих изделий - создать совершенный рисунок, одинаково красивый с разных точек зрения: и когда на столе, и когда не стене, и в руках хозяйки. Изображения цветов в этом промысле менее декоративны, приближены к реальным.
У мастеров Жостова сложились своеобразные приёмы скорописи, с которыми мы сейчас познакомимся. Жостовские изделия размещаются на международных выставках и в крупнейших музеях России.
Классический стиль этого искусства предполагает несколько цветочных композиций, где гармонично располагаются крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли:
- "букет собранный",
- "букет враскидку",
- "венок",
- "ветка с угла" (Слайд 6 "Виды цветочных композиций").
Роспись имеет несколько стадий (слайд 7 "Этапы выполнения росписи"):
1. Замалёвок (подмалёвок). Широкой кистью мастер набрасывает силуэт букета разбеленными красками без предварительного рисунка, вращая при этом поднос.
2. Выправка. Мастер усиливает теневые и освещённые места:
- тенёжка - подчеркивание в форме цветка теневых мест,
- прокладка - выявление объёма элементов росписи плотными мазками,
- бликовка - наложение самых светлых пятен,
- чертёжка - очерчивание тонкими линиями лепестков, листьев, прожилок,
- привязка - заполнение просветов между формами изящной травкой,
- уборка - ажурный орнамент украшающий борта подноса.
Релаксационная пауза.
Народный мастер любуется природой и фантазирует.
Давайте и мы с вами просто полюбуемся фотографиями живых цветов, отдохнём, представим, какие цветы сможем изобразить, пофантазируем... (Слайд 8. "Полюбуемся цветами")
7. Коллективная творческая работа.
Учитель:
1.Сегодня в нашей мастерской будут работать две группы художников, работы будем выполнять коллективно.
Я тоже поучаствовала в вашей коллективной работе и как главный художник подготовила форму подносов и выполнила один из этапов росписи.
- Как называется этот этап? (Уборка).
2. Предложите способы выполнения росписи на уроке (обсуждение преимуществ индивидуальной и коллективной форм работы).
Вместе составим план работы:
1 этап - индивидуальная деятельность:
- Выполнение членами группы цветов и листьев.
- Вырезание своих работ.
2 этап - совместная деятельность:
- Составление из отдельных фрагментов композиции росписи.
- Объединение композиции в единое целое завитушками, травинками.
2. Самостоятельна работа.
Ваши учебники - ваши помощники. На стр. 92-95 вы можете посмотреть, как пишут букеты жостовские мастера, посмотреть на работы своих сверстников.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель:
Наши подносы готовы, поместим их на выставку. ФОТО 15
Экскурсовод:
- Интересные работы! Спасибо!
- Сложно было выполнять жостовскую роспись? Что было самым сложным?
Учитель:
Сейчас мало кто играет в домино, но в нашем музее хранится такая игра. Я предлагаю вам поиграть в домино "Основные приёмы жостовской росписи". Вы получаете карточки, на которых слева даны изображения приёмов росписи, а справа - название приёма. Соедините карточки так, чтобы названия приёмов располагались рядом с их изображением. Карточки можно соединять в любом направлении. Работа совместная (в каждой группе).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Смогли ли мы реализовать цели нашего урока?
- В чём особенности жостовской росписи?
- Почему много лет живёт и не угасает это искусство?
- Где вы в дальнейшем можете использовать полученные знания?
10. Домашнее задание.
Читать стр. 96-98, найти информацию для школьного краеведческого музея о музеях, в которых можно увидеть жостовские подносы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса «Композиция. Рисование фруктов с натуры»
Тест с ответами для школьников «Народные промыслы»
Конспект внеклассного занятия по декоративно-прикладному творчеству
Методы и приемы на занятиях по внеурочной деятельности на развитие цветовосприятия