Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеклассного занятия по декоративно-прикладному творчеству

Мастер-класс "Сказочная Ковань"
Педагог: Некрасова Л.К.
Группа: 10 человек, 3 год обучения
Направление: дополнительное образование
Предмет: изобразительная деятельность
Тема урока: «Сказочная ковань»
Тип урока: занятие-практикум
Форма организации урока: занятие- практикум
Форма организации учащихся: групповая, работа в подгруппах
Программа: «Художественная мастерская» всего 216 часов, в неделю 6 часов
Раздел: «Декоративно-прикладное творчество Кубани»
Характеристика группы - выше среднего. Внимание у большинства воспитанников устойчивое, отмечается высокий уровень познавательной активности. Все воспитанники с удовольствием посещают занятия. Высокий уровень мотивации показали 6 человек, средний - 4 человека. Воспитанники, в целом, дружные, внимательные друг к другу, в объединении себя чувствуют комфортно.
Прогнозируемый результат: интерес к объектам ближайшего окружения, развитие образной памяти, умение применить навыки рисования ковани на практике.
Оборудование: проекционная аппаратура, экран, раздаточный материал.
Главная цель: Формирование представлений о кубанской культуре через знакомство с кованью.
Были поставлены следующие задачи: закрепление умений и навыков рисования ковани на фоне пейзажа, развитие речи, воображения, творческих способностей, формирование интереса к истории, её традициям, праздникам, ремёслам, воспитание у воспитанников патриотизма, любви к родине, ближним.
Цель и задачи занятия соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Это занятие-практикум. Структура занятия соответствует типу занятия и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап первичного осмысления и закрепления материала на практике. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На занятии были использованы следующие методы обучения:
1. По виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися), наглядные (демонстрация презентации), практические (работа с технологической картой);

2. По виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленной перед воспитанниками проблемы), опережающее домашнее задание (воспитанники фотографируют старинные здания в городе с элементами кубанской ковани, изучают литературу по теме урока).
Занятие начинается с мотивационно - целевого и организационного этапа, цель которого настроить воспитанников на работу и на восприятие материала, воспитанникам предлагается послушать кубанские мелодии, познакомиться с пословицами на доске, подготовить воспитанников к работе. Следующий этап – актуализация имеющихся знаний, здесь используется метод наглядности (презентация), на этапе ознакомления с новым материалом применяется игровой метод, воспитанникам предлагается отправиться на «экскурсию», на этапе первичного осмысления и закрепления материала на практике была организована практическая работа в группах по 3 - 4 человека (кузнецы-мастера, кузнецы-умельцы, кузнецы-дизайнеры). Работа проводилась с использованием инструкционной карты. Для снятия усталости и утомления использована физкультминутка. Завершающим этапом является оценочно - результативный, подведение итогов занятия. Это- оценка воспитанниками своего результата, заполнение листов самоанализа, оценочных листов групп, а рефлексия занятия позволила понять, чему научились и, какие проблемы будут решаться на следующем занятии. Между всеми этапами чётко прослеживается логическая связь и завершённость. В ходе занятия была достигнута триединая дидактическая цель, прослеживается интеграция с другими предметами (литературой, историей, краеведением). При планировании были учтены психологические особенности воспитанников, использовался метод эмоционального стимулирования: пословицы, физкультминутка.
Высокая работоспособность воспитанников в течение всего занятия обеспечивается за счёт грамотно использованных форм и методов работы.

Перегрузка воспитанников предупреждалась сменой одного вида работы другим. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на занятии положительной психологической атмосферы. Общение воспитанников и педагога доброжелательное, доверительное. Занятие прошло успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи, оно прошло на высоком эмоциональном уровне, и педагог и воспитанники получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у воспитанников пользовалась демонстрация мультимедийной презентации. Использование презентации позволило: разнообразить виды работы, сэкономить время для проведения практической работы, создать эмоциональный настрой, предоставить возможность воспитанникам сразу увидеть результат практической работы, включить каждого воспитанника в учебную деятельность.

Перспективы педагогической деятельности: запланировать большее количество часов на данный творческий проект, разработать и расширить цикл уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным средством активации познавательной деятельности младших школьников, пропаганда широкого использования ИКТ как неотъемлемого метода обучения.

Урок: «Сказочная ковань»
Предмет: изобразительная деятельность
Дата:7.02.2013 года
Третий год обучения
Тип занятия: занятие-практикум
Цель: Формирование представлений о кубанской культуре через знакомство с кованью.
Данное занятие находится в разделе «Декоративно-прикладное творчество Кубани», третий год обучения. Возраст детей 10-11 лет. Оно является важным итоговым занятием этого раздела в программе объединения «Художественная мастерская».
Универсальные учебные действия:
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме занятия, создавать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы;
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действия, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы;
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям, участвовать в обсуждении образного смысла произведения декоративно-прикладного искусства, выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета, развивать умение взаимодействовать с одногруппниками;
Предметные:
Формировать умение определять и характеризовать отдельные детали ковани- как проявление декоративной и изобразительной деятельности.
Личностные:
Формировать художественный вкус и способность эстетической оценки. Эмоциональная удовлетворённость от продуктивности собственной деятельности.
Задачи:
Воспитывать у обучающихся патриотизм, любовь к родине, к ближним;
Формировать интерес к русской истории, её традициям, праздникам, ремёслам;
Развитие речи, воображения, творческих способностей;
Прогнозируемый результат: развить интерес к объектам ближайшего окружения, образную память, умение применять навыки рисования ковани на практике.
Дидактическое и техническое обеспечение:
Телевизор, электронные носители, книжный фонд, дидактические таблицы;

Методы:
-объяснительно-иллюстративный;
- наглядный;
- практический
Опережающее домашнее задание: воспитанники фотографируют старинные здания в городе с элементами кубанской ковани, изучают литературу по теме урока.
Материалы:
Для воспитанников: бумага формат А3, плёнка, палитры, карандаш, акварель, кисти №3,№6, №1,салфетки, баночки с водой.
Для педагога: эскизы с элементами ковани, фотографии изделий, доска;
Зрительный ряд: фотографии с элементами ковани (Приложение 2), поговорки о казаках-кузнецах (Приложение 3), эскизы;
Музыкальный ряд: кубанские мелодии.
План урока:
1. Организационный этап занятия. Сообщение темы и цели занятия-1 мин.
2. Этап актуализации субъективного опыта воспитанников - 2 мин.
3. Этап обобщения и систематизации знаний воспитанников - 2 мин
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности – 5 мин.
5. Этап применения изученного материала (творческая деятельность воспитанников)- 25 мин.
6. Физкультминутка-2мин.
7. Этап контроля и самоконтроля-5 мин.
8. Этап подведения итогов работы - 2мин.
9. Этап рефлексии-1 мин.
Ход занятия:
Воспитанники готовятся к занятию под музыку (кубанская кадриль)
1. Организационный этап урока. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
Проверка готовности воспитанников к занятию, приветствие.
Презентация
2. Этап актуализации субъективного опыта воспитанников -2мин.
Сегодня мы с вами будем говорить о народных кубанских ремёслах, и рисунок наш тоже будет посвящён кубанскому промыслу - сказочной ковани. У каждого человека есть своя малая Родина, место, где он родился и вырос. Для нас - это Краснодарский край.
Текст
Кубань - Российская земля,
Безбрежные просторы,
Сады, да нивы, да поля,
Моря, равнины, горы,
У рек твоих и родников
Вода хрустальной стыни
Кубань моя, и знаю я
Что ты – дитя России.
Это стихотворение написала наша землячка, жительница села Белая Глина Зинаида Маренко.
Слайд
Если говорить о богатстве нашей земли, то, безусловно, это сам народ Кубани. Знаете ли вы, что на Кубани живут люди 120 национальностей. И каждая семья отличается своим гостеприимством и трудолюбием. Умение работать руками, мастерить всегда ценилось в казачьих семьях.
История Кубанского края бесконечно долгая, как сама Вселенная. На этом фоне жизнь пришедших сюда русских людей совсем невелика - вот только более 200 лет. Однако поселенцам тогда пришлось начинать всё сначала. Восприняв традиции вольнолюбивых казаков, они сложили во всём самобытную культуру: в быту, в одежде, в жилище, в искусстве. И всё это чудесным образом воплотилось в очень характерном их произведении – кузнечном архитектурном ремесле. Здесь в особой конструкции орнамента тесно соединились и походное казацкое дело ковать металл, и романтика воли, и суровость быта, и красота края, и эстетичность или умилённость души.
Слайд
Рассказывают, что каждый шестой казак был профессиональный кузнец. Естественное дело – ковать своих коней, брички, оружие, а прежде всего плуги да бороны и всякую домашнюю утварь. А как обжились, города завели, заложили традицию: на поселение своим домом выдавать служилым казакам столько-то металла, чтоб дом по-казацки украшен был, кованым крыльцом. Тут и родилось новое искусство. Для красоты пошли в ход все известные казаку символы – и казацкий наборный пояс, и газыри, и пика, и конечно же, Красавица Природа Кубани. Да и вся смекалка виды видевших казаков – это самое главное, чем всё это стало, любуются люди вот уже более ста лет.
Слайд
3.Этап обобщения и систематизации знаний воспитанников- 2мин.
Как вам известно, грамоту, на владение кубанскими землями казакам даровала Екатерина 11 в благодарность за верную службу. Первые поселенцы на Кубани были, прежде всего, воинами. А воину, как полагается, нужно оружие. И чем красивее оно будет, тем лучше. Вот и старались казаки украсить своё оружие чеканкой. Используя при этом опыт мастеров Северного Кавказа. Когда стал отстраиваться Екатеринодар, пригодились умельцы по ковке металла. Особенно красиво были выкованы решётки. На старых домах сохранились ажурные металлические узоры. В наши дни этот промысел возрождается.
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности воспитанников - 5 мин.
Экскурсия (Приложение 7)
(экскурсанты из числа воспитанников)
Слайды
1-й экскурсовод
Кубанская ковань – ценный исторический и культурный памятник. Ковань является одним из старейших видов народных художественных ремёсел на Кубани, широко распространённых в Екатеринодаре во второй половине 19-начале 20 века. Екатеринодарские кузнецы выработали самобытный оригинальный орнамент и создали в городе редкий по красоте ансамбль кружев из металла.
Ковань – тонкая и высокохудожественная обработка металла. На протяжении многих веков кузнецы были главными среди ремесленников и являлись универсальными мастерами.
Вместе с первыми переселенцами – казаками в Екатеринодар пришли и ковали. Об этом свидетельствует первая перепись жителей города от 11 ноября 1794 года, где среди переселенцев значились и семь кузнецов. Они стали первыми представителями кузнечного ремесла. Число ковалей с ростом города постоянно на протяжении 19 века увеличивается.

2-й экскурсовод
В 30-40- е годы 19 века в городе была образована рабочая команда, в состав которой вместе с другими рабочими входили и 30 кузнецов.
В 1886 году в городе появился первый металлообрабатывающий завод К.Гусника, где разместились кузнечные цеха. До этого в городе существовали отдельные ремесленные мастерские и кварталы кузнецов. Продукция завода Гусника сохранилась и сегодня украшает город. Это чугунные ступеньки домов, лестницы, люки, парадные.
Улицы Краснодара сохранили настоящие сокровища, сделанные руками народных умельцев,- это кованые надкрылечные зонты, называемые «козырьками». Кованые козырьки старых домов, созданные в 19 веке, являются уникальными памятниками народного декоративно-прикладного искусства. Это своеобразная визитная карточка старинной части города.
Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях
3 -й экскурсовод
В 1886 году в Екатеринодаре проживало около 160 кузнецов. В начале 20 века их число увеличилось до 500 человек. В кубанских газетах того времени появляются многочисленные рекламные объявления владельцев кузнечных
мастерских, которые предлагали кованые изделия на продажу. Так, механическое заведение Г. Короченко принимало заказы на различные кузнечные работы из металла. Кузнечно-слесарная мастерская Н. Онищенко изготовляла заборы, ворота, ограды, балконы, замки, ручки и решётки. Рекламные бланки завода Гусника содержит описания большого выбора кованых изделий, которые предлагали кузнечные цеха завода.
В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество, которое объединяло кузнецов. Его учредителями были кузнецы А.Губанов, В.Дегтярёв, Ф.Патрон и другие.
1-й экскурсовод
В 1913 – 1916 годах о екатеринодарской ковке и кузнецах сообщалось в специально изданном каталоге. Кованные кресты, решётки, козырьки и ограда, говорится в каталоге, изготавливались местными кузнецами, лучшими среди которых были: В.Божков, С. Нечипайло, М. Седин, А.Чубков. Работа этих мастеров неоднократно поощрялась наградами екатеринодарских сельскохозяйственных и промышленных выставок. Так, в 1902 году Божкова и Седина наградили большими серебряными медалями.
Узоры екатеринодарской ковани разнообразны и пластичны. Тонкая пластика вьющегося металла в решётках, козырьках, элементах домового декора создают многообразие совершенных художественных форм ковани.
2-й экскурсовод
Виды екатеринодарской ковани : надкрылечные зонты, решётки балконов, окон и дверей, парадные лестницы, калитки, флюгера, ограда, ковань надгробий, кресты, водосточные трубы. В орнаментах екатеринодарской ковани преобладают листья, гроздья, цветы, стебли, злаки. Зооморфные изображения, драконы, птицы, морские коньки.
Наиболее распространёнными и сохранившимися видами ковани являются козырьки. Сейчас в старой части города их более 500, наиболее ранние датируются 1812, 1844, 1870, 1874 годами (на улице Горького, Рашпилевской, Длинной), поздние – 1916- 1917 (улицы Седина, Леваневского, Октябрьская).
Самые малочисленные изделия екатеринодарских кузнецов – это флюгера. Их сохранилось только три.
3 –й экскурсовод
Мастерством декоративной обработки металла овладевали семьи, деревни и целые селенья. Мастерство каждого исполнителя является частицей творческого труда коллектива. В народе всегда отличали особо искусных и мастеровых. Их высокохудожественные образцы служили как бы эталоном, которому следовали остальные поколения мастеров- кудесников. О них ходили легенды из поколения в поколение.
Сменяются люди, осваивают методы и технологические основы переработки, придавая металлу декоративность и художественность, превращая их в произведения металлопластики. Они тем и ценны, что сделаны вручную, никогда точно не повторяя друг друга. Своей формой, своеобразием узора, яркими и сочными композициями они акцентируют и дополняют обстановку интерьеров квартир, жилых домов, офисов, мест компактного пребывания людей, вносят в них особый неповторимый колорит.
Благодаря старейшему кузнецу-кудеснику Кубани из совхоза «Тимашёвец» Ивану Дмитриевичу Страшнову, поделившемуся богатым опытом и за данные им советы по ручной ковке металла собран материал и написана не одна книга, брошюры, альбомы.
Декоративно-художественной обработке металла принадлежит исключительное место в истории народных промыслов Кубани.
Постановка творческой задачи: Давайте создадим сегодня три разных рассказа в рисунках о сказочной ковани. Первый рассказ сочиняют «кузнецы – мастера» (решётки в парке), второй – «кузнецы – умельцы» (фонари в парке), а третий – «кузнецы – художники» (скамейки в парке).
5. Этап применения изученного материала (творческая деятельность воспитанников)-25мин.
Воспитанники выполняют работу по группам (три группы),
Кузнецы – мастера (1)
кузнецы – умельцы (2)
кузнецы – художники (3)
также воспитанники могут выполнять работу самостоятельно или в парах. Выполнить рисунок ковани, на предварительно подготовленном на предыдущем уроке листе. (Лист акварельной бумаги (А3)покрывается акварельной краской, накрывается плёнкой, выполняется сжимание плёнки складками, высушивается).
Педагог обращает внимание на инструкционную карту в презентации
Во время работы рассказывает сказку о кузнеце.
Инструкционная карта Слайд
- решётки в парке (1)
- фонари в парке (2)
- скамейки в парке (3)
Воспитанники рисуют своё задание чёрной акварельной краской, используя кисти, добавляют детали (трава, цветы, птицы). Слайд

6. Физкультминутка- 2 мин.
Упражнение на расслабление.
7. Этап контроля и самоконтроля -5мин.
Во время работы воспитанников педагог делает целевые обходы;
1. Контроль организации рабочего места
2. Контроль правильности выполнения приёмов работы
3. Оказание помощи воспитанникам, испытывающим трудности
4. Контроль объёма и качества выполненной работы

8. Этап подведения итогов работы -2 мин.
Педагог вызывает тех, кто окончил работу, назвать промысел, элементы ковани, дать название рисунку, прикрепить рисунки или разложить для просмотра, решить анаграмму.
Слайд
9. Этап рефлексии-1 мин.
«Поделись солнышком»
Воспитанники прикрепляют изображение солнышка к работам товарищей, оценивают рисунки.
Домашнее задание.
Подготовить материалы о кубанской вышивке
10. Завершение занятия
До свидания. До новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Организация персональной выставки обучающегося с презентацией
Опубликовано: 3676 дней назад (29 ноября 2014)
Просмотров: 4508
Рубрика: мастер-класс
+3
Голосов: 3
Ольга Вячеславовна Долгова # 29 ноября 2014 в 19:23 0
Уважаемая Лариса Клавдиевна !Вы молодец, ваши дети видят то, что не видят некоторые взрослые не говоря о детях.Я веду студию декоративной лепки из глины.Всё это положительные эмоции и здоровая психика наших детей. Очень рада что мы с вами работаем в одном направлении,воспитываем культурных,обладающих вкусом граждан нашей страны.Вам мой голос!