Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Круглый стол по социализации дошкольников с презентацией

Социально-коммуникативное развитие в аспекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Автор: Самойлова Мария Евгеньевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №78" г. Энгельса Саратовской области
Назначение: статья использовалась как выступление в СГУ им. Н.Г. Чернышевского в круглом столе на тему "Социализация дошкольников"; может пригодиться педагогам ДОУ, студентам, старшим воспитателям
Цель и задачи: обобщение знаний о социализации (социально-коммуникативном развитии) в аспекте ФГОС ДО; уточнить направления работы педагогов в данном аспекте; расширить базу знаний по данной проблеме среди студентов, преподавателей.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения в мир социальных отношений, то есть он значим для процесса социализации, который, по словам Льва Семеновича Выготского, звучит как «врастание в человеческую культуру».
Социальное развитие (социализация) дошкольника – процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком ценностей социально-культурного опыта своего народа. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием четырех компонентов, находящихся в тесной взаимозависимости: социальные качества, социальные навыки, специфические знания и ролевое поведение.
Огромное влияние на процесс социализации оказывают аспекты социализации: семья, детский сад, общество. Вообще всех людей, которые общаются с ребенком, можно разделить на 4 уровня приближенности, которые характеризуются сочетанием 3х факторов: частотой контактов с детьми, эмоциональной насыщенностью контактов, информативностью. На первом уровне находятся родители – все три фактора имеют максимальное значение. На втором уровне – воспитатели ДОУ – максимальное значение имеют эмоциональная насыщенность контактов и информативность. Третий уровень – люди, имеющие лишь ситуативные контакты с ребенком. На 4 уровне – люди, о которых ребенок знает, но с которыми никогда не встречался – жители других городов, стран.
Целью дошкольного учреждения является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, что является немаловажным на пути к успешной социализации.
В аспекте социализации рассматривается социально-коммуникативное развитие, т.к. это является ключевой проблемой в педагогике. Ее актуальность обусловлена в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором наблюдается дефицит общения, доброты, отзывчивости, доброжелательности в отношениях людей. А в рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание. Социально-коммуникативное развитие представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для включения его в социальные отношения.
ФГОС рассматривает это понятие более подробно: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Педагогическая деятельность в разделе «социально-коммуникативное развитие» идет по 3м направлениям: «Я и другие», «Что я могу», «Я среди других». В рамках реализуемых задач можно использовать игры: 1. Направленные на развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей, на сплоченность, сотрудничество, на снятие конфликтности, формирование доброжелательного отношения к другим.
Социально-коммуникативное развитие представлено тематическими категориями, каждая из которых помогает детям постигать наш сложный, разноликий мир во всем его многообразии.
Особое место занимает совместная деятельность педагога с детьми, а именно: игры, беседы, труд, театрализованная деятельность, коллективные работы.
Выделяется ряд требований к условиям реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога: поддержка индивидуальности и инициативы детей; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития, установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях; организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы по С. К .Р в рамках ФГОС: Младший дошкольный возраст:
- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
- Организация сюжетных игр;
- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
- Игры с моделированием;
- Литература и игра (чтение)
Средний дошкольный возраст:
- Организация сюжетно-ролевых игр;
- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий
- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
Старший и подготовительный дошкольный возраст:
- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
- Использование метода проектов.
- Использование метода коллекционирования.
- Использование театрализованной деятельности.
- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
- Самостоятельная деятельность детей.
3. Организационно-педагогические условия:
- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
- Обучение умению детей владеть собой;
- Развитие умения анализировать ситуацию;
- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Подводя итог, хочется подчеркнуть: специфика дошкольного возраста заключается в том, что социальное развитие детей идет под воздействием и при содействии взрослых, будь то родители или воспитатели, мы должны помочь ребенку, открыть перед ним мир, будущее. Выступая посредниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного ни с чем не сравнимого опыта.
Презентация на тему: Социально-коммуникативное развитие дошкольников в аспекте ФГОС ДО

Рекомендуем посмотреть:

Работа с родителями в ДОУ. Круглый стол Сценарий круглого стола для детского сада Круглый стол в ДОУ по ФГОС Круглый стол для воспитателей детского сада по ФГОС
Голуби мира из бумаги своими руками для детского сада | Консультация для родителей в детском саду
Опубликовано: 3498 дней назад (25 апреля 2015)
Просмотров: 4467
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Екатерина Васильевна Царук # 26 апреля 2015 в 10:03 0
Стандарт - новое для педагогов ДОУ. Любая помощь будет кстати. Спасибо за луч света в темном царстве стандартов)))
Мария Евгеньевна Вашурина # 4 мая 2015 в 14:47 0
Екатерина Васильевна, я и для себя немного дверцу тайны приоткрыла))
Анна Сергеевна Веденеева # 11 августа 2015 в 13:01 0
Спасибо большое