Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рисование Снегурочки поэтапно

Как нарисовать Снегурочку
Портрет Снегурочки. Рисование пошагово
Автор: Пучкова Мария Владимировна, учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» городского округа Саранск Республики Мордовия
Мастер-класс по рисованию: «Портрет Снегурочки в смешанной технике».

Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 7 лет, учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, воспитателей.
Цель: выполнение портрета Снегурочки в смешанной технике.
Задачи:
средствами художественной выразительности – формой, пропорциями, цветом, линией, фактурой материала, композицией освоить изображение портрета сказочного героя (по представлению) на плоскости в смешанной технике; изучить пропорции головы, построение лица.
развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
воспитывать сознательное отношение к процессу изображения, аккуратность, стремление довести работу до конца.
Материалы: восковые мелки, акварель, кисть, баночка для воды, альбом, простой карандаш, соль.
Ход мастер-класса:
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?…

Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России. Снегурочка - это литературный персонаж. Вскоре после появления в жизни россиян героя Деда Мороза, в 1873 году у него появилась молодая помощница, сначала позиционировалась как дочка, - Снегурочка. Это произошло благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», которую он создал на основе народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку. Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В. М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова.
К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М. А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А. В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н. К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки.
После репрессий 1927 - 1935 годов Снегурочка надолго пропала и в качестве постоянной спутницы Деда, она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Место её рождения сегодня оспаривают два населенных пункта России: Костромская область, где в имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсакова.
Какая она, наша Снегурочка?!
Юная девушка является дитём Мороза и Весны. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Чистейшее создание, соединившее в себе и земное и неземное, настолько очаровывает душу художника, что становится реальным, воплотившись на полотне мастера.
Как правило, образ Снегурочки художники пишут в холодных тонах красок. Чистейший нетронутый снег, который сопровождает девушку, как бы отражает чистоту души девушки и холод ее сердца. Ее чудесное личико излучает чистоту и нежность. Этот прекрасный образ юной девушки мастера живописи дополняют чудесным традиционным русским народным костюмом (сарафан, рубаха или шубка). А головной убор, кокошник, придает образу Снегурочки женственность и нежность.
Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения.
Попробуем и мы создать образ девушки из сказки. Выполним погрудный портрет. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) человека, в нашем случае – литературного героя.
Итак, выполняем эскиз карандашом.
Голова человека имеет овальную форму, вверху более расширенную, внизу более суженную. Она правильная, одинаковая с левой и правой стороны, т.е. симметрична.
Проведите вертикальную линию на середине листа, это поможет нарисовать правильный овал.

Лицо делится на три части:
1- лоб, 2- глаза. нос, 3- губы, подбородок.
Проведем горизонтальные линии.

В дальнейшей работе нам помогут загадки.
Живет мой братик за горой,
Да не встретится со мной.

На верхней линии рисуем брови, ниже – глаза.
Форма глаз состоит из дугообразных линий (верхнее и нижнее веко). Намечаем ресницы, зрачок.


Кто я такой?
Всегда с тобой,
Хоть стой, хоть сиди —
Всегда впереди.

Нос располагается на середине листа. Переносица идет от бровей (рисуем плавной дугообразной линией). Макушка носа закругляется, Сбоку прорисовываем крылья носа, обозначаем ноздри.

Стоят два брата,
Кафтаны из бархата,
Красные наряды,
Живут рядом,
То сойдутся,
То разойдутся,
Жарко обнимутся —
Крепко подерутся.

Ниже носа рисуем рот.

По сторонам на уровне носа рисуем уши.

Не сеют, не сажают,
А сами вырастают.

Рисуем «шапку» волос, намечаем косу.
Кстати, на Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение "коса — девичья краса" имело вполне буквальный смысл — та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.

Намечаем линию плечей, ворота рубахи, обозначаем форму кокошника, украшений.
Обычно кокошник надевали в праздники. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними девушками. Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами —«кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.
На рубахе вышивка шла по низу подола, низу рукавов, на груди и вороте, т.е. физическое тело и внутренние энергии полностью защищены символами Рода — все деды, бабки, прадеды весь Род до изначалья, вся сила идёт в Обережь. Ворот женской рубахи застёгивается на пуговицу или пряжку, а у девицы завязывается вовнутрь плетёной верёвочкой.

Говоря о выборе цвета, напоминаем, что образ девушки создаем с помощью нежных, холодных оттенков.
Материал этот очень интересный, им работают и профессиональные художники, и любители. Мы считаем уместным использование восковых мелков в детском творчестве. Работы получаются яркими, сочными.
Расскажите о том, как ими следует работать. Мелками можно рисовать по-разному. Острый край оставляет четкие яркие линии. Когда одним концом рисуешь довольно долго, на нем образуются грани и линии, оставляемые ими, мягче.
Есть еще один очень интересный прием работы: для этого нужно взять мелок тремя пальцами параллельно листу бумаги и ребром оставить широкое цветное пятно. Таким способом можно закрывать большие плоскости цвета.

Делаем цветовой акцент на глаза, выполняем портрет Снегурочки, намечаем орнамент на одежде и кокошнике.

Покрываем фон акварельными красками, цвета выбираем по вкусу, пока краски не высохли, посыпаем нашу картину каменной солью. Соль создает невероятный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании.

После того, как красочный слой высохнет, соль аккуратно стряхиваем. Оформляем рисунок в раму.

Вашему вниманию мы предлагаем работы учащихся МОУ «Гимназия №19» го Саранск.





Ночью зимней, сказочной,
Выйду я на улочку.
Из страны загадочной
Позову Снегурочку.
Закружит, завьюжется
Надо мной метелица.
Может, сказка сбудется,
Верится - не верится.

Повесть детства дальнего -
Снежная красавица
Сердце больно ранила,
Не могу с ним справиться.
Тонкий стан тростиночки,
Словно льдинки пальчики,
Тебя помнят девочки,
Тебя любят мальчики.

Ты зимою белою
Родилась в стороночке,
Где на горках смелые
Подружились ёлочки.
Среди всей околицы
Деревеньки - матушки
Лучше нет помощницы
У любимой бабушки.

Но, весною талою
Ты судьбе доверчива
И снежинкою малою
Вновь растаешь к вечеру.
Когда встретит сон в траве -
Зимний сон дубравушка,
Будут ждать тебя к себе
Дедушка и бабушка.

Окна разукрашены
Серебристым инеем.
- Ни о чём не спрашивай,
Скажет небо синее.
Жди, когда за осенью
Луны разноцветные
Мир украсят с проседью
В жемчуга несметные.

Ночью зимней, сказочной,
Выйду я на улочку,
Из страны загадочной
Позову Снегурочку.
Закружит, завьюжется
Надо мной метелица,
Может, сказка сбудется,
Буду я надеяться.

Олег Абрицов

Рекомендуем посмотреть:

Урок рисования Снегурочки в старшей группе Урок рисования гуашью с детьми 6-7 лет на тему: Снегурочка Как нарисовать портрет снегурочки карандашом поэтапно с фото Как нарисовать Снегурочку поэтапно с фото

Похожие статьи:

Как нарисовать Снегурочку поэтапно

Новогодние раскраски для детей

Снегурочка из бумаги своими руками

Снегурочка. Раскраски

Снегурочка, связанная крючком

Участник №9 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию» декабрь - февраль 2014-2015
Новогодняя открытка в форме варежки. Мастер-класс с пошаговыми фото | Валентинки в технике изонить своими руками. Схемы, мастер-класс с фото
Опубликовано: 3376 дней назад (30 декабря 2014)
Просмотров: 26567
+32
Голосов: 32
Снежана Георгиевна Белова # 30 декабря 2014 в 20:36 +4
Снегурочки очень симпатичные.Мастер класс подробный и понятный. Спасибо.
Любовь Михайловна Русакова # 30 декабря 2014 в 21:10 +5
Мария, ваше объяснение, как нарисовать портрет снегурочки понятно. В вашем мастер классе мне понравилось, что при рисовании лица Снегурки вы используете загадки. Очень интересный приём. Ещё плюс вашей работы в том, что вы рассказываете, как работать с восковыми мелками. Я думаю, что педагогам будет полезна ваша информация. Работы ваших детей мне тоже понравились. Удачи Вам!
С наступающим Новым Годом!!!!!
Елена Николаевна Анненкова # 30 декабря 2014 в 22:35 +7
Спасибо, Мария, за приглашение! С интересом следила за ходом мастер-класса. Замечательно, что он сопровождается интересными сведениями и о самом персонаже, и об особенностях украшения русского народного костюма, и о приёмах работы восковым мелком, и содержит загадки. Последнее должно способствовать активизации мышления детей. Конечно, первостепенная задача при изображении портрета - сохранить гармоничные пропорции лица. В Вашем материале достаточно подробно, логично и понятно для новичков в изобразительной деятельности изложены рекомендации по построению головы персонажа. Думаю, что стоило бы добавить, что три части, на которые можно условно разделить лицо, должны быть примерно равны между собой. Ну, а детские Снегурочки просто очаровательны! Голосую!
Татьяна Александровна Караева # 31 декабря 2014 в 05:07 +7
Доброе время суток Мария. Спасибо за приглашение на мастер-класс. Хороший мастер-класс, очень много полезной информации, загадок. С удовольствием посмотрела на симпатичных снегурочек. Молодцы! У талантливого педагога и дети талантливы! Примите мой голос. Мария желаю Вам творческих свершений в Новом 2015 году! С уважением Караева Т.А.
Ирина Юрьевна Ручина # 31 декабря 2014 в 14:18 +7
Мария Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей работой. Портрет Снегурочки в смешанной технике получился у Вас очень интересный. Мастер-класс подробный и доступный. Творческих Вам успехов и удачи. Примите мой голос. +1!!!
Александр Семенович Жбанов # 31 декабря 2014 в 14:36 +6
Замечательная идея в том плане, что Вы решили совместить изучение пропорций головы человека с изучением элементов русской одежды, плюс к этому создается образ сказочной русской Снегурочки. Все это происходит в канун Нового года, что придает МК еще большую значимость. Замечательный мастер-класс ! Мария, удачи Вам!
Наталья Сергеевна Мыжевских # 31 декабря 2014 в 14:58 +5
Здравствуйте, Мария! Спасибо за приглашение! Снегурочка очень красивая, мне нравится. Доставило большое удовольствие после просмотра ваших поделок. Желаю творческих успехов! Принимайте голос!!!
Людмила Леонидовна Горшкова # 31 декабря 2014 в 18:49 +5
Здравствуйте, Мария Владимировна! Очень подробный, интересный мастер-класс! И самое главное, этот мастер-класс пригодится и педагогам, и детям. Отлично! Сохраню в закладки.
Вера Александровна Орехова # 31 декабря 2014 в 21:12 +4
Мария, спасибо за приглашение. Интересный мастер-класс, все подробно показали и описали каждый этап рисования. Следуя Вашим инструкциям можно нарисовать такую вот красавицу-Снегурочку. Очень понравились работы учащихся, Ваши воспитанники просто молодцы, настоящие художники. В ходе работы вы развиваете творческое воображение,фантазию, мелкую моторику рук, воспитываете аккуратность, стремление довести работу до конца. Примите мой голос +1. Желаю творческих успехов!
Елена Викторовна Багрова # 1 января 2015 в 11:21 +4
С Новым годом, Мария! Замечательная красавица-Снегурочка получилась у Вас и ваших учеников! Пусть внучка деда Мороза исполнит все самые заветные Ваши желания! А Вы творите и продолжайте радовать нас в Новом году! Успехов в творчестве! Примите голос!
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 1 января 2015 в 16:49 +4
Добрый день Мария Владимировна! Познакомилась с вашим мастер - класс. В нем привлекает пошаговое прорисовывание портрета Снегурочки с применением загадок. Работы Ваших учеников показывают, что Вы открываете их индивидуальное видение внучки Деда Мороза. Особенно выразительны глаза. Так же интересен использование соли, она помогает получить необычный фон. Примите голос и пожелания творческих успехов. smile
Ирина Николаевна Ступченко # 2 января 2015 в 15:16 +1
Мария Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей работой. Портрет Снегурочки в смешанной технике получился у Вас очень интересный. Мастер-класс подробный и доступный. Готовые рисунки получились интересные и разнообразные. Примите мой голос. +1!!!
Елена Дмитриевна Тулинова # 2 января 2015 в 16:49 +1
Мария, спасибо за приглашение.Очень подробный, интересный мастер-класс! С удовольствием посмотрела на симпатичных снегурочек. Молодцы! У талантливого педагога и дети талантливы! Примите мой голос.
Светлана Владимировна Марковская # 3 января 2015 в 00:08 +1
Мария, добрый вечер! Очень интересный, подробный мастер-класс! Уместна история появления Снегурочки в России. Работы красивые получились у ребят. Мы в таком стиле делали портреты мам к 8 Марта. И соль тоже использовали, правда, при рисовании морского пейзажа.
Светлана Николаевна Ефименко # 3 января 2015 в 00:11 +3
Здравствуйте, Мария Владимировна. Спасибо за приглашение на мастер - класс по рисованию «Портрета Снегурочки в смешанной технике». Очень насыщенная у Вас получилась публикация. Много теории, лирическая вступительная часть, красочное оформление материала. С интересом следила за ходом мастер - класса по созданию зимней красавицы. Мастер - класс подробнейший, его повторение - это лишь желание творческих людей.
Очень выразительные глаза получились у всех Снегурочек. Ведь не зря говорят, что глаза – зеркало души, Снегурочки просто очаровательны!
Примите мой голос!
Татьяна Владимировна Мельникова # 3 января 2015 в 08:47 +1
Мария Владимировна! Чудеса да и только!!!Сколько фантазии и смекалки.С таким удовольствием рассматривала каждую Снегурочку и получила колоссальное удовольствие от увиденного! Каждая Снегурочка-необычна!Можно рассматривать и рассматривать.Спасибо за Ваш фоторепортаж!Творческих Вам успехов и вдохновения!
Ирина Михайловна Редикульцева # 6 января 2015 в 20:15 +1
Мария Владимировна, большое спасибо за приглашение! У Вас и Ваших ребят получились очаровательные Снегурочки, Вы так просто и доступно описали, что даже я-человек абсолютно не умеющий рисовать , с легкостью нарисую такую красавицу! Урок получился очень интересный и познавательный, чередуются и загадки и небольшая историческая справка с предысторией появления изображаемого персонажа. Очень яркая и красочная работа, поднимающаяся настроение. Голос
Вера Борисовна Егорова # 6 января 2015 в 21:43 +1
Очень грамотно построен мастер-класс! Правильно переданы пропорции головы, черты лица. Работы детей говорят о высоком профессионализме педагога! +1!
Наталья Суслова # 8 января 2015 в 21:39 +1
Мария Владимировна, здравствуйте! Спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с Вашим мастер-классом! Следуя Вашим инструкциям можно нарисовать такую Снегурочку. Работы красивые получились у ребят. Всего Вам доброго, творческих успехов! Голос!
Людмила Артемьевна Воронкина # 10 января 2015 в 19:14 +1
Мария Владимировна, здравствуйте! Спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с Вашим мастер-классом! Очень понравились детские работы. Всего Вам доброго, творческих успехов!
Елена Юрьевна Первухина # 22 января 2015 в 22:18 +1
Спасибо за мастер- класс!
Очень роскошное описание персонажа Снегурочки! С вашего позволения буду использовать такую ценную информацию в своей работе!
Я тоже ежегодно рисую подобный портрет со своими учениками.
Пропорции лица только определяем несколько иначе.
Всегда линия глаз делит голову пополам и т.д.
Но у каждого мастера свой подход в определении пропорций лица.
Еще хотелось бы напомнить про " волшебное " свойство отталкивания акварели от восковых мелков.
Это свойство очень любят дети применять при сочетании этих двух техник.
Творческих успехов!!!
Ермакова Наталья Александровна # 25 января 2015 в 15:11 +1
Здравствуйте Мария!Очень красивые получились Снегурочки, просто конкурс красоты!Хорошая по этапность,дети прекрасно справились с поставленной задачей,голос!
Ирина Викторовна Родионова # 25 января 2015 в 16:18 +1
Здравствуйте,Мария! Разработка и рисунки понравились, т.к. написано поэтапно.Познавательный материал описан интересно. Работы получились красочные, разнообразные. Радует, что в каждой работе своя изюминка. Творческих успехов Вам!
Ольга Валерьевна Лукашенко # 29 января 2015 в 17:04 +1
Мария Владимировна, Ваш мастер- класс очень понравился. Незабываемо красивые Снегурочки заворожили детей перед Новым Годом. Хорошо, толково представлено построение пропорций лица. Замечательно вписались узорчатый головной убор и украшения внучки Деда Мороза. Использование восковых мелков решают временную задачу завершения работы на уроке. Спасибо и за хорошие детские работы. Это Ваша заслуга. Спасибо!
Валентина Николаевна Трофимова # 1 февраля 2015 в 23:35 +1
Здравствуйте, ваш мастер-класс - это отличный урок. В нем есть все! Творческие работы детей тому доказательство. Молодцы! +1
Татьяна Александровна Коршунова # 6 февраля 2015 в 01:46 +1
Очень понравилось, что дети не просто рисуют снегурочку, но и осваивают пропорции лица.Два в одном.Хороший педагогический прием.+1
Майя Валерьевна Михайлова # 7 февраля 2015 в 18:47 0
Семилетний возраст для такой работы маловат, не все шестиклассники в состоянии поделить лицо человека на три части, и глаза для первоклашек немного сложновато. Такое задание надо давать от 3 класса и старше, если конечно имеются ввиду обычные средние образовательные школы. А так задание интересно своим содержанием, стишками и загадками, детям это интересно, но важен и результат на бумаге.
Елена Геннадьевна Глушкова # 13 февраля 2015 в 18:26 0
Я согласна с Майей Валерьевной,задание не по возрасту, но сам мастер-класс мне очень понравился, стихи и загадки очень хорошие!Я попробую упростить задание и провести такое анятие в изостудии, рисовать будем портрет мамы. smile
Ирина Алексеевна Щепёткина # 20 апреля 2015 в 12:37 +2
Здравствуйте, Мария Владимировна. Очень интересный и познавательный мастер-класс, всё очень понятно. Считаю, что дети подготовительной группы вполне могут самостоятельно поделить овал лица на три части и прорисовать черты лица. Спасибо за подробный МК.
Ольга Николаевна Капканова # 13 января 2017 в 17:42 0
Здравствуйте. Мастер-класс очень интересный. Пошаговое выполнение работы и дополнительная информация знакомит детей с жизнью девушек на Руси. Спасибо.