Педагогический проект. Тема проекта: «О судьбах огненных лет»
Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный.
Участники проекта:
•дети подготовительной группы «Солнышко»
•Учитель-логопед
•Старший воспитатель
Срок реализации проекта
Аннотация проекта
Проект рассчитан на месяц. В ходе проекта дошкольники пополнят свои представления о Великой Отечественной войне, том, как воины защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят ныне живущие люди, используя для этого различные формы и методы работы, а именно: беседы, рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, чтение художественной литературы.
Актуальность проекта:
Никогда не померкнет в веках подвиг, совершённый советским народом в Великой Отечественной войне. Двадцать семь миллионов жизней унесла война. Она не минула ни один дом, ни одну семью. Всюду — на полях боевых сражений и в тылу — ковалось солнце великой Победы. С тех пор прошло много лет. Но есть вещи, о которых не можем не помнить и не говорить, пока мы живы. Есть вечная память, которая делает нас лучше и добрее.
Проблема: утрата памяти об участниках Великой Отечественной войны в современных семьях. Ослабление внимания к памяти Великой Отечественной Войны.
Цель проекта:
Продолжать формировать патриотические чувства у старших дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
- Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- Формировать у детей интерес к истории своей семьи в военные годы.
- Обогащать и пополнять словарный запас детей, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
- Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом. Подготовка консультаций для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье», «Проблема возрождения традиций патриотического воспитания в семье».
Практический этап – реализация проекта.
Была проведена беседа с воспитанниками подготовительной группы «Солнышко» о Великой Отечественной войне, показана презентация о военных годах, как, тяжело было жить детям в военные годы.
Также побеседовали с Мерикиной Альбиной Григорьевной, которая рассказала детям о моем прадедушке Климентие Ивановиче.
Рассказ от имени Мерикиной Альбины Григорьевны
Война – это страшное событие, которое унесло жизни многих людей и изменило судьбы миллионов. С той Великой Отечественной войной 1941-1945 г.г. меня связывает воспоминания о моих дедах, бабушках и детских годах моих родителей. Родственники мои родом из деревни Кондратьево Семёновского района. Эта тихая деревенька стоит на пригорке, у маленькой безымянной речки, находится всего в 9 км от города Семёнова. За речкой – лес, а вправо от деревеньки были поля колхозные. Когда началась Великая Отечественная война 22 июня 1941 года ушли мужчины из этой красоты и приволья Родину защищать.
- Своих дедов я не видела, продолжает рассказ Альбина Григорьевна, знаю о них только по рассказам бабушек да родителей, других родственников.
Дед мой Мерекин Климентий Иванович – отец моего папы Григория Климентьевича. Дед мой родился в 1911 году. В 12 лет остался без матери, воспитывался в большой семье, где были отец, 7 сыновей и одна дочь. Мой дед был самым старшим сыном. Дед Клима был рослым красавцем (1м 90 см ростом) с выразительными серыми глазами. Работал конюхом в колхозной конюшне. Был очень трудолюбивым. В редкое свободное время любил играть на гармони, петь песни и частушки. Жена его ( моя бабушка) – Мерекина Федора Леонтьевна 1913 года рождения была небольшого росточка, очень трудолюбивая, добрая, сирота круглая с 7 лет, замуж вышла за деда в 22 года, вдовой стала в 28 лет и всю жизнь очень его любила.
Бабушка Федора
Жили они дружно, дед никогда не обижал бабушку, и было уважительное отношение к друг другу в их семье. Вся их семейная жизнь длилась всего 6 лет, из которых ему пришлось отлучаться на Белофинскую войну зимой 1939 г.- 1940 г.. Там он был ранен, почти год лечился в госпиталях. Вернулся домой, а в мае 1941 года его и еще несколько молодых мужчин из деревни снова вызвали в военкомат г. Семёнова, за 45 суток до начала войны. Бабушка пошла его провожать с двух недельной дочкой на руках ( моей тетушкой Александрой), родившейся в конце апреля 1941 года. Бабушка до самой смерти жалела, что проводила до околицы деревни, так как дед дальше ей не разрешил идти.
«Куда ты с грудным ребенком на руках далеко пойдешь? Возвращайся домой!»
А мой папа, которому было лишь 4 года, шел рядом с матерью. Так они расстались на всю жизнь. Пришло от деда Климы всего одно треугольное письмо, в котором было всего 7 словечек: «Едем на запад. Когда приедем на место, сообщу куда писать…» Вот и всё! А потом бабушке пришло извещение: «Пропал безвести – ваш муж Мерекин Климентий Иванович». Все братья деда и мой отец посылали запрос в военные архивы, но другого ответа не получили. Осталось от деда Климы всего лишь несколько фотографий, с которых смотрит не старый седой дедушка, а молодой мужчина, которому было всего 30 лет, когда он погиб на той страшной войне.
О том, как воевал мой второй дед Тимофей Артемьевич 1907 года рождения, я почти ничего не знаю. Он прошел всю войну, вернулся домой больным и умер в 1955 году.
Моя мама – Мария Тимофеевна рассказывала, как жили женщины и их дети - подранки войны.
Женская доля… Чтобы не впадать в панику и не думать о плохом, трудились с утра до утра. Женщины в деревне, да и после победы, держались сплоченной командой, помогали друг другу во всём.
Обе моих бабушки в колхозе и косили, и пахали плугом, и сеяли, и хлеб растили да молотили, лён да картошку выращивали. А по ночам своими домашними делами занимались, да ещё успевали из пряжи носки для солдат вязать, кисеты шить, на фронт отправлять. Строили и ремонтировали свои избы, бани, печки, возделывали большие огороды, растили и учили своих детей, и остались они одинокими в молодые годы.
Осенью устраивали они вдовий праздник. Не приглашали некого. В этот день с самого утра украшали цветами портреты своих мужей, вынимали из окованных железом сундуков одежду мужей – любимую рубаху, костюм. А после бригадир деревни берет последний сжатый сноп, обвивает его красной летной, украшает цветами и уносит в один из вдовьих домов. А там уже все готово: на столе расставлены деревенские угощения, бутылки истинного хлебного кваса и, конечно же, жаром дышащий, до блеска начищенный медный самовар для чая. Посидят вдовы, помолчат, вспомнят каждая о своём, а потом еще и песни поют.
Вдовы Всё меньше и меньше остается не только участников ВОВ 1941-1945 гг., но и убеленных сединой солдатских вдов. Но вот и моих бабушек давно нет в живых.
В военной и послевоенной жизни моих родителей было достаточно испытаний на стойкость. Они, как могли, помогали своим матерям. Терпели голод, холод, тяжелый труд. Мама часто вспоминала, как оставалась за старшую в доме, нянчилась с младшими сестрами и братьями. Как из леса в мороз на деревянных санях да через плечо сушняк возили и носили, чтобы топить печи. Дров не хватало в те суровые холодные зимы, собирали в поле колоски, картофель. Горя предостаточно выпало на их детские годы.
Память о воинах, не вернувшихся с той страшной войны, живет, и по сей день. В каждой деревне есть памятники, на которых упомянуты имена всех односельчан. В деревне Кондратьево стоит такой памятник, на плитах которого высечены среди других и фамилия, имя и отчество моего деда Мерекина Климентия Ивановича. Мы ежегодно посещаем эти места и отдаем дань, возлагая цветы.
70 лет прошло со дня Победы нашего народа в той страшной войне. 70 лет над Россией мирное небо. И хочется говорить постоянно молодому поколению:
Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Роберт Рождественский
«Встреча родных с войны!»
Итоговый – подведение результатов.
- заучивание с воспитанниками стихотворений к празднику Победы.
Ожидаемый результат:
•формирование интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне;
•осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
•осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Великая Отечественная война оставила след практически в каждой семье нашей страны и память об этом должна быть сохранена. Очень важно чтобы люди помнили, какие страдания и ужасы несет война. К сожалению, сейчас эта проблема стала особенно остро.
Каждый молодой человек должен знать, помнить и чтить память о героических поступках своих родных и делать все по недопущению повторения трагедии.
Мои прадедушки для меня ГЕРОИ с большой буквы и я буду их помнить и пронесу через всю жизнь память о них.
Используемая литература:
1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
2.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и Д», 2005 г.;
3.Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004 г.;
4.Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание» - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г.
5.Рассказ Мерикиной Альбины Григорьевны
6.Фотографии из семейного архива
Рекомендуем посмотреть:
Проект к 9 мая в подготовительной группе ДОУ
Познавательный проект к 9 мая по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников с п
Реализация краткосрочного проекта ко Дню Победы в старшей группе ДОУ
Организация проектной деятельности детей в подготовительной группе к 9 мая - День Победы