Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов с презентацией. Озеро Байкал

Внеклассное мероприятие по экологии, 6-7 класс
Автор: Акопян Марина Александровна, учитель биологии
Мероприятие предназначено для учителей биологии,географии, классных руководителей и воспитателей коррекционных школ VIII вида. Возраст участников 13-14 лет. Данная разработка мероприятия может быть использована во внеклассной работе по биологии, географии или на расширенном заседании кружка по биологии или географии.
Тема: «Озеро Байкал»
Цели: ознакомление с природой Байкала, экологическими проблемами и пути решения.
Задачи:
- познакомить учащихся с озером Байкал, показать его уникальность, познакомить с животным миром озера, дать некоторые исторические знания о Байкале;
- развивать речь учащихся, память, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к Родине, к природе, бережное отношение.
Сегодня на нашем мероприятии мы познакомимся с одним из великих озер планеты Земля – с озером Байкал (слайд №1,2,3).
Байкал слишком велик и таинственен. Для начала обратимся к географической карте. Вот он какай Байкал! Из космоса Байкал имеет форму молодого месяца (слайд №4).
Из космоса виден древнейший Байкал,
Его полумесяц лазурный.
Он славу себе на планете снискал,
Воспет нашим временем бурным.
Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал.
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.
Байкал – одно из древнейших озер планеты.
А вот еще некоторые данные об этом озере:(слайд №5)
Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км. Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана.
По площади Байкал занимает шестое место среди крупнейших озер мира.
Длина береговой линии 2100 км.
Глубина Байкала -1631 м. По глубине Байкал занимает первое место
среди озер земного шара.(слайд №6).
Средняя глубина озера – 745 м, максимальная глубина озера 1642 м
Но такая глубина не везде. Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище
пресной воды – в нем сосредоточено около 19 % мировых запасов (слайд№7).
Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина – древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.
Байкалу нет равных озёр на Земле –
Он самый глубокий и чистый!
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым.
В Байкал впадает в среднем 336 рек и речек, а вытекает одна Ангара – приток Енисея.
Самая крупная река Селенга (слайд №8,9).
Как вы думаете, почему Байкал называют Байкалом? (слайд №10).
Происхождение названия Бай – Куль (тюрк.) – богатое озеро Байгаал – Далай (монг) – богатый огонь Бэй-Хай (кит.) – северное море Байкал- одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет.
Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет,
а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли.
На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира (слайд №11). Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном.
Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.
Легенда Байкала.(слайд №12).
Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять ее воды.
Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого якута. Полюбила реку Енисей и стала выносить воды своего отца любимому.
В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее. Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом. Красив Байкал в любое время года! (слайд №13,14,15,16).
Громадная глубина, удивительная чистота и прозрачность воды, суровая сказочная красота берегов.
Высокие волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы, далеко разносится звук мощного прибоя (слайд №17).
Наша яхта подходит к самому большому острову Байкала – острову Ольхон.
На Байкале 27 островов, из которых самый крупный –Ольхон. (слайд №18)
В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала (слайд №19).
Сюда по преданиям спустился с неба главный из ханов –Хаан –Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла –беркута его сын по имени Хан Шубу, который первым получил шаманский дар.
Погрузимся в подводное царство озера.
Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме.(слайд №20).
Глубина 100 м (слайд № 21,22)На такой глубине встречаются бычки и хариус. Хариус – одна из самых пестрых и красивых рыб России. Вес его достигает от 500 до 1500 грамм. Обитает не только в озере, но и в реках Сибири.
Глубина – 150 м(слайд №23)
На такой глубине довольно много времени проводит омуль. Самый крупный размер омуля – 50 см, вес до 5 кг.
Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба.
Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале. Омуль – крупная промысловая рыба весом до 3 кг. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.
Глубина 200 м(слайд №24) Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более,
достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно.
Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала.
Сейчас осетр занесен в Красную книгу.
Глубина 380 м(слайд №25,26) Вот она! Это же и есть голомянка.
Голомянка – живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности.
В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.
Более 70% обитателей Байкала не встречаются в других водоемах планеты.
К числу таких видов относится голомянка- розовато-белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка.
Глубина 500 м(слайд №27) За иллюминатором серебрястые голомянки и планарии. Очень красиво.
Не только рыбные ресурсы Байкала, но и пушные богатства Прибайкалья и Забайкалья издавна привлекали сюда переселенцев.
Шкурки баргузинского соболя – самый ценный мех в Сибири (слайд №28).
Он заслуженно пользуется мировой славой.
Обычны в тайге пышнохвостые белки – еще один объект пушного промысла (слайд №29).
Мы прощаемся с островом Ольхон.
Народы, населявшие берега озера, называли озеро - Байкюль, что значит «богатое озеро».
И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром.
В настоящее время известно 1550 видов и разновидностей животных,
1085 растительных организмов (слайд №30,31).
По данным института Сибирского отделения РАН в озере 2630 видов растений и животных.
Такое обилие органического мира объясняется большим количеством кислорода в воде. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны.
Их обитатели на 2/3 эндемичны (т.е. неповторимых), то есть живут только в этом водоеме.
Байкал – пресноводный, с прозрачной водой,
И живности в водах немало:
Осётр, голомянки, таймени с плотвой,
Сиг, омуль – эндемик Байкала.
Байкальская нерпа в тех водах живёт,
А берег – гнездовье для птицы,
Увидишь орланов и чаек полёт.
Медведи приходят кормиться.
В горах Прибайкалья живёт кабарга –
Олень, самый маленький в мире,
А склоны вокруг покрывает тайга,
Богатая флора Сибири. Немного о прибрежной природе.
Тайга подходит вплотную к Байкалу и потому здесь разнообразен животный мир. Конечно, главным промысловым зверем считается соболь(слайд №32).
На открытых, травянистых участках гор медведи так же находят обильный стол – различные виды зонтичных и бобовых. Именно в этих ландшафтах и только в строго определенные периоды года можно наблюдать такое множество медведей.
Северные берега Байкала уникальны и единственны в этом отношении. (слайд №33)
Появление медведя на берегу Байкала носит характер массового регулярно
повторяющегося явления. Их можно видеть здесь со 2-ой декады июня, в зависимости от того, когда исчезают льды на Байкале и начинается лет ручейников.
Байкал привлекает медведей множеством различного корма, озеро выбрасывает жуков, стрекоз, моллюсков, мертвых бычков, голомянок, иногда и молодых нерпят. В широкой полосе байкальского побережья на грани двух стихий – земли и воды находят приют обитатели, жизнь которых теснейшим образом связана как с водой, так и с сушей.
Орлан-белохвост, скопа, черный коршун, несколько видов чаек, гнездящихся на островах, - основные виды пернатых,без которых берега Байкала трудно себе представить (слайд №34,35,36,37,38).
Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская,
имеющая общего предка с северным тюленем (сл.№39).
Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями.
Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Большая часть нерпят появляется в середине марта, рождаются на льду, в снежном логове и пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют. Детеныши имеют мех белого цвета – это их охранительная окраска (слайд №40).
С переходом на питание рыбой их цвет меняется: серебристо-серый у 2-3 месячных, буро-коричневый – у более старших. Нерпа-один из трех пресноводных тюленей мира. Эти животные очень любопытны, часто подплывают к судам и долго на них смотрят(слайд №41).
Конечно же всех животных не перечесть. Их много и все они нуждаются в защите(слайд №42,43,44,45).
Еще одной особенностью озера является его прозрачность – до 40 метров.
Ни один водоем на Земле не имеет такую высокую прозрачность воды (слайд № 46,47,48). А теперь о печальном . Байкал – уникальное озеро, но как и у любого природного объекта у него есть свои экологические проблемы.
В 1996 году озеро было внесено в Список объектов Всемирного значения ЮНЕСКО (слайд №49). Байкальский Целлюлозно-бумажный комбинат. В 1966 году начал действовать БЦБК.
В результате чего начали деградировать прилегающие территории озера.
Отмечается усыхание тайги (слайд №50).
В сентябре 2008 года комбинат пришлось остановить. Однако в январе 2010 года было принято постановление фактически разрешающее Байкальскому ЦБК сливать промышленные стоки в Байкал, сжигать и складировать любые отходы на его берегах (слайд №51).
10 марта 2010 года общественные организации России объявили о создании коалиции «За Байкал» и начале сбора подписей под обращением в ЮНЕСКО.(слайд №52,53). Восточный нефтепровод.(слайд №54).
Компания «Транснефть» ведет строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»,проходящего в районе Байкала. В итоге, при разливе нефти пострадала бы вся уникальная экосистема озера.
В Иркутске 18 марта 2006 года состоялся митинг против строительства нефтепровода. В результате В.В.Путин 26 апреля 2006 года запретил этот проект. В данное время нефтепровод строят за пределами водосбора Байкала. В 1956 году озеро использовалось в гидроэнергетике.
Оно стало составной частью Иркутского водохранилища. В результате уровень воды поднялся на 1 м (слайд №55). Кроме промышленных предприятий озеро загрязняется бытовым мусором.
Регулярно проходят рейды по его уборке, но к сожалению меньше его не становится (слайд №56,57,58).
Байкал привлекает туристов со всей планеты (слайд №59). В 70 км от Иркутска располагается поселок Листвянка – самое популярное место туризма на Байкале. Отсюда берет начало большинство круизов по озеру.
На различных участках вокруг озера проходит Большая Байкальская Тропа.
Байкал один на всей планете,
Другого – просто не дано…
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тысячи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
Байкал – это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
Заводы ж, селения, «дикий туризм» –
Давно его взяли в осаду.
Бушует священный Байкал и шумит
И волны кидает в нас, скомкав,
Как будто душа у Байкала болит
За то, ЧТО оставим потомкам…
Байкал и соседние с ним хребты все шире используются для отдыха населения.
По берегам озера создают туристические базы и дома отдыха (слайд №60).
Байкал – это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
Заводы ж, селения, «дикий туризм» –
Уже его взяли в осаду.
Бушует священный Байкал и шумит
И волны кидает в нас, скомкав,
Как будто душа у Байкала болит
За то, ЧТО оставим потомкам…
Мы, Нынешнее поколение, должны сохранить это богатство, охранять природу Байкала – это значит охранять и его берега, природу всего водосборного бассейна (слайд №61).
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, ветрами споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать.
Презентация на тему: Озеро Байкал

Рекомендуем посмотреть:

Видеоролик по экологическому воспитанию в начальном звене Конспект НОД для детей средней группы на тему: Осень Конспект НОД по проблемному обучению в старшей группе. Покормите птиц зимой Экологическая сказка для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Викторины для старшеклассников. Тема: Экология

Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Экология

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Конспект внеклассного мероприятия по биологии Озеро Байкал. Презентация | Формирование экологической культуры школьника
Опубликовано: 3272 дня назад (7 января 2016)
Просмотров: 6183
+7
Голосов: 7
Инна Александровна Энна # 7 января 2016 в 13:58 +2
Очень интересная разработка!!!! Ознакомились с природой Байкала.
Наталия Алексеевна Ивлиева # 7 января 2016 в 18:48 +4
Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время очень актуально! Данное мероприятие расширяет кругозор учащихся, заставляет задуматься и понять, что природу необходимо беречь!Замечательно, что есть презентация! Отдаю свой голос! v
Елена Юрьевна Шишлакова # 7 января 2016 в 20:15 +4
Добрый вечер, Марина Александровна!
Спасибо за приглашение! Очень интересная, содержательная информация представлена в Вашей работе. Такое мероприятие будет познавательно для учащихся, как обучающее и воспитательное. Понравилась легенда об озере Байкал и презентация. Ваша работа заслуживает внимания.
Примите голос!
Галина Станиславовна Бердник # 7 января 2016 в 22:42 +4
Марина Александровна, добрый вечер!Познакомилась с Вашим занятием, прониклась уникальностью озера Байкал, его историческими фактами. Посредством познаний о животном и растительном мире, прививается любовь и бережное отношение к природе. Спасибо за предоставленный материал!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 8 января 2016 в 08:30 +3
Здравствуйте, Марина Александровна! Благодарю за отличную познавательную экскурсию к озеру Байкал. Давно мечтаю побывать в этом уникальном месте нашей страны, благодаря Вашему материалу получила возможность прикоснуться к величию Байкала. Материал представленный Вами глубоко интересен и педагогам, и детям, так как содержит информацию исторической, познавательной, экологической направленности. Поэтический материал удачно дополняет энциклопедический, придавая живость. Голос № 4 и дальнейших успехов!
Ольга Ивановна Измоденова # 14 января 2016 в 14:05 0
Увлекательный конспект. Так и хочется взять и провести его с детьми. очень творческий подход к материалу. Спасибо за Ваш труд!
Анатолий Дмитриевич Бабухин # 20 марта 2017 в 10:52 +1
Шикарное занятие экологической направленности. Интересное, познавательное, очень зрелищное занятие, имеет огромную образовательную направленность. Очень понравилось занятие, советую познакомиться с ним и использовать.Прекрасные стихи и фотоматериал.