Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности, 7-9 класс
Конспект урока, посвящённого Дню славянской письменности
Цели урока:
1.Активизировать знания учащихся, полученные при изучении истории Отечества, литературы;
2.Познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности;
3.Привить чувство осознанной гордости к истории возникновения славянской письменности;
4.Знакомство с новыми словами, пополнение словарного запаса учащихся;
5.Создать атмосферу "погружения" в эпоху формирования письменности славян.
Словарь: конгломерат - соединение чего-то разрозненного
ареол - область распространения чего-нибудь на земной поверхности
канонизация - причисление к лику святых
Оборудование: карта, выставка (страницы из рукописных книг, можно слайды)
Ход урока
Учитель: Дорогие ребята, сегодняшний праздник посвящён Дню славянской письменности.
-Какие слова можно подобрать к слову славянский? (славянский народ, славянский эпос, славянские языки и т.д.)
-А что означает славянский? (относящийся к славянам, к их языкам, образу жизни, культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане), южнославянскую (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы))
- А почему именно 24 мая мы празднуем День славянской письменности? (потому что славянскими учителями считаются Кирилл и Мефодий и почитаются они во всей христианской Православной церкви как святые и равноапостольные).Память их празднуется в церкви 24 мая. И поэтому во всех славянских странах, в том числе и в нашей стране, этот день объявлен Праздником славянской письменности.
Постановка целей урока
Сегодня мы вспомним:
Как образовался славянский народ, где жил, какой год мы считаем годом рождения славянской письменности.
Почему именно Кирилл и Мефодий были канонизированы (причислены к лику святых) и их называют святыми и равноапостольными.
Что означает "кириллица", какие изменения произошли в кириллице на протяжении веков.
1-й чтец: А собрались-то мы в палате белокаменной не от скуки ведь, не от горюшка. А дабы поведали нам люди добрые мысли мудрые, мысли книжные, дабы узнать о героях древних да восславить дела их добрые!
2-й чтец: Отрывок из "ПВЛ" (худ.пересказ)
Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжити и как возникла Русская земля.
Так начнём повесть сию. Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились.Так одни пришли и сели на реке по имени Морава, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот ещё те славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле, и прозвались ляхами, а от тех ляхов поляки пошли.
Так же и эти славяне пришли по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота.Славяне же, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем - словенами и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму, и прозвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская.
Учитель: Вот так древнерусский памятник объясняет происхождение большой этнической группы - славян. Европа в 9 веке представляла собой конгломерат трёх великих культурных ареолов: римско-германского, греко- византийского ещё слабо оформившегося славянского - самого, однако, обширного из всех трёх: простиравшегося от Верхней Волги до Адриатического моря.Из всех ареолов славянский был наиболее целен этнически, обширен территориально, но вместе с тем молод в культурном отношении.
3-й чтец. Разрозненная, раздробленная Русь. "Нельзя русичам жить порознь, аки серые волки в лесах", думает Владимир Красное Солнышко, великий и мудрый князь. И полетели во все концы, во все стороны Руси гонцы князя с тем, чтобы посмотреть, как жизнь русичей течёт. Христианская религия лишь одна по силе и красоте своей могла бы сменить язычество. И с Крещения Руси начинается история русской, украинской и белорусской и всей славянской культуры.
4-й чтец. Художественный пересказ отрывка из "ПВЛ"
Начали братья составлять славянскую азбуку. Ростислав, Святополк, Коцел послали к царю греческому Михаилу, говоря:
- Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, истолковал святые книги, ибо мы не знаем ни греческого, ни латинского. Одни учат нас так, другие иначе, оттого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о их смысле.
Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им речи славянских князей. И сказали философы:
- Есть муж в Солуни, именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык, Кирилл и Мефодий.
Уговорил царь братьев и послал их в Славянскую землю. Когда же братья пришли, начали составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангелие и Псалтирь. И собрали хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого языка на славянский в шесть месяцев.
Учитель: Вот так древнерусский памятник рассказывает о зарождении славянской письменности, о создании Константином Философом (Кириллом он стал после крещения) на рубеже 60-х годов 9 века славянской азбуки.
Ребята, а вы знаете кем были Кирилл и Мефодий, болгарами или греками?
5-й чтец: Братья родом из македонского города Солуни (современный город Салоники в Северной Греции). Здесь жили и те и другие. А сколько ещё народностей жило в Солуни? Вряд ли поэтому нужно настаивать на чистоте происхождения братьев. Братья владели славянским языком как родным, но как родным они владели и греческим. Знать греческий язык, как свой собственный, необходимо было каждому культурному человеку того времени, как, скажем, французский в России 18-19 веков. Знать славянский язык во всех его тонкостях и не делать ошибок в нём могли только люди, принадлежавшие к этой культуре.
Учитель: Автор "Пространного жития Кирилла" признавал Кирилла славянином. Дело в том, что "чудеса", которые предшествуют рождению любого святого или сопровождают его детство, всегда носят пророческий характер. Они указывают, в какой области святости прославит себя святой: будет ли великий постник, проповедник, мученик или кто-либо другой. И вот...младенец Константин никак не хотел питаться молоком кормилицы, а только родной матери. Это, возможно, знаменовало собой служение народу своей матери. Чудо это предвещало его деятельность среди родного ему народа. Национальность того или деятеля культуры определяется не составом крови. Вовсе не важно, кем были отец , мать, прадеды славянских просветителей. Истинная национальность определяется тем, к какой культуре человек принадлежит, какому народу служит.
6-й чтец: О жизни Мефодия сведения крайне скудны. Он был управителем одного славянского княжества, но отягощённый волнениями жизни Мефодий отказался от должности и удалился в монастырь, где принял монашество. В этот монастырь и пришёл его брат, Кирилл, где они стали составлять, видимо, азбуку. Эта азбука называется кириллицей.Она создана на основе греческого алфавита. И вот эта удобная кириллица после принятия христианства нашла широкое применение. Кириллицей писались богослужебные книги. Во времена Кирилла и Мефодия книгопечатание ещё не было изобретено, и все книги были рукописные.
Учитель:
Обратите внимание на выставку. На этой выставке представлены некоторые моменты рукописного творчества.
По заказу киевских князей и их приближённых создавались богато украшенные орнаментами и миниатюрами рукописные книги. Многочисленные заставки и заглавные буквы придавали рукописи сходство с драгоценным ювелирным изделием. Всё художественное оформление подчинено единому стилю и отвечало идейному содержанию произведения. Рукописи украшались заставками, заставками-рамками, инициалами (крупными заглавными буквами).В них использованы растительные и геометрические мотивы. Нередко силуэты зверей и людей образовывали заглавные буквы, создавались хитроумные переплетения из ремней, жгутов, лент.
Серьёзным изменениям кириллица подверглась в начале 18 века в связи с введением в 1708 году по указу Петра 1 нового гражданского алфавита. Он был предназначен для печатания книг светского содержания. В 18 веке были приняты латинские названия букв (А,БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ...) вместо старых АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ...
Смена названий букв произошла не сразу, был длительный переходный период. Вспомним, как дед Каширин учил своего внука Алёшу Пешкова азбуке...(можно разыграть сценку)
-Видишь фигуру? Это - азъ. Говори: Азъ, Буки, Веди!
-Это что?
-Буки!
-Попал!
-Это?
-Веди!
-Врёшь, азъ! Гляди, гляди: глаголь, добро, есть..
Но уже с конца 18 века, начала 19 века стали употребляться и новые, современные названия. Например, у Пушкина в "Евгении Онегине" читаем:
Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На затуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Здесь явно новые названия (об этом говорят и ритм и рифма стиха): О и Е, а не ОН и ЕСТЬ, как это было в старой азбуке.
В 1963 году отмечалось 1100 лет славянской азбуке. И за эти 1100 лет в русский алфавит введены всего лишь 3 новые буквы:
Й - утвердила Академия наук в 1735 году;
Э - узаконил Пётр 1;
Ё - заслуга Н.М.Карамзина.
То, о чём мы сейчас рассказали, ребята, является лишь малой толикой в огромном море того, что известно о славянах, их культуре.
Итог урока:
-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какой год мы считаем годом рождения славянской письменности?
- Почему Кирилл и Мефодий были канонизированы и их называют равноапостольными?
Вывод: (после беседы с детьми делает учитель)
Ребята, язык – первооснова знания и культуры, без языка мы не смогли бы объясниться друг с другом. Мы сегодня на уроке говорили о происхождении азбуки. Но, кроме этого очень важно знать и понимать,почему алфавит расположен именно в таком порядке: А, Б, В, Г… И неужели буква в нём только буква? В русском языке буквенные знаки или буквицы имеют своё отдельное значение. И одна буквица может быть и буквой, и словом, или даже целой фразой. (слайд)
Аз-Буки-Веди-Глаголь…. Эта азбука имеет определённое расположение букв. Читаем. « Я, Буквы Ведающий, Глаголю (Утверждаю) – Добро Есть Живот (Жизнь). Земля, Как И Люди, Мыслите (Помните) О Нашем Покое (Прошлом), Реки (Говори) Твёрдые Слова, Ук (Ученик, Человек), Хранящий Прекрасное (Червь) , Путь Имеет (Ъ - иметь)(С пути не собьёшь)».
Мы говорим о названии и значении этих букв, но то, что в этой азбуке хранится память народная, заповедь, умалчиваем. Начиная учить грамоту, ребёнок получал заповедь, что такое Добро, Память. Начиная свой путь, постигал Память народную, историю своих предков. Нет Истории - нет Памяти, нет Памяти – нет Народа. И можно манипулировать этой аморфной массой как угодно и кому угодно. Ведь всем известно, тот, кто не знает истории, не имеет будущего.
Перейдя на звуковую азбуку (А, Бе, Ве, Ге), облегчив путь при обучению чтению, мы ушли от того, что питает нас, что является жизненным стержнем, первоосновой всего. « Не условным звуком учится только ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» - так определял К.Д. Ушинский.(слайд с высказыванием)
Ребята! Теперь вы знаете, что вам во владение дан невероятно богатый язык, беречь и хранить его - наша важнейшая задача,хотя бы для того, чтобы мы не изжили себя, как народ.
Домашнее задание: оформить рукописную страничку
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 6-8 классах
Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс
Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 5 класса
Похожие статьи:
День славянской письменности. Сценарий для школьников
Интеллектуальная игра по литературе
Интеллектуальная игра Умницы и умники для 5 класса
Интеллектуальная игра по творчеству Пушкина для 5-6-7 классов
Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству Н. А. Некрасова