Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы" с презентацией
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме "Зимующие птицы"
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский. Описание: Данное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе. Оно будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ. Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Зимующие птицы». Задачи: Коррекционно-образовательные:
• совершенствовать навыки словообразования;
• совершенствовать грамматический строй речи;
• совершенствовать связную речь детей. Коррекционно-развивающие:
• развивать общие речевые навыки;
• автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;
• упражнять детей в умении пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок;
• развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей;
• воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Содержание Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте со всеми поздороваемся.
Логоритмическое упражнение «Зашагали ножки» Логопед: Жили-были Ваня с Таней. Однажды дети играли в комнате и вдруг услышали …. (фонограмма метели).
Что это? Дети: метель. Логопед: Верно. Дети подошли к окошку посмотреть … А там … Мороз Иванович узоры на окне рисует. Улыбнулся он детям и говорит: «Буду я вам сейчас разные задания задавать. Если вы их все выполните, то получите от меня подарочек». Расстроились дети: « А вдруг мы не сможем выполнить все задания?».
Поможем им? Дети: Да. Логопед: Тогда в путь.
Птичек зимующих Петя снимал,
В фотоальбоме потом размещал.
Если их знаешь – тогда называй.
Если не знаешь – то запоминай.
Дети называют птиц (голубь, свиристель, воробей, клест, сорока, сова, дятел, синица, снегирь, ворона, галка, глухарь).
Логопед: Молодцы! Следующее задание Мороза Ивановича – игра «Скажи наоборот».
Игра «Скажи наоборот»
- Глухарь большой, а синица …
- Сова летает ночью, а голубь …
- У сороки хвост длинный, а у воробья …
- У снегиря клюв прямой, а у клеста …
- Галка летает высоко, а глухарь …
- Ворона кричит громко, а голубь …
- У сороки спинка черная, а живот …
- У синицы короткий клюв, а у дятла …
Логопед: Молодцы! А почему эти птицы называются зимующие? (ответы детей)
А как вы думаете, легко птицам живется зимой? (ответы детей)
А как люди могут помочь птицам перезимовать? (ответы детей)
А чтобы подкармливать птиц, что люди делают? (кормушки)
Логопед: Вот и Ваня с Таней сделали кормушку и пошли кормить птиц. Много птиц прилетало к кормушке. А самые смелые брали корм прямо из рук Ванюшки.
Отгадайте, кто у Ванюшки, а кто у кормушки.
Игра «Кто у Ванюшки, а кто у кормушки?»
- У Ванюшки синица, а у кормушки синицы.
- У Ванюшки воробей, а у кормушки воробьи.
- У Ванюшки галка, а у кормушки галки.
И т.д.
Логопед: Подкормились птицы и полетели по своим делам. А дети решили поиграть.
Музыкальная игра «Идем-крадемся»
Вот и птички к нам возвращаются.
Птички целый день летали,
Очень крылышки устали.
Дружно сели отдыхать.
Помоги их сосчитать.
Игра «Посчитай птиц»
Дети считают птиц и в конце подсчета подводят итог.
- Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. Прилетело пять воробьев.
- Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей. Прилетело пять снегирей.
- Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов. Прилетело пять дятлов.
И т.д.
Логопед: Вернулись дети домой и решили порисовать.
Взяла Таня карандаш и большой альбом.
Что она раскрасила, давай-ка назовем.
Игра «Что раскрасила Таня» Дети должны посмотреть на картинку и назвать, что раскрасила Таня.
- Таня раскрасила голову (грудку, спинку, живот, крыло, хвост, клюв, лапки, перо).
- Таня раскрасила снегиря.
Логопед: Таня нарисовала только снегиря, а Ваня нарисовал много разных картинок. Давайте с ними теперь поиграем. Картинки называем – предложение составляем.
Игра «Составь предложение»
Дети составляют предложения с помощью мнемотаблиц.
Логопед: Так понравилось детям как вы предложения составлять умеете, что они решили для вас целый рассказ придумать. Послушайте, что у них получилось.
Как дети помогали птицам
Наступила морозная зима. Выпало много снега. Зимующим птицам стало трудно добывать себе корм. Они прилетели в парк к кормушке. Она была засыпана снегом.
Дети решили помочь птицам. Они расчистили кормушку от снега, насыпали в нее зернышки, крошки, развесили сало и ягоды.
К кормушке прилетели снегири, воробьи, синицы и голубь. Синицы стали клевать сало, снегири – ягоды, а воробьи и голубь – крошки и зернышки. Наелись птицы и весело защебетали.
Логопед: О ком этот рассказ?
Почему птицам стало трудно добывать корм?
Куда они прилетели, чтобы покушать?
Что они там увидели?
Кто помог птицам?
Как дети помогли птицам?
Какие птицы прилетели к кормушке?
Что клевали синицы (снегири, воробей и голубь)?
Наелись птицы?
Что стали делать птицы, когда наелись?
Логопед: А кто теперь из вас хочет рассказать весь рассказ сам? 2-3 ребенка рассказывают рассказ самостоятельно.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы все задания выполнили. И за это Мороз Иванович вам подарочек оставил. Вы по группе походите и подарок отыщите. Игра «Холодно - жарко"