Логотренинг для дошкольников по мотивам русской сказки "Лиса и дрозд"
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата, мимики, общей и мелкой моторики, всех компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
3. Развивать подвижность лицевой мускулатуры и формировать невербальные навыки выражения чувств.
4. Развивать мышление и связную речь детей.
5. Развивать фонематический слух, чувство ритма, просодику.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию логопедический тренинг для детей старшего дошкольного возраста составленный по мотивам русской сказки "Лиса и дрозд". В этот тренинг вошли упражнения для кистей и пальцев рук, артикуляционные, фонематические, ритмические, просодические и эмоционально-мимические упражнения, а так же задания для развития связной речи детей, их мышления и фантазии.
Описание артикуляционных упражнений (АУ) можно найти в работах, опубликованных мною ранее:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/metodicheskie-rekomendaci-dlja-vypolnenija-artikuljacionyh-uprazhnenii.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kompleks-artikuljacionyh-uprazhnenii-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/artikuljacionaja-gimnastika-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Описание пальцевых упражнений (ПУ) можно посмотреть тут:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kartoteka-uprazhnenii-dlja-kistei-i-palcev-ruk.html
Данный материал будет полезен логопедам, психологам, педагогам дошкольного образования, родителям.Содержание
Эта сказка про разбойницу-лису.
О ее проделках знают все в лесу!
(ПУ "Погрозить пальцем")
Обижает всех подряд:
Дятлов. уточек, мышат,
(ПУ "Дятел", "Гусь", "Мышка")
Бедных зайчиков и маленьких ежат.
(ПУ "Заяц", "Ёж")
Чересчур лиса гордится, что сильна!
(ПУ "Когти")
Просто так, от скуки, слабых бьет она:
(ПУ "Драка")
Бабочек и паучков,
(ПУ "Бабочка", "Паук")
Тараканов и жучков,
(ПУ "Таракан", "Жуки")
И улиток. и клещей, и червячков.
(ПУ "Улитка", "Клещи", "Червячки")
Как-то раз спала под деревом лиса,
(АУ "Сон")
Разбудили ее птичьи голоса.
(АУ "Тише")
Нюхает лиса птенцов:
"Вот на завтрак мне мясцо,
(АУ "Вкусно")
А в гнезде, как в чашечке, свежее яйцо!"
(АУ "Чашечка")
Принялась лиса шипеть, птенцов пугать,
(АУ "Шипение")
Пеньем их к себе пыталась подозвать.
(АУ "Песенка")
А птенцы в гнезде сидят
И от ужаса дрожат,
(АУ "Дрожание")
В пасть к лисице попадаться не хотят.
(АУ "Надо же!")
Сдуть гнездо решила хитрая лиса.
Трепетали листья, словно паруса.
(АУ "Парус")
Стала дерево качать,
Громко фыркать и ворчать
(АУ "Фырканье")
Да вдобавок угрожающе рычать!
(АУ "Рычание")
Горько плакали птенцы: "Беда! беда!"
(С помощью мимики и жестов изображаем страх и плач.)
Тут отважный дрозд воскликнул из гнезда:
(С помощью мимики изображаем смелость.)
"Умирать я не спешу,
Подожди, лиса, прошу,
Перед завтраком тебя я рассмешу!"
(С помощью мимики и жестов изображаем хитрость, мольбу.)
Зарычала недовольная лиса,
(Изображаем гнев.)
Удивилась: "Это что за чудеса?"
(Изображаем удивление.)
И сказала: " Так и быть,
(Изображаем снисходительность.)
Если сможешь рассмешить,
Я не стану этих птенчиков губить".
(Изображаем доброту.)
Полилось тут птичье пенье из гнезда.
Повторите трели этого дрозда.
Фонематическое упражнение.
Дети повторяют за педагогом: фью-фье, фью-фье-фья, фью-фье-фью-фья и т. д.
Дрозд на веточке плясал,
Громко лапками стучал,
Коготками от чечетку отбывал.
Ритмическое упражнение.
Повторять ритмические рисунки типа "ТУк, тук-тУк, тук-тук-тУк"
Дрозд рычал протяжным басом, как медведь: "Ы-ы-ы"
(Просодическое упражнение. Петь низким голосом.)
И пискляво, как комар, пытался петь: "И-и-и"
(Просодическое упражнение. Петь высоким голосом.)
А лиса грустит, ворчит,
Недовольная сидит.
Подскажите: что лису развеселит?
(Дать детям пофантазировать и высказаться.)
Крикнул дрозд: " Довольно, лисонька, скучать!
Предлагаю тебе в жмурки поиграть:
Завяжи глаза платком,
Не подглядывай тайком
И на голос мой шагай ты прямиком".
Здесь (на усмотрение педагога) можно предложить детям поиграть в игру "Иди на звук".
Выбираем одного водящего - Лиса и завязываем ей глаза. Все остальные - Дрозды. У дроздов колокольчик, нужно позвонить в него и передать другому, двигаясь по комнате. Лиса должна идти на звук колокольчика, чтобы поймать дрозда. Дрозды должны двигаться по комнате так, чтобы лиса не смогла никого поймать.
Так в капкан завел лисицу мудрый дрозд.
Прищемил капкан лисице рыжий хвост.
Плачет лисонька: "Прости, умоляю, отпусти!
Обещаю хорошо себя вести!"
Поверим лисе? Выпустим ее из капкана?
(Дать детям поразмышлять на данную тему.)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий универсального логопедического тренинга для детей старшего дошкольного возраста
Логопедический тренинг для детей 5-7 лет
Логопедический тренинг для старших дошкольников 5-7 лет. Сценарий